Не люблю ни политики, ни политического кино.
Но муж прочитал книжку и решил посмотреть экранизацию.
Благодаря чему и я стала смотреть этот просто замечательный фильм.
А не оттого, что в Америке вот-вот выборы. Или уже?
Но вот бывают же такие совпадения.
При этом с политикой всё оказалось в этом кино настолько блестяще, что даже тошно.
Хотя это считается комедией.
И в самом деле часто всё очень смешно.
Наши прокатчики зачем-то придумали фильму название "Плутовство":
И, как всегда, "в молоко".
Плутовство это мелкий обман - и в частных делах.
А тут история прямо глобального масштаба.
Зачем было переименовывать?
Про собаку и хвост разве непонятно?
Причём сама поговорка идёт в самом начале фильма как эпиграф:
Сюжет взят из романа Ларри Бейнхарта "Американский герой", и сюжет вполне вымышленный.
Но погодите, жизнь окажется занятнее всех вымыслов.
Итак, до выборов остаётся 11 дней, действующий президент США имеет все шансы на переизбрание - и вдруг застукан прямо в Овальном кабинете, когда лез с домогательствами к активистке.
Скандал!
И провал?
А вот насчёт этого ещё посмотрим.
В игру вступает крупный специалист Белого дома по нештатным ситуациям политтехнолог Конрад Брин (Роберт Де Ниро):
Что поможет быстро - за 11 дней - забыть о позоре с активисткой и отвлечь внимание публики?
И даже вернуть симпатии американцев к проштрафившемуся лидеру?
Стоит подумать:
Выход найден. Поможет только война!
Небольшая аккуратная война с благородными целями.
Где-нибудь на краю света (на краю - по американским представлениям).
При этом даже необязательно реально воевать.
Главное ведь не война, а новости с войны.
А уж новости сделать и вовсе не проблема, нужно только поручить это дело правильному человеку.
Этот человек - знаменитый кинопродюсер Стэнли Мотс (Дастин Хофман).
Которого подняли буквально с постели, чтобы быстро-быстро-быстро организовать необходимую войнушку/новости про войнушку:
Но где воевать?
Когда нигде не надо и времени в обрез?
Мир-то большой:
Выбор падает на никому не известную в Америке маленькую Албанию, некие террористы которой (сценарий выдумывается на ходу) затеяли что-то ужасное.
Надо срочно спешить на помощь страдающим (а каким же ещё) албанцам!
И вот команда спасителей президента, который оскандалился, и Албании, которая ни о чём ещё не подозревает, спешно приступила к делу:
В боевой тройке помимо идейного руководителя Брина и организатора визуальной картинки Мотса состоит ещё и очаровательная помощница президента Уинифред Эймс (Энн Хеч):
Её задача - улаживать всякие административные проблемы.
Вот такая команда:
Эти трое действуют решительно, креативно и бьют без промаха.
На этом спойлеры пресекаю.
Скажу лишь, что следует блестящее анатомирование всей подноготной изготовления фейк ньюс (да и просто ньюс).
Чего стоит знаменитая сцена студийных съёмок, в которых занята молоденькая старлетка Трейси (Кирстен Данст).
Её выбрали, потому что по ней не так, как по другим претенденткам, заметно, что она из Техаса:
Прижимая к груди пакет чипсов, Трейси репетирует, а затем (на фоне пустого задника) изображает страдания:
А после компьютерной обработки отснятого миллионы телезрителей видят на экранах душераздирающую сцену.
Албанская бедняжка под градом пуль, прижимая к груди любимого котика, бежит среди развалин к мосту, который вот-вот обрушится:
Изобретает креативная команда и отважного американского героя, который после окончания боевых действий ненароком остался в тылу кошмарного врага.
Он срочно нуждается в спасении!
Такое всегда трогает зрителя.
По нелепой случайности изображающий героя оказывается… если без спойлеров…
Скажем так, не героем (Вуди Харрельсон):
Все 11 дней, оставшиеся до выборов, команда спасения президента переживает массу приключений.
Постоянно балансируя между отчаянием:
Неудержимой активностью и всплесками энтузиазма:
Барахтаньем в море проблем:
Восторгами от удач:
И угрозой полного крушения:
А финал таков, что назвать эту вещь комедией не поворачивается язык.
Одна из последних сцен:
Но тогда что всё это было?
Надо сказать, что от романа Бейнхарта в фильме остались рожки да ножки.
Сначала его основательно переделала Хилари Хенкин.
Потом уже сценарий Хенкин до неузнаваемости перекроил Дэвид Мамет, известный своим циничным и метким остроумием:
Всё переделали, но получилось отлично.
Так бывает.
А в этом случае вышло настолько хорошо, что уже автор романа в следующих изданиях подшаманил свой старый текст в духе фильма.
А сам фильм - той золотой поры Голливуда, когда он мог всё.
Тут и шикарный сценарий, и актёры в самом расцвете таланта, и изящная режиссура Барри Ли Левинсона.
И кантри-звезда Вилли Нельсон в роли кантри-звезды, на ходу сочиняющий про всё, что скажут:
И прекрасная операторская работа Роберта Ричардсона (тот высший пилотаж, когда всё неотразимо, не не спотыкаешься о трюки типа "и куда это он лёг, чтобы этак снять").
Вообще-то увлекательно снять практически разговорное кино очень сложно.
Но, как видим, можно:
И как во всяком произведении искусства, всё "не так однозначно", как на первый взгляд.
Хотя политическая составляющая - помимо убийственной фейк-кухни - шокирует и сама по себе:
Фильм чётко фиксирует начало эпохи, когда политику окончательно заменила политтехнология:
Роберт Де Ниро - один из продюсеров фильма и ярый демократ - хотел оттоптаться на ненавистных респах.
Но кино оказалось универсальным.
И с каждым годом оно всё актуальней.
Может даже показаться, что эта история написана по следам реальных событий (секс-скандал президента со стажёркой, война в Косово и пр.)
Но всё было как раз наоборот.
Роман написан в 1993 году.
Премьера фильма - 17 декабря 1997 г.
Скандал с Клитоном и Моникой Левински разразился в январе 1998-го.
Война в Косово - 1998-99.
Вот как так могло получиться - что всё по сценарию?
Но это не только политическая сатира.
Есть и ещё один слой, ещё одна тема, которая вступает постепенно и сплетается с главной, как в фуге.
Это ещё и кино о природе творчества.
О психологии художника.
О свойствах вдохновения, которое берётся непонятно откуда.
И о таланте, который, как прыщ, на ком хочет, на том и вскочит.
Потому что герои делают явные гадости и лгут всему миру, но лгут вдохновенно:
При этом они очень талантливы и чертовски обаятельны.
И Брин - этот Карабас Барабас от политтехнологии - изворотливый, обманчиво дурашливый и добродушный, неутомимый и хладнокровный:
И невероятно креативный Мотс, чьё вдохновение вспыхивает, как спичка (и "когда б вы знали, из какого сора"!)
И чьё честолюбие столь же неутолимо, как жажда деятельности:
Они энергичны и талантливы, и благодаря им - и таким, как они - нет больше в политике ни драм идей, ни объективности, ни правды.
А есть только то, что им заказали.
Виляют собакой?