Марокко: путевые заметки. Часть II

Nov 13, 2013 15:18

Еда
Национальная кухня изобрела "таджин" - так называется высокий конусообразный горшок для приготовления еды, а также полученные в нем яства. Таджины бывают из овощей, из мяса с овощами, просто из мяса с яйцом (kefta tagine - самый вкусный, на мой взгляд). В Касабланке пробовал рыбный таджин из мерлана. Обычная цена таджина - 30-40 дирхамов, в туристических местах - 70-100. В Эль-Джадиде видели килограммовые таджины по 160-165 дирхамов... Надо было заказать, обожраться и вспоминать о том с удовольствием ))

Кстати, чем пафоснее место, тем хуже таджин. Настоящий таджин - только из печи, горячий, как котлы в аду. Такой нам приносили, например, на площади в Уарзазате. В полу-туристических местах подают явно разогретый (надеюсь, что хоть не в микроволновке).

В рунете поют оды таджину, в основном благодаря форме крышки горшка, в которой пар поднимается, конденсируется, стекает, пропитывает… и так стопиццот раз. Кроме одноименного горшка, ничем особенным таджин не запомнился. Вкусно, но не более того.

Кускус - другое национальное блюдо из недоперемолотой манки. Не проникся. Кристина - тоже.

Много шавермы, которая пишется как shawarma. Мы-то думали, что в Твери живут идиоты и конформисты, решившие найти среднее между «шаурмой» и «шавермой», а вышло так, что они в чем-то правы )) Она божественна, особенно если ее сдобрить внутри каким-то местным сыром, по вкусу похожим на козий. Цена вопроса - 20-25 дирхамов (в лаваше) и 30-35 - за шаверму на тарелке. Неизменно хороши всевозможные сэндвичи, панини (сэндвич в плоской булке, немного прожаренный в ростере) и гамбургеры - как правило, с мясом. Что не с мясом (т.е. с морепродуктами) - заказывать не надо.

Несмотря на выход к Атлантике и к Средиземному морю, с морепродуктами у марокканцев не заладилось. Во-первых, встречаются они редко, во-вторых, готовить их катастрофически не умеют. Поэтому лучше мясо ))

К шаверме и гамбургерам неизменно полагается картошка фри, причем ее вам завернут и в том случае, если еда zum Mitnehmen. Картошка всегда вкусная, особенно если ее макать в общераспространенный соус, больше всего похожий на жидкую аджику (перетертый красный перец с солью).

В Марракеше и Уарзазате встречаются пироги с курой или мясом. Небольшого размера, очень плотные, внутри, кроме куры, чернослив, орехи, корица и прочие несочетаемые ингридиенты. Скорее вкусно, и совсем уж необычно. Цена вопроса - порядка 30 дирхамов.

Суп встречается нечасто. Как правило, это харира в разных редакциях, а также супы-пюре на французский манер. Харира мне понравилась, Кристине - нет. Есть хариру принято вечером, как ни странно. Самая вкусная - на главной площади Уарзазата, самая "аутентичная" - на Jemaa el-Fnaa в Марракеше (стоила 3 дирхама за плошку). Аборигены жрут хариру вприкуску с сушеными финиками... категорически не понимаю.

Кулинарных заимствований мало, вероятно по той причине, что марокканцы не в состоянии прочитать и записать новый рецепт. Кроме упомянутых супов на французский манер и панарабской шавермы, практически везде встречаются достижения итальянской гастрономии - пицца и паста. И то, и другое - не шедевры, поскольку марокканцам плохо удаются соусы. Но для разнообразия рациона сойдет.

Хлеб хороший. В очередной раз убедился, что Россия - одна из немногих стран мира, где категорически не умеют печь вкусный хлеб. В супермаркетах выбор муки насчитывает десятки видов от разных производителей. Цена уличной лепешки - 1 дирхам, в супермаркетах булка побольше или багет стоят 3-4 дирхама.

На десерт сгодятся кактусы, которые барыжат уличные торговцы по 1 дирхаму за штуку.

В целом, еда вкусная, но однообразная. Если бы не великий итальянский народ, придумавший пиццу и пасту, было бы еще хуже. Продукты свежие, испортить их сложно. Каких-то гастрономических изысков не встретили. Больше двух недель так питаться совершенно невозможно.

Напитки
В гостиницах уважают порошковые соки, заставляющие ностальгировать о постсоветской действительности начала 1990-х. За их пределами свежевыжатые соки встречаются часто, в основном - апельсиновый (4 дирхама за стакан на Jemaa el-Fnaa в Марракеше). На той же Jemaa el-Fnaa лимонный и грейпфрутовый стоят по 10 дирхамов.

Многие хвалят местный чай с мятой. Без восторга - неплохо, но не более того. Главное - просите не класть сахар, ибо марокканцы привыкли употреблять его в лошадиных дозах. Вам его принесут отдельно - полтора или два огромных куска (ложек 5-6 в эквиваленте, не меньше). Собственно, из-за злоупотребления сахаром у части марокканцев отвратительные зубы (те, что остались). У другой части марокканцев зубов уже просто нет. Как ни странно, при всём этом безобразии стоматологических клиник негусто )))

На той же Jemaa el-Fnaa (вот уж хлебное место) пробовали чай - это варево больше всего напоминало чай - из черного перца, гвоздики и еще какой-то травы. Вкусно, свежо, необычно. Хочется повторить, но не чаще одного раза в неделю.

В кафе и ресторанах к еде выбор ограничен водой (10-12 дирхамов за 1,5 литра) и колой в разнообразных вариациях (8-12 дирхамов за 0,5 л). Ввиду стойкого отвращения к газированным помоям налегал в основном на воду. Следите за тем, чтобы принесенные бутылки с водой были закрыты, иначе есть риск близко познакомиться с флорой и фауной местного водопровода.

Об алкоголе написал выше.

Гигиена
Забудьте это слово. Что на Jemaa el-Fnaa, что в более пафосных жральнях мыть тарелки, вилки, стаканы и руки не принято. В лучшем случае - сполоснут в тазике с грязной водой )) Но после Узбекистана и Боливии (а также после прививок от брюшного тифа и гепатита А) мы не беспокоились по таким мелочам.

Интернет и телефон
Роуминг от российских операторов - штука тонкая. К примеру, Beeline в первый день в Уарзазате не работал вовсе, а затем синхронно включился и у меня, и у Кристины. Во-вторых, смс гарантированно доставляются только между абонентами одного оператора, тогда как между разными теряются где-то в безвоздушном пространстве.

В целях бесперебойного доступа к порносайтам и картам Google мы в первый же день купили местную симку Meditel, безлимитный интернет на которой стоил 8 дирхамов в день. Недешево по российским меркам, но того стоит. Еще есть Maroc Telecom с аналогичными расценками и покрытием… Берите то, что увидите первым. В салоне связи местный товарищ совершил небольшое чудо - не владея английским быстро и верно помог мне настроить планшет с интерфейсом на русском языке. Траффик за неделю составил почти 1,8 Гб )))

Покрытие уверенное практически по всей территории страны, но передача данных работает только в городах. В сельской местности сигнал есть, а интернетов нет.

В приличных гостиницах есть WiFi, обычно довольно быстрый. В Касе встречены несколько кафе с тем же увеселением для гринго.

Мусор
Неотъемлемая часть марокканского пейзажа. В крупных городах достаточно чисто, за исключением марракешской медины, где мы не видели ни одной урны или мусорного бака. Но из окна автобуса (а особенно их окна поезда) иной раз открываются виды на бескрайние мусорные поля и луга. Однако не вспомню ни одной недоразвитой страны, где было бы чисто.

Медина
Медина - исторический центр города (Altstadt по-русски), еще на карте отлично угадываемый по хитросплетению улиц… если так можно назвать эти переулки и переулочки.

Как правило, центральные улицы медины (а то и вся она) являются одним большим рынком, на котором продается всякий хлам в зависимости от специфики города, но больше всего - туристического барахла и новой (не всегда) одежды. Таким образом, центр медины - причудливая смесь Гостинки и Юноны, наполненная туристами, карманниками, мопедами, ишаками (в смысле, ослами, а не марокканцами), разносчиками жратвы и мусором. Колоритно.

Отличительная черта каждой уважающей себя медины - беспощадный лабиринт улиц, как правило, со времен основания города не видавших табличек с собственными названиями, не говоря уже о номерах домов. Эти улицы лихо закручиваются друг с другом под всевозможными углами, перетекают в шумные перекрестки и узкие площади, вновь встречаются друг с другом и сами с собой. От каждой улицы отходят переулки, часто напоминающие широкие щели, а от них в свою очередь - переулочки, оканчивающиеся тупиками, или - внезапно - нырнув под дом, выводящие на новую широкую улицу.

Возможно, что в одном из таких переулков вы найдете свой риад. Может так случиться, что не вы найдете, а найдут вас, и несколько марокканцев станут богаче на телефон, фотокамеру и несколько сотен евро, долларов и дирхамов… и иных неизменных спутников белых господ. А возможно, что на вас просто выплеснут помои.

Секретность карт в Марокко - наверное, небезосновательно - считается основой основ национальной безопасности. То, что смог сотворить Google, с действительностью сходится только в части крупнейших дорог - если таковыми можно назвать двухметровой ширины улицы медины. В остальном надо полагаться на GPS и чувство направления, впрочем, иной раз и этого недостаточно, особенно в Марракеше.

Марракешская медина - самое колоритное впечатление от Марокко. Говорят, что в Фесе медина больше, краше и лучше, и нет никаких причин этому не доверять. Мы ее видели с самолета - впечатляющее зрелище даже с нескольких тысяч метров. Что же говорить о том, когда ты бродишь в этом лабиринте по земле? В Марракеше медина - это рынок и цирк одновременно, она притягивает туристов и одновременно туристы вдыхают в нее жизнь своими деньгами. Там продают, покупают, торгуются, воруют, едят и пьют, встречаются и общаются, и конечно, теряются )) И все это на ходу, уворачиваясь от бесчисленных мотоциклов, ослов с повозками и торговцев, буквально хватающих и затаскивающих гринго в свои лавки.

В Рабате, Сале и Касабланке медины победнее. Причем в прямом смысле слова - это районы, где живут бедняки, потому что разбогатев, каждый уважающий себя марокканец обязательно переселится в «европейское» жилье в Ville nouvelle. Там тоже торгуют сувенирами для туристов, но больше - дешевой одеждой, продуктами, «антиквариатом» и прочим хламом для местных же жителей.

В Марракеше же медина - средоточие городской жизни. Никогда не знаешь, кто беднее - торговец тапками-«бабушами» или турист, пытающийся скинуть с них два-три десятка дирхамов в традиционном торге.

Шоппинг
Туристы любят оставлять деньги, и марокканцы об этом хорошо осведомлены. Поэтому туристам предлагается широкий ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров, а также традиционный аттракцион подбора справедливой цены на них под названием «торговля».

Будьте готовы, что на узких улочках медины торговцы будут набрасываться на вас, как полицаи на митингующую оппозицию. Посмотреть экспозицию товаров спокойно не удастся, поскольку торговец будет суетиться вокруг вас, как мартышка в зоопарке при виде еды, предлагая всё новое и новое барахло. Возможно, вас что-то заинтересует, и тогда начнется очередной раунд спектакля.

Торговля - неотъемлемый атрибут шоппинга и не только. Беда в том, что ценообразование по-мароккански (и не только) строится не от издержек, которые сам продавец в силу неполного начального образования представляет смутно, а от того, сколько представляется возможным «срубить» с покупателя. Поэтому можно «отжать» товар и ниже реальной себестоимости.

Первоначальная цена может быть выше реальной (т.е. той, по которой чаще всего продается аналогичное барахло в округе) в несколько раз. Как правило, в процессе торга удается сбить стоимость на 30-40%, а иногда и больше - если вы хорошо представляете себе «справедливую» цену. Как ее понять? По отзывам на форумах (например, на Винском) с поправкой на город, туристический сезон и качество товара.

Хороший прием - сказать, что вы это видели в другом месте / ваши друзья покупали две недели назад (нужное подчеркнуть) за такую-то цену. Иной раз можно сослаться на то, что денег у вас немного, и больше предложенного вы не заплатите. Всегда работает прием «скидка за объем». Если вам нужна не одна пара тапок, а три, сначала спрашивайте цену одной, потом цену двух, потом трех - продавец по правилам игры вынужден снижать unit price, ну а дальше начинаете «отжимать» торговца с этой (уже уменьшенной от первоначальной) цены.

Однажды Кристина «отжала» рисовальщицу хной на Jemaa el-Fnaa с 300 до 60 дирхамов. Нет предела совершенству.

Примерные цены на барахло и транспорт в Марокко. Кожаные тапки-«бабуши» в Уарзазате - 150 (торг начинался с 250) и 160 (торг с 220) дирхамов за пару, кожаный рюкзак - 500 дирхамов (торг с 700). «Бабуши» в Касабланке (более тонкой работы) - 130 дирхамов (торг со 150).

Самый обширный выбор сувениров - в Марракеше, но там же самые высокие цены (много туристов!), а постоянная суета и траффик мешают вдумчиво выбрать и примерить те же тапки. В Уарзазате всё барахло марракешской выделки, но в несезон торговцы вынуждены сильно уступать в цене - не продашь сегодня, завтра тоже не купят. И обстановка куда спокойнее. В Касе самые низкие цены, видимо, на фоне почти полного отсутствия туристов в это время, да и ее традиционно воспринимают лишь как перевалочный пункт, а не торговый центр )) Несколько раз хвалили шоппинг в рабатской медине, но мы ничего интересного не нашли, возможно, по причине пятницы большая часть магазинов была закрыта.

Основной товар в Марокко - всевозможные сувениры из кожи, подделки под кожу и подделки под сувениры. Из кожи шьют тапки-«бабуши» с узкими носами и стоптанными пятками, сумки, рюкзаки, косметички и много разной другой хрени. Определить натуральность кожи можно по трудно выветривающемуся запаху, привитому ей в древних как сама медина красильнях Феса (а может, и другого города). Если товар ничем не воняет - либо он не из натуральной марокканской кожи, либо слишком долго лежал на открытом воздухе. Ни то, ни другое не свидетельствует в пользу покупки этого хлама.

«Бабуши» - отличный сувенир из Марокко, вещь узнаваемая, хотя и не очень употребимая в хозяйстве. Недорогие и недурные кожаные сумки, портфели и рюкзаки - но только если вы поклонник брутального стиля и плохо выделанной кожи. Натуральная косметика и аргановое масло (для всех целей от жарки до массажа). Русский народ также прёт картины, ковры, ювелирные изделия, посуду (от характерных стаканов с утолщением до таджинов) и иное барахло, что трудно объяснить с рациональной точки зрения.

Наебка
Национальный спорт марокканцев, впрочем, как и других народов, не научившихся работать, но тем не менее желающих кушать трижды в день. Существует много видов: во много раз завысить цену (понимая, что турист не знает реальной стоимости товара), продать брак или подделку, обвесить, обсчитать, не додать сдачу, навязаться гидом, просто спиздить. Как правило практикуется комплексное многоборье, что дает больше шансов на сравнительно честный отъем бабла у гринго.

Во множестве описаны случаи, когда навязавшиеся «гиды» затем стрясали с туристов по нескольку сотен дирхамов на свои «услуги». К сожалению, полное отсутствие института сертифицированных гидов в стране вынуждает туристов пользоваться услугами необразованных обезьян.

К сожалению, мы попали в интересный спектакль в отделении одного маленького, но гордого банка в Уарзазате. Кассир, получив от нас 400 евро, в процессе пересчета денег ловко спиздила сотню. Как ни странно, но камера зафиксировала этот маневр, хотя и в довольно паршивом качестве. Однако управляющий отделением и вызванный полицай на 146% не увидели в процессе ничего криминального, посему пришлось записать 100 евро в прирост марокканского ВВП в этом году.

А вообще, каждодневные упражнения в этом виде спорта реально напрягают. После Марокко начинаешь ценить отдых в Германии.

Марокканцы
В рейтинге тупых ленивых скотов марокканские арабы уверенно опережают боливийских индейцев и греческих греков. Берберы и прочие туареги, впрочем, ничем не лучше.

Начальное и среднее образование пока еще мало популярны в Марокко, поэтому читать и писать умеют немногим больше половины населения. Очень плохо удаются марокканцам устный счет и владение сложными техническими устройствами, включая калькулятор.

Владея арабским и французским языками практически поголовно, марокканцы справедливо полагают, что учить третий выше их нравственных сил. Языковой барьер преодолеть трудно, поскольку марокканцы, как я писал выше, не прикладывают никаких усилий, чтобы донести свою мысль альтернативными путями (хотя бы на пальцах). Подобный коммуникационный пиздец я встречал всего трижды - в Марокко, в Боливии и в Греции.

Несмотря на тупость и имбецильность, марокканцы хорошо владеют множеством приемов наебки белого человека. Собственно, это первый вид деятельности, который ими хорошо освоен. Второй - маринование оливок.

Часть I
Часть III

Уарзазат, Марракеш, Рабат, путешествие, Касабланка, Марокко, Эль-Джадида, путевые заметки

Previous post Next post
Up