"Сколько себя помню, всегда хотел быть гангстером".
Это же первая фраза знаменитого фильма Скорсезе "Славные парни" (1990)!
То есть уже названием сразу предупреждают, что кино будет синефильское.
И да, для любителей отлавливать цитаты, отсылки и пасхалки тут настоящее раздолье.
Но я не из их числа.
Мне интереснее, чем это кино отличается от других подобных.
Тех, что про гангстеров поневоле.
Какое же именно это кино?
Неторопливое, забавное, меланхоличное и очень сентиментальное.
Плюс очень скромное по тону.
Трогательное.
Чёрно-белое. Что было очень модно в 2007 году, когда как раз началась эпоха хипстеров.
Автор фильма Самюэль Беншетри - он и сценарий сочинил, и сам поставил:
Сын слесаря из простой еврейско-цыганской семьи начинал вообще-то как писатель.
Прославили его "Асфальтовые хроники" - романы о собственной жизни.
Начиная с босоногого детства, книга за книгой.
Прямо как у Лимонова.
Вышел уже, кажется, пятый том этой саги о пареньке из Шампиньи-сюр-Марн (фильм "Асфальт" по этим книгам Беншетри, разумеется, тоже поставил):
Однако нефранцузской публике Беншетри больше известен как человек, женившийся на Ванессе Паради, которую бросил Джонни Депп ради Эмбер Хёрд:
Но ближе к делу.
"Профессий много, но /прекрасней всех кино" - и Беншетри всегда хотел не в гангстеры, а в кино.
"Я всегда хотел быть гангстером" его третий фильм:
Вообще-то я не очень люблю фильмы, которые состоят из новелл.
Хотя делать их сложно - чтобы целое не развалилось, как плохо сброшюрованная книжка.
Но тут четыре истории связаны не только местом действия - придорожным кафетерием на трассе, по которой почти никто не ездит:
С лабораторным хладнокровием автор поочерёдно помещает сюда разнообразных лузеров, растяп, неудачников и неумех, которые вообразили себя гангстерами.
Получается кино про то, как маленькие люди собираются совершить преступления, какие обычно бывают в большом кино:
Но ничего большого в нашем маленьком мире нет.
Голливуд давно съеден и переварен. Это было давно и неправда.
Потому вроде бы тут все то же, но совсем не как в кино.
Такое вот кино.
Историй - или задуманных преступлений - тут четыре.
Как дело пошло и чем кончилось, спойлерить не буду.
Только завязки!
Преступление первое.
Ограбление.
Этот вот унылый тип (Эдуар Баэр) задумал взять кассу кафетерия:
Однако нарвался на куда более инициативную и волевую, чем он, официантку (Анна Муглалис).
Потому в кафетерии он застрял надолго и с неожиданными последствиями:
Преступление второе.
Киднеппинг.
Два незадачливых приятеля (Були Ланнерс и Серж Ларивьер) похищают богатую наследницу (и её личную вещь, чтобы доказать её отцу, что всё взаправду) :
Девчонка эта (Сельма Эль Муисси) пребывает в депрессии и склонна к суициду, что прибавляет похитителям хлопот:
Передача денег должна состояться в том же кафетерии, но до этого ещё надо как-то дотянуть:
Преступление третье.
Похищение интеллектуальной собственности.
В сортире кафетерия встречаются две рок-звезды, изрядно потрёпанные жизнью и облезлые (разве бывают другие рок-звёзды?)
Однако они бодрятся:
И старательно делают вид, что не в курсе, как друг у друга обстоят дела.
Но после натужной демонстрации тёплых чувств переходят к взаимным претензиям.
Как и водится у истинных людей искусства:
Тут для знатоков французской рок-музыки припасён сюрприз: реальные звёзды Ален Башунг и Арно играют (с удовольствием) под своими собственными именами.
И речь идёт о реальном хите Башунга "Габи":
Преступление четвёртое.
Снова ограбление!
Вернее, много-много ограблений, но в далёком прошлом.
А теперь бывшие подельники просто мирная шайка дряхлых старцев, давно отошедших от дел:
Их умирающий друг попросил привезти его из больницы в лес, в их давнее убежище - туда, где они были когда-то молоды и успешны (успешно воровали).
Но на заветном месте они видят вот это:
И тот же чёртов кафетерий:
Где всё? Где все?
Где лес, по которому так тоскует Жан (Жан Рошфор)?
С горя старички решают напоследок ещё что-нибудь ограбить - не зря же ехали в такую даль:
Истории сами по себе не выглядят весёлыми, но смешного в фильме много.
Конструкция из четырёх частей вполне условна, зато характеры занятны и вполне убедительны.
Ситуации дурацкие, но чего-чего не бывает в жизни.
"Шёл в комнату, попал в другую":
"Побольше цинизма - людям это нравится" - так ведь теперь снимается смешное кино про маленького человека.
А Беншетри цинизму и даже иронии предпочитает чаплинскую ноту.
Подзабытую.
Сочувствие, сочувствие и сочувствие:
Все эти недоумки и недотёпы очень славные и симпатичные:
Просто они не сумели приспособиться к жестокому миру.
А вот здесь здесь - в этом заповеднике лузеров - его, мира этого, и нет.
Он где-то далеко.
Тут вы всегда единственные посетители:
Даже чёрствый отец похищенной наследницы так и не появляется.
И в этом кафетерии - одновременно и претенциозном, и жалком - и в этих пустынных полях нет надежды, но нет и зла:
Тут можно в последний раз посмотреть на просторный и нешумный белый свет, как это делает Пьеро (Роже Дюма):
Можно ненадолго обрести друзей среди бескрайнего одиночества:
А слабый мужчина находит тут сильную женщину, и неизвестность перестаёт быть совсем уж безнадежной:
Человеческая комедия продолжается вечно, и это самое интересное, что бывает на свете.
В финале всё это подчёркнуто жирно, если кто вдруг чего не понял:
Нет, кино это вовсе не само совершенство.
Но сделано хитро, то есть в манере, совершенства не предполагающей.
Чисто французская пена дней, чисто французские мимолётности и необязательности, лёгкое дыхание, неуловимые улыбки, музыка, которая не мешает, грусть, от которой не грустно.
Замечательный фильм для воскресенья - чтобы побыть и растаять, как облачко.