Это Джейн Биркин с оторванной рукой одного из персонажей фильма.
А сам фильм ловко маскируется под стандартную легкомысленную историю о брачных аферистках.
Две особы промышляют на Лазурном берегу в окружении привычного тамошнего антуража: яхты, пальмы, дорогие шмотки, миллионеры, шезлонги, ослепительное солнце и пр.
На самом деле это очень чёрная, очень циничная, очень едкая, очень безнадежная комедия нравов.
Порой и не комедия вовсе.
До шока.
Как на заглавной картинке.
Всё дело в том, что дама элегантного возраста Рене (Джейн Биркин) про профессии - чёрная вдова.
То есть она ловко выходит замуж за немолодых месье, которые явно дышат на ладан.
Если они не отправляются достаточно резво к праотцам, она им чуть-чуть помогает.
И получает наследство и страховку.
И надо же такому случиться, что в тот момент, когда очередное наследство уже практически в руках, в дверь Рене стучится её внучка Лоранс (Эмили Декенн):
О внучке Рене и думать забыла.
Причём много лет назад.
Но мать Лоранс умерла, и кроме бабушки у этой девицы никого теперь нет.
Как некстати!
Особенно некстати то, что эта внучка мигом и страстно влюбляется в молодого страхового агента Тома (Жереми Элькайм), который занимается делом Рене:
А Тома усиленно интересуется прежними покойными мужьями Рене, которых было то ли семь, то ли восемь. И страховку за всех восьмерых получила вдова.
Рене ничего не остаётся, как от греха схватить в охапку внучку - и лететь прочь.
Чтобы найти очередного немолодого месье, дышашего на ладан, выйти за него - и далее по схеме.
Без спойлеров, пунктиром: за этим следуют разнообразные приключения.
А также овладение внучкой бабушкиной профессией.
Поскольку ничего сама по себе внучка не умеет.
Она не красавица, но юна и свежа, как персик:
Правда, у неё и недостатков хватает: грация куля с мукой и повышенная (плюс неудачливая) влюбчивость.
Но это, считает бабушка Рене, преодолимо, если всё забыть и посетить бутик дорогой одежды:
"Ты должна выглядеть так, чтобы твоя судьба, увидев тебя в окно мельком, выпрыгнула из своего автобуса и догнала твой мотороллер".
Нет, в этом кино - как того ожидает зритель - после салона красоты не происходит волшебного преображения простушки в роскошную красотку.
Куль остаётся кулём.
Особенно в сравнении со стрекозиным изяществом бабушки:
Но понемногу Лоранс учится наблюдать, набирается нужных ухваток, апломба, умения выглядеть искренне заинтересованной и демонстрировать чуточку - только чуточку! - того весёлого беззастенчивого нахальства, которым веками славились французские кокотки.
Это и есть стиль.
Начало положено:
Главное, надо заниматься лишь теми мужчинами, в которых не влюбляешься, и сохранять хладнокровие.
- Бабушка, но он умер!
- Это его личное дело.
Бабушка и внучка на ставшей привычной охотничьей тропе:
Тут-то и поджидает их судьба.
Рене наконец решает позволить себе немного чувственной страсти (про любовь у неё речи нет ни в каком смысле и никогда).
Это наряду с проверкой как счёта претендента в банке, так и его медицинской карты.
Галантный и щедрый Морис (Пьер Ришар) поёт в её честь милую песенку - как тут устоять:
Горячее аргентинское танго довершает дело:
Ещё в молодости Биркин и Ришар всегда великолепно ладили в комедиях.
Хотя бы в такой уморительной и бесшабашной, как "Не упускай из виду" (1975):
А в этом фильме они откровенно отрываются.
И с явным сарказмом дают волю воспоминаниям о своей былой лёгкости, резвости и гибкости (которых давно нет):
Хотя больше внимания сценарий уделяет внучке, интереснее смотреть на бабушку.
Вообще-то роль предназначалась Катрин Денёв.
Из неё получилась бы этакая вальяжная чёрная вдова:
Но бабушку сыграла Джейн Биркин.
И вместо лощёной светской акулы получилась шустрая, опасная, тонконогая сколопендра.
Причём возраста Биркин никогда не прятала, находя, что женщина хороша не только юной чаровницей:
Но и взрослой неугомонной, самоуверенной, заводной особой:
Итак, почему бы бабушке и внучке не выйти одновременно замуж?
И не пожить в идиллической сельской обстановке с домашним уютом и милыми пикниками:
Корзинки эти, конечно, сразу напомнят о знаменитой корзинке молодой Джейн Биркин, которую она таскала с собой и в пир:
И в мир:
И вот пикник. А потом…
Семейная жизнь такая непростая и нудная штука...
Стоп, без спойлеров!
Фильм этот сняла женщина, Катрин Корсини (сценарий тоже её, в соавторстве):
Феминистка, социалистка, левачка.
Во всяком случае, Квир-Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля "за освещение ЛГБТ темы в кино" просто так не дают.
Но не за этот фильм!
Тут как раз нет ни квир-персон, ни характерного для завзятых феминисток противопоставления сильных женщин и ничтожных мужчин.
Ни сентиментальности нет, ни света в конце тоннеля.
Просто жёсткое кино про тривиальное расчеловечивание, только в блескучем фантике коммерческой комедии.
Никому из героев сочувствовать не предлагается.
Но мужчины здесь всё-таки больше похожи на людей.
У них всё-таки есть профессия, они способны на привязанность, на боль от потери близких.
Зато бабушка и внучка просто по-паучьи высасывают из жертв всё, что могут, иллюзий ни малейших не питают, ни перед чем не останавливаются:
Их может волновать только собственная безопасность и собственный комфорт.
Опытная Рене если не чтит уголовный кодекс, то как-то навострилась от него вилять и выходить сухой из воды.
Внучка старательно учится тому же:
Ей больше не нужна любовь.
Совсем.
Деньги! И то, что можно купить за деньги.
Только это и есть на свете.
Наши критики (все) и не наши (многие) нашли фильм аморальным - должно быть, ожидая ванильной истории с хэппи-эндом.
"Где лёгкость и гуманность французской комедии, которую мы так любили!"
Придётся привыкать к лёгкости без гуманности.
Селяви.