МИГРЕНЬ, ПРОЩАЙ

Jan 12, 2019 23:35



История движется не гладко и равномерно, а скачками и встрясками - после долгого торможения.
Любая история.
И история большого мира, где вечное бурление идей, переселение народов, войны, катаклизмы и другие  грандиозные события.
И история мира маленького, где, как замечено Ильфом и Петровым, "изобретён кричащий пузырь "уйди-уйди"... и построены брюки фасона "полпред".

Тот, кто застаёт резкие перемены даже этого маленького вещного мира, обеспечен яркими впечатлениями.

Давно, ещё в начале XIX века, мужчины совершили переворот: сбросили разноцветные одежды, снабжённые кружевами, вышивкой, пряжками под коленками, бесчисленными пуговками и прочей красотой.
Они облачились почти в униформу, дожившую до наших дней -  сорочка с галстуком, длинные брюки, жилет, пиджак. Всё  тёмных немарких цветов.
И завитые парики навсегда отправлены в чулан.

Женщины сделали почти то же самое век спустя.
К 1920-м они сняли корсеты, подстригли волосы.
Основательно укоротили и упростили платья.
В середине ХХ века был сделан последний шаг к свободе - ноги в мини-юбках и брюках больше не путались в юбочных тряпках (если только  женщина сама не решала, что стоит надеть что-то романтичное).

Метаморфоза дамы ХХ века из шёлково-кружевной клумбы в дерзкое и динамичное существо произошла не постепенно, а резко, прямо на глазах изумлённой публики.

В 1932 году персонаж Агаты Кристи, консервативный Эркюль Пуаро, не мог сдержать сожалений.
Естественность современной женщины? Увольте!
"... для меня самым естественным кажется тщательно уложенная высокая причёска... вот так... и шляпка, прикреплённая множеством булавок, здесь, здесь, здесь, - и он с ожесточением вонзил в воображаемую шляпку четыре воображаемые булавки.
 - Но это же неудобно!
- Ещё бы! Конечно! - воскликнул Пуаро. - При сильном ветре это было мучительно... у вас начиналась мигрень".

И точно, мигрень и всевозможные "нервы" были бичом дам Прекрасной Эпохи. Болела голова часто из-за того, что приходилось бедняжке терпеть, чтобы быть красивой.

Будто предчувствуя грядущее тотальное упрощение женского облика, ветреная мода позабавилась. Напоследок она заставила дам носить, пожалуй, самые сложные и огромные шляпы в европейской истории.
Именно в такой щеголяла блоковская Незнакомка.

Пика шляпный гигантизм достиг к 1910 году.

Агате Кристи, родившейся в 1890-м, как раз исполнилось 20 лет, так что и ей пришлось помучиться:

"... мы носили тогда чудовищные шляпы, не меньше метра в диаметре, соломенные, украшенные лентами, цветами и тяжёлыми вуалями.
В студиях делали фотографии обязательно в этих шляпах, к тому же подвязанных под подбородком бантом.
Или ещё такой вид: волосы, завитые мелким бесом и украшенные букетом роз, свисавшим возле уха, как телефонная трубка".

Разумеется, тяжёлые шляпы, прочно прицепленниые к волосам шпильками, вызывали головную боль.
Но не только они!

Ведь в те времена, если говорили о красоте женщины, обязательно (чуть ли не первым делом)  восхваляли её роскошные волосы.
Причёски в моде были сложные, пышные - и в них было полно шпилек и гребёнок, которые удерживали форму куафюры.

Волосы отращивали максимально возможной длины.
Соорудить из них причёску стоило массы усилий.

Ещё немного о мучениях молодой Агаты Миллер, в будущем Кристи:

"Длинные волосы считались предметом женской гордости.
На самом же деле эта немыслимая длина означала всего лишь, что они не слушались, постоянно выбивались из причёски и прядями свисали вниз.
Борясь с этим неудобством, парикмахеры создавали произведения под названием postiche - большой накладной шиньон из локонов. Собственные волосы затягивались на голове так туго, как только это возможно, а к ним прикреплялся postiche".

Вот и ещё одна причина мигреней. Кто носил длинные волосы, туго их зплетал, затягивал или обильно оснащал резинками и заколками, знает этот эффект.

Но вернёмся к громадным шляпам Прекрасной эпохи.
И к тем конфузам, которые из-за них случались.

Ещё одна великая дама ХХ века - первая трагическая актриса немого кино дачанка Аста Нильсен - тоже вспоминает модные неприятности своей юности.
Она столь же иронична, как Агата Кристи, и в своё время носила точно такие же  головные уборы.

Вот она делает важный для её карьеры визит к знаменитой тогда актрисе:

"К длинному шерстяному платью я нацепила на голову огромную соломенную шляпу жёлтого цвета, завязанную под подбородком - фасон, принятый в Армии спасения - а волосы убрала в пышнейшую причёску a la Cleo Merode, которая точно шоры топорщилась по бокам".

Да, в любом уголке Европы нарядные девушки выглядели абсолютно одинаково.

Звезда сцены, которую посещала Аста, жила на загородной вилле.
Обратный путь к станции шёл по берегу моря.
И тут началось:
" Возвращение оказалось - из-за моей шляпы - невесёлым
Стая чаек, не лишённыйх, видимо, здравого смысла, приняла её за гнездо и набросилась на меня с угрожающими криками.
Они кидались на шляпу с невероятной силой, клевали и хлопали меня жёсткими крыльями по лицу".

Просто сцена из фильма Хичкока!

"Я хотела убежать, но разве убежишь от чаек?
Снять шляпу я боялась - вдруг они тогда начнут клевать меня прямо в голову?
Я махала на них руками и платочком, но всё было напрасно. Они кидались мне прямо на голову.
В смертельном страхе я побежала что было духу, совершенно уверенная, что чайки могут заклевать меня до смерти.
Только когда я добежала до лесочка и спряталась в нём, мои преследователи отстали и полетели назад к морю".

Печальная история.
Но когда Аста Нильсен начала сниматься в кино, она сама начала диктовать моду.
В её стиле не было места ничему ненавистному старомодному - ни затейливым причёскам, ни громоздким шляпам.
Пажеская стрижка, атласная чёлка.
Резкий макияж.

Макияж, правда, нравился не всем. Слишком уж непривычное дело.

Парадокс, но самыми популярными персонажами Агаты Кристи - той, что так насмехалась над модами своей юности -  стали люди очень пожилые и очень консервативные - отставник бельгийской полиции Эркюль Пуаро и старая дева мисс Марпл.
Эти двое новых мод не одобряли!

Мнение Пуаро приведено выше.
А вот и мисс Марпл:
"Все нынешние молодые женщины с косметикой и крашеными волосами на одно лицо!"

Аста Нильсен, Прекрасная эпоха, мелочи жизни, Агата Кристи, история моды

Previous post Next post
Up