ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ХРОНИКА ОДНОГО ДНЯ (1963)

Nov 11, 2024 21:58



Следующий фильм Витаутаса Жалакявичуса все встретили с восторгом, и назывался он "Никто не хотел умирать" (1965).

Малоизвестный режиссёр сразу стал советским классиком и титаном литовского кино.

А эта городская история 1963 года хоть и побывала в прокате, но прошла скромно, да и критики не знали, то ли хвалить, то ли ругать.
А со временем это кино совсем забылось.

Но сам режиссёр упорно держался за него:
"Все мои  фильмы были и остаются продолжением "Хроники одного дня" - самого дорогого и наиболее авторского».

Правда, в 1963 году у нас об авторском кино как таковом ещё и разговора не было.
То есть явление уже существовало - возможно, прямо с момента изобретения кино оно было - но термин в обиходе отсутствовал.

"Хроника одного дня" именно авторское кино.
Хотя по старому плакату такого и не скажешь:



Но Жалакявичус сам и сценарий написал, и поставил, и сделал всё так, как хотел, а не "как надо":



Это не значит, что зрителю придётся блуждать в потёмках путаного авторского сознания и во всяких прочих непонятках.
Кино это вообще-то сложносочинённое и очень искусно устроенное, но в его основе предельно простая история.

В один осенний день старый большевик, а ныне скромный служащий Римша (Бронюс Бабкаускас) должен был стать народным заседателем в суде (этих заседателей выбирали трудовые коллективы):



Но с утра он поражён вестью о том, что в Ленинграде умер товарищ его молодости, известный учёный Муратов.
Пути друзей давно разошлись, но теперь память о прошлом снова возвращает Римшу к давним дням.

Тем не менее дело для него есть дело.
А сегодня дело важное и страшное.

Перед судом предстали два молодых хулигана, которые без всяких причин насмерть забили случайного прохожего.

У преступления нашёлся свидетель - тоже прохожий, научный сотрудник Венцкус (Альгимантас Масюлис):



В тот вечер шёл дождь, Венцкус укрылся под деревом и всё видел, но не осмелился вмешаться.
Лишь когда всё было кончено, он бросился искать телефон и звонить в милицию.

Тогда подобные случаи не вызывали особых сомнений.
Суд голосует за приговор - убийце смертная казнь, его подельнику большой срок:



Но у заседателя Римши особое мнение:



Он не только потрясён жестокостью убийства.
Его особо задело то, что свидетель просто стоял под деревом и не пытался помешать убийцам.

Если бы Венцкус поднял тревогу, то два человека - и жертва, и преступник - остались бы живы.
Разве не так по-людски?



Смятённый и расстроенный Римша устремляется в аэропорт.
Он спешит в Ленинград на похороны друга.
И сталкивается со свидетелем Венцкусом.

Тот тоже летит в Ленинград и тоже на похороны профессора Муратова.
Венцкус, оказывается, его ученик.

Пассажиры уже в самолёте, розданы мятные конфетки:



Но вдруг выходит с объявлением пилот (первое появление на экране громкой в будущем советской знаменитости Регимантаса Адомайтиса):



Полёт откладывается по техническим причинам.
Пассажиры возвращаются в аэропорт.

И это судьба.

Для двоих - и для Римши, и для Венцкуса  - наступают "часы томительного бденья".
Они начинают свой тяжкий параллельный путь к истине, которая никак не даётся обоим.

Хотя каждый вроде бы знает, где она и какая.
Только она у них разная.
Как и воспоминания, которые их преследуют.

В этом сплетении очень давнего, недавнего и сиюминутного выстраивается странный маршрут их странствий во времени и пространстве.

Герои стремятся в Ленинград - и никак не могут туда попасть.
Садятся в самолёт и выходят из него.
Берут билеты на поезд и сдают.
Снова собираются лететь и снова остаются.
Блуждают по городу, расстаются и встречаются снова.

А мы узнаём их прошлое и настоящее.

Римша не может избавиться от страшного воспоминания - их с Муратовым, некогда (в 1920-е) продотрядовцев, закапывает в землю кулак и, издеваясь, сыплет вокруг зерно, которое клюют куры:



Тут жестокий реализм Жалакявичуса впервые предстал перед зрителем  во всём своём жутком величии.

Никто не хотел умирать, но смерть так же неизбежна, как жизнь:



Однако жизнь этим двоим спасает девчонка-батрачка, рискуя уже своей жизнью:



А Венцкус… Ему забить тревогу было куда легче - почему ничего не сделал?

"Почему ты стоял под деревом?"



Этим вопросом изводит Венцкуса упёртый и наивный старик Римша, потому что не понимает, как такое  было возможно.
Его горящий взгляд не виден на плохого качества скриншотах, но на этом постере получился:



"Почему ты стоял под деревом?"

Масюлис, переигравший в кино целую дивизию эсэсовцев разной степени противности, здесь интеллигентен, тих и мягок:



И он тут не дерзкий молодой шестидесятник, а скорее амбивалентный герой "ни то ни сё", каким ещё только предстоит выйти на сцену истории.

Вроде бы он вполне благополучен.
Например,  у него интересная работа в престижном НИИ.
Всё хорошо было в 1963 году в СССР с физикой - её было много и повсюду, вот и Вильнюсе:



Венцкуса ценит начальник, которого все прочие боятся.
Даже поселил в собственной обширной квартире.

Начальник тут Донатас (Донатас Банионис):



Это одна из самых первых ролей пока совсем не знаменитого актёра.
Он даже в титрах ещё означен как "Д. Банёнис" (кстати, фонетически так вернее, только нужно ё писать).

В Венцкуса влюблена жена Донатаса Янина (Эльвира Жебертавичюте), у них пылкий и мучительный роман:



Но "всё не так, ребята".

Начальника Донатаса Венцкус тоже боится.
С Яниной расстаться и неудобно, но хочется.
А в науке…

Нет, он не таков, как его неистовый и несгибаемый учитель, пострадавший за свою "лженауку" кибернетик Муратов (Иван Дмитриев):



Или гениальный, обречённый на раннюю смерть Борис - настоящий юноша 1960-х (Игорь Озеров):



Венцкус просто обыкновенный слабый человек.
Не может сопротивляться обстоятельствам.
Стоял под деревом.

По-житейски это понятно.
Но от этого всем вокруг плохо.

И Римша понять своего нового знакомого никак не может.
Всё время возникает он перед Венцкусом, как чёрт из табакерки, всё с теми же вопросами:



Эти бесконечные встречи с неотвязной совестью могли бы показаться каким-то сюром.
Но кино искусство натуралистичное.
Потому все хитросплетения душевных мук, все картины прекрасных или стыдных воспоминаний двух героев заключены в очень плотную тёмную раму быта.

Ничего в этом быте нет от модной "новой волны", ничего импрессионистически зыбкого, мило-пустякового и очаровательно ускользающего.

Лишь поначалу - когда ничего ещё не случилось - город приветлив, светел и умыт.
Поливальными машинами умыт, чем же ещё.

Вот не знаю, то ли эти машины без конца ездили по улицам, то ли киношники их настолько любили.
Но прямо в каждый фильм брали.
Это вот московская машина, но вильнюсская у Жалакявичуса точно такая же:



А потом спускается мгла.
Бесприютные просторы вокзалов:



Унылые комнаты для транзитных пассажиров с мегерами-дежурными:



Ночные забегаловки:



Модная квартира, где темно, потому что нет счастья:



И даже большой каскад Петергофа  - здесь это олицетворение силы и неудержимого напора жизни - в воспоминаниях Венцкуса шумит и плещет ночью:



Откуда эта тьма?

В бездействии ночном живей горят во мне
Змеи сердечной угрызенья?



И надо, надо всё-таки ответить на проклятый вопрос этого упрямого старика.
- Почему ты стоял под деревом, когда убивали человека? Почему?
- Потому что шёл дождь.

драма, Витаутас Жалакявичус, советские классики, литовское кино, 1960-е

Previous post Next post
Up