Жеманная и изящная эпоха рококо жила модой.
Пожалуй, никогда ещё наряды светских ветреников и кокеток не были так сложны. Никогда макияж настолько не затмевал красок природы. Никогда заботы о внешнем блеске не доставляли столько хлопот.
Уловки обольщения красотой доходили до невероятной изощрённости.
Сложные причёски бывали в моде и ранее - но вот так упорно пудрили волосы только в осьмнадцатом веке.
Сейчас трудно вообразить, насколько притягательно (притягательно ли?) всё это выглядело.
Однако эффект бархатистого нарумяненного лица, с которого сияли блестящие глаза, обязательно подчёркивался матовым облаком пудреных волос.
Тут были свои нюансы.
Уже в середине века ХIХ литератор, представитель старинного рода дворянского Д.Д.Благово составил описание галереи фамильных портретов своего семейства.
Детали минувшей эпохи он уточнял у своей знаменитой бабушки Е.П Яньковой (1768 - 1861) - интереснейшие житейские воспоминания этой долгожительницы он тщательно фиксировал.
Итак, вот два портрета 1757 года:
"Анна Ивановна в платье цвета сouleur saumon (цвета лосося); шея и плечи открыты, бриллиантовые серьги в три подвески, большой букет из фарфоровых цветов на корсаже, с плеч полуспускается синяя мантилья; волосы слегка напудрены - en frimas (словно в инее).
Марья Ивановна в платье белом пудесуа с красными бантами, видно, что набелена и нарумянена; букет на корсаже, цветок на голове, напудрена a la neige (до снежной белизны)".
Неведомо, сохранились ли эти портреты.
Но даже если бы сохранились, вряд ли современный зритель отличил бы фарфоровый букет, приколотый к платью, от живых цветов или искусных подражаний натуре из тафты. Не слыхал он и о пудесуа (это старинная шёлковая ткань, из самых дорогих - очень плотная, она ткалась из крученой нити и потому необычайно была гладка, но без яркого глянцевого блеска).
Однако прелестнее всего характеристики причёсок красавиц - пудра на них поэтически сравнивается со снегом.
Одна чуть в инее, другая сплошь припорошена снегом до белизны.
Галантный век!