ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. Я ВСЕГДА ХОТЕЛ БЫТЬ ГАНГСТЕРОМ (2007)

Nov 18, 2024 22:07



"Сколько себя помню, всегда хотел быть гангстером".
Это же первая фраза знаменитого фильма Скорсезе "Славные парни" (1990)!

То есть уже названием сразу предупреждают, что кино будет синефильское.
И да, для любителей отлавливать цитаты, отсылки и пасхалки тут настоящее раздолье.

Но я не из их числа.
Мне интереснее, чем это кино отличается от других подобных.
Тех, что про гангстеров поневоле.

Какое же именно это кино?
Неторопливое, забавное, меланхоличное и очень сентиментальное.

Плюс очень скромное по тону.
Трогательное.

Чёрно-белое. Что было очень модно в 2007 году, когда как раз началась эпоха хипстеров.

Автор фильма Самюэль Беншетри - он и сценарий сочинил, и сам поставил:



Сын слесаря из простой еврейско-цыганской семьи начинал вообще-то как писатель.
Прославили его "Асфальтовые хроники" - романы о собственной жизни.
Начиная с босоногого детства, книга за книгой.
Прямо как у Лимонова.

Вышел уже, кажется, пятый том этой саги о пареньке из Шампиньи-сюр-Марн (фильм "Асфальт" по этим книгам Беншетри, разумеется, тоже поставил):



Однако нефранцузской публике Беншетри больше известен как человек, женившийся на Ванессе Паради, которую бросил Джонни Депп ради Эмбер Хёрд:



Но ближе к делу.
"Профессий много, но /прекрасней всех кино" - и Беншетри всегда хотел не в гангстеры, а в кино.

"Я всегда хотел быть гангстером" его третий фильм:



Вообще-то я не очень люблю фильмы, которые состоят из новелл.
Хотя делать их сложно - чтобы целое не развалилось, как плохо сброшюрованная книжка.

Но тут четыре истории связаны не только местом действия - придорожным кафетерием на трассе, по которой почти никто не ездит:



С лабораторным хладнокровием автор поочерёдно помещает сюда разнообразных лузеров, растяп, неудачников и неумех, которые вообразили себя гангстерами.

Получается кино про то, как маленькие люди собираются совершить преступления, какие обычно бывают в большом кино:



Но ничего большого в нашем маленьком мире нет.
Голливуд давно съеден и переварен. Это было давно и неправда.
Потому вроде бы тут все то же, но совсем не как в кино.

Такое вот кино.

Историй - или задуманных преступлений - тут четыре.
Как дело пошло и чем кончилось, спойлерить не буду.
Только  завязки!

Преступление первое.
Ограбление.

Этот вот унылый тип (Эдуар Баэр) задумал взять кассу кафетерия:



Однако нарвался на куда более инициативную и волевую, чем он, официантку (Анна Муглалис).
Потому  в кафетерии он застрял надолго и с неожиданными последствиями:



Преступление второе.
Киднеппинг.

Два незадачливых приятеля (Були Ланнерс и Серж Ларивьер) похищают богатую наследницу (и её личную вещь, чтобы доказать её отцу, что всё взаправду) :



Девчонка эта (Сельма Эль Муисси) пребывает в депрессии и склонна к суициду, что прибавляет похитителям хлопот:



Передача денег должна состояться в том же кафетерии, но до этого ещё надо как-то дотянуть:



Преступление третье.
Похищение интеллектуальной собственности.

В сортире кафетерия встречаются две рок-звезды, изрядно потрёпанные жизнью и облезлые (разве бывают другие рок-звёзды?)
Однако они бодрятся:



И старательно делают вид, что не в курсе, как друг у друга обстоят дела.
Но после натужной демонстрации тёплых чувств переходят к взаимным претензиям.
Как и водится у истинных людей искусства:



Тут для знатоков французской рок-музыки припасён сюрприз: реальные звёзды Ален Башунг и Арно играют (с удовольствием) под своими собственными именами.
И речь идёт о реальном хите Башунга "Габи":



Преступление четвёртое.
Снова ограбление!

Вернее, много-много ограблений, но в далёком прошлом.
А теперь бывшие подельники просто мирная шайка дряхлых старцев, давно отошедших от дел:



Их умирающий друг попросил привезти его из больницы в лес, в их давнее убежище - туда, где они были  когда-то молоды и успешны (успешно воровали).

Но на заветном месте они видят вот это:



И тот же чёртов кафетерий:



Где всё? Где все?
Где лес, по которому так тоскует Жан (Жан Рошфор)?



С горя старички решают напоследок ещё что-нибудь ограбить - не зря же ехали в такую даль:



Истории сами по себе не выглядят весёлыми, но смешного в фильме много.

Конструкция из четырёх частей вполне условна, зато характеры занятны и вполне убедительны.
Ситуации дурацкие, но чего-чего не бывает в жизни.
"Шёл в комнату, попал в другую":



"Побольше цинизма - людям это нравится" - так ведь теперь снимается смешное кино про маленького человека.

А Беншетри цинизму и даже иронии предпочитает чаплинскую ноту.
Подзабытую.
Сочувствие, сочувствие и сочувствие:



Все эти недоумки и недотёпы очень славные и симпатичные:



Просто они не сумели приспособиться  к жестокому миру.
А вот здесь здесь - в этом заповеднике лузеров - его, мира этого, и нет.
Он где-то далеко.

Тут вы всегда единственные посетители:



Даже чёрствый отец похищенной наследницы так и не появляется.

И в этом кафетерии - одновременно и претенциозном, и жалком - и в этих пустынных полях нет надежды, но нет и зла:



Тут можно в последний раз посмотреть на просторный  и нешумный белый свет, как это делает Пьеро (Роже Дюма):



Можно ненадолго обрести друзей среди бескрайнего одиночества:



А слабый мужчина находит тут сильную женщину, и неизвестность перестаёт быть совсем уж безнадежной:



Человеческая комедия продолжается вечно, и это самое интересное, что бывает на свете.

В финале всё это подчёркнуто жирно, если кто вдруг чего не понял:



Нет, кино это вовсе не само совершенство.
Но сделано хитро, то есть в манере, совершенства не предполагающей.

Чисто французская пена дней, чисто французские мимолётности и необязательности, лёгкое дыхание, неуловимые улыбки, музыка, которая не мешает, грусть, от которой не грустно.

Замечательный фильм для воскресенья - чтобы побыть и растаять, как облачко.

пасхалки, Самюэль Беншетри, французское кино

Previous post Next post
Up