ВОСКРЕСНЫЙ ВЕЧЕР И КИНО. ХВОСТ ВИЛЯЕТ СОБАКОЙ (1997)

Nov 04, 2024 23:14



Не люблю ни политики, ни политического кино.

Но муж прочитал книжку и решил посмотреть экранизацию.
Благодаря чему и я стала смотреть этот просто замечательный фильм.
А не оттого, что в Америке вот-вот выборы. Или уже?
Но вот бывают же такие совпадения.

При этом с политикой всё оказалось в этом кино настолько блестяще, что даже тошно.

Хотя это считается комедией.
И в самом деле часто всё очень смешно.

Наши прокатчики зачем-то придумали фильму название "Плутовство":



И, как всегда, "в молоко".
Плутовство это мелкий обман - и в частных делах.
А тут история прямо глобального масштаба.

Зачем было переименовывать?
Про собаку и хвост разве непонятно?
Причём сама поговорка идёт в самом начале фильма как эпиграф:



Сюжет взят из романа Ларри Бейнхарта "Американский герой", и сюжет вполне вымышленный.

Но погодите, жизнь окажется занятнее всех вымыслов.

Итак, до выборов остаётся 11 дней, действующий президент США имеет все шансы на переизбрание - и вдруг застукан прямо в Овальном кабинете, когда лез с домогательствами к активистке.
Скандал!

И провал?

А вот насчёт этого ещё посмотрим.

В игру вступает крупный специалист Белого дома по нештатным ситуациям политтехнолог Конрад Брин (Роберт Де Ниро):



Что поможет быстро - за 11 дней - забыть о позоре с активисткой и отвлечь внимание публики?
И даже вернуть симпатии американцев к проштрафившемуся лидеру?
Стоит подумать:



Выход найден. Поможет только война!

Небольшая аккуратная война с благородными целями.
Где-нибудь на краю света (на краю - по американским представлениям).

При этом даже необязательно реально воевать.
Главное ведь не война, а новости с войны.

А уж новости сделать и вовсе не проблема, нужно только поручить это дело правильному человеку.

Этот человек - знаменитый кинопродюсер Стэнли Мотс (Дастин Хофман).
Которого подняли буквально с постели, чтобы быстро-быстро-быстро организовать необходимую войнушку/новости про войнушку:



Но где воевать?
Когда нигде не надо и времени в обрез?
Мир-то большой:



Выбор падает на никому не известную в Америке маленькую Албанию, некие террористы которой (сценарий выдумывается на ходу) затеяли что-то ужасное.
Надо срочно спешить на помощь страдающим (а каким же ещё) албанцам!

И вот команда спасителей президента, который оскандалился, и Албании, которая ни о чём ещё не подозревает,  спешно приступила к делу:



В боевой тройке помимо идейного руководителя Брина и организатора визуальной картинки Мотса состоит ещё и очаровательная помощница президента Уинифред Эймс (Энн Хеч):



Её задача - улаживать всякие административные проблемы.
Вот такая команда:



Эти трое действуют решительно, креативно и бьют без промаха.
На этом спойлеры пресекаю.

Скажу лишь, что следует блестящее анатомирование всей подноготной изготовления фейк ньюс (да и просто ньюс).

Чего стоит знаменитая сцена студийных съёмок, в которых занята молоденькая старлетка Трейси (Кирстен Данст).
Её выбрали, потому что по ней не так, как по другим претенденткам, заметно, что она из Техаса:



Прижимая к груди пакет чипсов,  Трейси репетирует, а затем (на фоне пустого задника) изображает страдания:



А после компьютерной обработки отснятого миллионы телезрителей видят на экранах душераздирающую сцену.
Албанская бедняжка под градом пуль, прижимая к груди любимого котика, бежит среди развалин к мосту, который вот-вот обрушится:



Изобретает креативная команда и отважного американского героя, который после окончания боевых действий ненароком остался в тылу кошмарного врага.
Он срочно нуждается в спасении!

Такое всегда трогает зрителя.

По нелепой случайности изображающий героя оказывается… если без спойлеров…
Скажем так, не героем (Вуди Харрельсон):



Все 11 дней, оставшиеся до выборов, команда спасения президента переживает массу приключений.
Постоянно балансируя между отчаянием:



Неудержимой активностью и всплесками энтузиазма:



Барахтаньем в море проблем:



Восторгами от удач:



И угрозой полного крушения:



А финал таков, что назвать эту вещь комедией не поворачивается язык.
Одна из последних сцен:



Но тогда что всё это было?

Надо сказать, что от романа Бейнхарта в фильме остались рожки да ножки.
Сначала его основательно переделала Хилари Хенкин.
Потом уже сценарий Хенкин до неузнаваемости перекроил Дэвид Мамет, известный своим циничным и метким остроумием:



Всё переделали, но получилось отлично.
Так бывает.
А в этом случае вышло настолько хорошо, что уже автор романа в следующих изданиях подшаманил свой старый текст в духе фильма.

А сам фильм  - той золотой поры Голливуда, когда он мог всё.
Тут и шикарный сценарий, и актёры в самом расцвете таланта, и изящная режиссура Барри Ли Левинсона.
И кантри-звезда Вилли Нельсон в роли кантри-звезды, на ходу сочиняющий про всё, что скажут:



И прекрасная операторская работа Роберта Ричардсона (тот высший пилотаж, когда всё неотразимо, не не спотыкаешься о трюки типа "и куда это он лёг, чтобы этак снять").

Вообще-то увлекательно снять практически разговорное кино очень сложно.
Но, как видим, можно:



И как во всяком произведении искусства, всё "не так однозначно", как на первый взгляд.

Хотя политическая составляющая - помимо убийственной фейк-кухни  - шокирует и сама по себе:



Фильм чётко фиксирует начало эпохи, когда политику окончательно заменила политтехнология:



Роберт Де Ниро - один из продюсеров фильма и ярый демократ - хотел оттоптаться на ненавистных респах.
Но кино оказалось универсальным.
И с каждым годом оно всё актуальней.



Может даже показаться,  что эта история написана по следам реальных событий (секс-скандал президента со стажёркой, война в Косово и пр.)

Но всё было как раз наоборот.

Роман написан в 1993 году.
Премьера фильма - 17 декабря 1997 г.
Скандал с Клитоном и Моникой Левински разразился в январе 1998-го.
Война в Косово - 1998-99.

Вот как так могло получиться - что всё по сценарию?

Но это не только политическая сатира.
Есть и ещё один слой, ещё одна тема, которая вступает постепенно и сплетается с главной, как в фуге.

Это ещё и кино о природе творчества.
О психологии художника.
О свойствах вдохновения, которое берётся непонятно откуда.
И о таланте, который, как прыщ, на ком хочет, на том и вскочит.

Потому что герои делают явные гадости и лгут всему миру, но лгут вдохновенно:



При этом они очень талантливы и чертовски обаятельны.

И Брин - этот Карабас Барабас от политтехнологии - изворотливый, обманчиво дурашливый и добродушный, неутомимый и хладнокровный:



И невероятно креативный Мотс, чьё вдохновение вспыхивает, как спичка (и "когда б вы знали, из какого сора"!)
И чьё честолюбие столь же неутолимо, как жажда деятельности:



Они энергичны и талантливы, и благодаря им - и таким, как они - нет больше в политике ни драм идей, ни объективности, ни правды.

А есть только то, что им заказали.

Виляют собакой?

политика, креатив, Роберт Де Ниро, экранизация, Голливуд, Дастин Хоффман

Previous post Next post
Up