ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЗНАКОМЬТЕСЬ, ВАША ВДОВА (2003)

Oct 21, 2024 22:30



Это Джейн Биркин с оторванной рукой одного из персонажей фильма.

А сам фильм ловко маскируется под стандартную легкомысленную историю о брачных аферистках.

Две особы промышляют на Лазурном берегу в окружении привычного тамошнего антуража: яхты, пальмы, дорогие шмотки, миллионеры, шезлонги, ослепительное солнце и пр.

На самом деле это очень чёрная, очень циничная, очень едкая, очень безнадежная комедия нравов.
Порой и не комедия вовсе.
До шока.
Как на заглавной картинке.

Всё дело в том, что дама элегантного возраста Рене (Джейн Биркин) про профессии - чёрная вдова.

То есть она ловко выходит замуж за немолодых месье, которые явно дышат на ладан.
Если они не отправляются достаточно резво к праотцам, она им чуть-чуть помогает.
И получает наследство и страховку.

И надо же такому случиться, что в тот момент, когда очередное наследство уже практически в руках, в дверь Рене стучится её внучка Лоранс (Эмили Декенн):



О внучке Рене и думать забыла.
Причём много лет назад.
Но мать Лоранс умерла, и кроме бабушки у этой девицы никого теперь нет.

Как некстати!

Особенно некстати то, что эта внучка мигом и страстно влюбляется в молодого страхового агента Тома (Жереми Элькайм), который занимается делом Рене:



А Тома усиленно интересуется прежними покойными мужьями Рене, которых было то ли семь, то ли восемь. И страховку за всех восьмерых получила вдова.

Рене ничего не остаётся, как от греха схватить в охапку внучку - и лететь прочь.
Чтобы найти очередного немолодого месье, дышашего на ладан, выйти за него - и далее по схеме.

Без спойлеров, пунктиром: за этим следуют разнообразные приключения.

А также  овладение внучкой бабушкиной профессией.
Поскольку ничего сама по себе внучка не умеет.

Она не красавица, но юна и свежа, как персик:



Правда, у неё и недостатков хватает: грация куля с мукой и повышенная (плюс неудачливая) влюбчивость.

Но это, считает бабушка Рене, преодолимо, если всё забыть и посетить бутик дорогой одежды:
"Ты должна выглядеть так, чтобы твоя судьба, увидев тебя в окно мельком, выпрыгнула из своего автобуса и догнала твой мотороллер".

Нет, в этом кино - как того ожидает зритель - после салона красоты не происходит волшебного преображения простушки в роскошную красотку.
Куль остаётся кулём.
Особенно в сравнении со стрекозиным изяществом бабушки:



Но понемногу Лоранс учится наблюдать, набирается нужных ухваток, апломба, умения выглядеть искренне заинтересованной и демонстрировать чуточку - только чуточку! - того весёлого беззастенчивого нахальства, которым веками славились французские кокотки.

Это и есть стиль.

Начало положено:



Главное, надо заниматься лишь теми мужчинами, в которых не влюбляешься, и сохранять хладнокровие.
- Бабушка, но он умер!
- Это его личное дело.

Бабушка и внучка на ставшей привычной охотничьей тропе:



Тут-то и поджидает их судьба.

Рене наконец решает позволить себе немного чувственной страсти (про любовь у неё речи нет ни в каком смысле и никогда).
Это наряду с проверкой как счёта претендента в банке, так и его медицинской карты.

Галантный и щедрый Морис (Пьер Ришар) поёт в её честь милую песенку - как тут устоять:



Горячее аргентинское танго довершает дело:



Ещё в молодости Биркин и Ришар всегда великолепно ладили в комедиях.
Хотя бы в такой уморительной и бесшабашной, как "Не упускай из виду" (1975):



А в этом фильме они откровенно отрываются.
И с явным сарказмом дают волю воспоминаниям о своей былой лёгкости, резвости и гибкости (которых давно нет):



Хотя больше внимания сценарий уделяет внучке, интереснее смотреть на бабушку.

Вообще-то роль предназначалась Катрин Денёв.
Из неё получилась бы этакая вальяжная чёрная вдова:



Но бабушку сыграла Джейн Биркин.
И вместо лощёной светской акулы получилась шустрая, опасная, тонконогая сколопендра.

Причём возраста Биркин никогда не прятала, находя, что женщина хороша не только юной чаровницей:



Но и взрослой неугомонной, самоуверенной, заводной особой:



Итак, почему бы бабушке и внучке не выйти одновременно замуж?
И не пожить в идиллической сельской обстановке с домашним уютом и милыми пикниками:



Корзинки эти, конечно, сразу напомнят о знаменитой корзинке молодой Джейн Биркин, которую она таскала с собой и в пир:



И в мир:



И вот пикник. А потом…
Семейная жизнь такая непростая и нудная штука...



Стоп, без спойлеров!

Фильм этот сняла женщина, Катрин Корсини (сценарий тоже её, в соавторстве):



Феминистка, социалистка, левачка.

Во всяком случае, Квир-Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля "за освещение ЛГБТ темы в кино" просто так не дают.
Но не за этот фильм!



Тут как раз нет ни квир-персон, ни характерного для завзятых феминисток противопоставления сильных женщин и ничтожных мужчин.

Ни сентиментальности нет, ни света в конце тоннеля.

Просто жёсткое кино про тривиальное расчеловечивание, только в блескучем фантике коммерческой комедии.

Никому из героев сочувствовать не предлагается.

Но мужчины здесь всё-таки больше похожи на людей.
У них всё-таки есть профессия, они способны на привязанность, на боль от потери близких.

Зато бабушка и внучка просто по-паучьи высасывают из жертв всё, что могут, иллюзий ни малейших не питают, ни перед чем не останавливаются:



Их может волновать только собственная безопасность и собственный комфорт.

Опытная Рене если не чтит уголовный  кодекс, то как-то навострилась от него вилять и выходить сухой из воды.
Внучка старательно учится тому же:



Ей больше не нужна любовь.
Совсем.
Деньги! И то, что можно купить за деньги.
Только это и есть на свете.

Наши критики (все) и не наши (многие) нашли фильм аморальным - должно быть, ожидая ванильной истории с хэппи-эндом.
"Где лёгкость и гуманность французской комедии, которую мы так любили!"

Придётся привыкать к лёгкости без гуманности.
Селяви.

новые времена, чёрная комедия, французское кино, Джейн Биркин

Previous post Next post
Up