Apr 30, 2017 00:15
Много спорят о том, как преподавать историю.
Хотя те, кто учебники пишет, всё знают лучше всех и ни в чём не сомневаются.
Ведь всё ясно: теперь вот сделалось хорошо - а раньше было очень-очень плохо. В России. У других, как всегда, всё нормально. Было и есть.
Это не ново.
Лев Толстой, только что закончив "Войну и мир", ещё не остыв от своей работы, весь в ощущении того непостижимого тока времени, что несёт человечество по путям судьбы, принялся читать "Историю России с древнейших времён" С.М. Соловьёва.
Её первые тома тогда только что вышли, и все их очень хвалили.
Впечатления Толстого (для себя, в дневнике):
"Читаю историю Соловьёва. Всё, по истории этой, было безобразие в допетровской Руси: жестокость, грабёж, правёж, грубость, глупость, неуменье ничего сделать... Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершилась история России".
И дальше идут те очевидные "наивные" вопросы, которые Толстой был мастер задавать, сбивая автоматизм восприятия, наболтанность общего мнения и привычные штампы:
"Но как же ряд безобразий произвели великое единое государство?
Но, кроме того, читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: что грабили и разоряли?...
Кто и как кормил хлебом весь этот народ?
Кто ловил чёрных лисиц и соболей, которыми дарили послов, кто добывал золото и железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, церкви, кто перевозил товары?
Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня?
Кто блюл святыню религиозную, кто сделал, что Богдан Хмельницкий передался России, а не Турции или Польше?..
История хочет описать жизнь народа - миллионов людей. Но тот... кто понял период жизни не только народа, но человека... тот знает, как много для этого нужно. Нужно знание всех подробностей жизни, нужна любовь".
Любить значит понимать и вникать.
Хотя судить, ругать и наказывать проще - это ведь возвышает.
Ещё легче откуда-то списать - мол, в каких-то университетах кто-то всё про нас лучше знает.
А если задать простые вопросы?
Те, что у Толстого?
Лев Толстой,
история,
остранение,
С.М.Соловьёв