Так странно теперь вспоминать время, когда не было мобильников.
Это было так недавно.
Как же люди без них жили?
А как обходились вообще без телефона?
Только конной и голубиной почтой?
"Пишите письма!"
Время было медленным и жестоким, но миг жизни - таким же коротким, как теперь.
Зато дороги выходили очень долгими.
Разлука это смерть любви, полагали в старину французы.
Так и бывало иногда.
В 1720 году Иоганн Себастьян Бах отбыл из Кётена за границу, в Висбаден.
Композитор сопровождал своего работодателя, герцога Леопольда Ангальт-Кётенского:
Предполагалась оздоровительно-развлекательная поездка на воды.
Конечно, оздоравливали не Баха, а Его светлость.
За развлечения как раз и отвечал Бах, капельмейстер придворного оркестра.
Чем же Бах мог отдыхающего герцога потешить?
То была эпоха повальной страсти к музыке.
Высшему обществу уже недостаточно было слушать мессы, немного музицировать дома и танцевать на балах.
Уже появилась опера - и сразу стала популярным зрелищем, поражающим воображение:
И балет тоже:
То и дело устраивались разного рода концерты:
А инструменты усложнились и стали примерно такими, каковы они в современном симфоническом оркестре:
Страдивари и Гварнери - как раз современники Баха, и лучших скрипок нет.
До сих пор.
Владимир Спиваков и Страдивари:
Даже играть модную смесь классики, джаза, фолка и ещё чего угодно и теперь сподручнее на Страдивари (Дэвид Гаррет):
Музицировали дома во времена Баха очень многие.
Обучение музыке стало светской необходимостью.
Не все достигали совершенства, но старались:
Принарядившись, являлись в салоны "дивить своим искусством свет":
А некоторые ради удовольствия играли дома, прямо в халатах и всей семьёй:
Но завелись и профессиональные оркестры.
Они становились всё стали многолюднее:
При дворах оркестрантов даже стали одевать в одинаковые наряды, как постоянный обслуживающий персонал.
Это оркестр венского императорского двора в форменных алых костюмах:
Музыка звучала отовсюду и постоянно.
Она сопровождала не только торжественные, но и всякие обеды и прочие приёмы пищи.
Картина называется "Послеобеденный чай", а на её этом фрагменте маленький Моцарт сопровождает чаепитие каких-то знатных господ игрой на клавесине :
А тут и кофе пьют, и в бильярд играют, и беседы ведут - но как же при этом всём обойтись без музыки:
Светские мероприятия тоже шли под музыку.
Балы стали самым обычным делом - и не только по случаю значительных событий вроде юбилея или свадьбы, как тут:
Особенно полюбились маскарады - больше не ждали Масленицы, а устраивали их по желанию в любое время (кроме строгих постов).
Для небольшого бала-маскарада было довольно пятёрки (квинтета) музыкантов:
Устроить танцы вечерком дома или в парке в разгар пикника тоже было принято:
Как и слушать приятные мелодии во время отдыха, чем занята эта пара:
Вот для всего этого и требовались специалисты.
То есть профессия музыканта стала вполне востребованной.
Появились и мастера высочайшего уровня.
Они сочиняли любую музыку - и церковную, и светскую - и сами же её исполняли.
Часто с поразительной виртуозностью.
Таким мастером на все руки как раз и был Иоганн Себастьян Бах.
Мы-то знаем его как гениального композитора, а современники больше ценили его как органиста и клавесиниста. И оркестрами он успешно руководил:
Так что понятно желание герцога нанять Баха и оснастить свой быт музыкальным оформлением наилучшего качества.
Вот и на отдых герцог ездил с собственным оркестром.
Чтобы слушать музыку в любое время, когда захочется.
А оркестранты, разумеется, следовали за ним со всеми своими инструментами.
Если скрипки и духовые удобно переезжали с места на место в футлярах, с клавишными дело обстояло сложнее.
Для подобных оказий изобрели т.н. дорожные клавесины, которые в собранном виде представляли собой сундук.
Вот они, клавесины для путешествий - один тут в сложенном состоянии, на другом уже можно играть:
Такой клавесин был у Баха.
Своей службой Бах всегда дорожил - у него была семья, нуждавшаяся в средствах.
Кётенский герцог оказался поклонником композитора.
Он предложил очень заманчивые условия работы.
Ради этого назначения Бах оставил прежнюю службу у другого герцога, Веймарского:
Но этот герцог никак не желал отпускать Баха.
А Бах энергично сопротивлялся его нежеланию.
Бах никогда богачом не был и денег на живописцев не тратил.
Потому теперь у нас есть единственный его достоверный портрет.
Вот этот, который все знают - где композитору уже за 60:
Но в 1720 году он был иным.
В Арнштадте стоит памятник вот такому молодому Баху - поджарому, независимому, решительному:
Тому, что ввязывался в драки и даже в поножовщине участвовал, если его задевали.
В общем, когда Бах решил поменять место службы и перейти на более выгодное место, герцог Веймарский разозлился.
И настолько разозлился, что даже запер строптивого музыканта на некоторое время - на четыре недели - под арест "в знак немилости".
В те времена аристократы со служащими не церемонились.
Моцарта в конфликтной ситуации архиепископ Зальцбурга вообще приказал спустить с лестницы, после чего композитор долго лечился.
Итак, Бах исправно развлекал отдыхавшего на водах герцога Ангальт-Кётенского.
Журчали горячие висбаденские источники:
И пели скрипки.
Музыканты старательно услаждали слух владетельной особы.
Эта поездка на курорт длилась всего два месяца.
Но когда Бах вернулся домой, он с ужасом узнал, что его любимая жена Мария Барбара во время его отсутствия - такого недолгого! - скоропостижно скончалась.
И уже похоронена.
А ведь муж оставил её совершенно здоровой.
Ей было лишь 35 лет.
Семья Бахов была любящей, ладной и дружной, в ней подрастало четверо детей.
Сообщить композитору о беде в Висбаден, где отдыхал герцог, не было никакой возможности.
В том числе технической.
Кто бы стал слать гонца к капельмейстеру.
Никто этим и не озаботился.
Знаменитая чакона из 2-й партиты с соло скрипки, скорбная и прекрасная, написана, как считается, под впечатлением от потери жены.
Это одна из самых душераздирающе печальных мелодий в мировой музыке.
Вещь рембрандтовской проникновенной силы:
Но жизнь продолжалась, а детям был необходим тёплый семейный дом.
Через год Бах женился на молоденькой музыкантше и певице Анне Магдалене Вильке.
И снова брак оказался очень удачным.
Анна Магдалена помогала мужу во всех делах:
Произведение мужа, акуратно и изящно переписанной Анной Магдаленой:
Анна Магдалена стала не только любящей мачехой сиротам, но и матерью младших детей Баха (из 13 ею рождённых выжили шестеро).
Жизнь музыканта всегда была полна трудов.
Бах автор более тысячи произведений.
Справедливости ради, многое писалось им на случай, по заказу и исполнялось только единожды.
Потому наиболее удачные темы и фрагменты композитор старался не терять, а использовать в других сочинениях; в те времена все так делали.
Головокружительной сложности и красоты полифония, глубина мысли и чувства - это Бах.
Это уже рука самого Баха: начало шестиголосной фуги:
Однако помимо творчества в буднях Баха было много и рутины.
В поздние годы, уже в Лейпциге, он служил штатным органистом церкви св. Фомы (то есть играл во время всех служб) и музыкальным руководителем всех городских церквей города.
Церковь св. Фомы и орган Баха:
Но помимо всего этого Баха обязали ещё и преподавать в церковной школе латынь:
В конце концов до предела загруженный Бах стал нанимать на свои средства учителя-латиниста, который вёл вместо него эти нудные школьные уроки.
Зато семейная жизнь Баха была счастливой.
Хотя и весьма шумной.
Впрочем, многодетные музыкальные семьи тогда никого не удивляли:
Сам Бах был из музыкальной династии, известной с XVI века.
Основателем её стал некий булочник, обожавший игру на цитре.
Бах, как-то занявшись своей генеалогией, стал считать известных ему родственников - Бахов-музыкантов - и обнаружил 53 персоны.
А это отец Баха, Иоганн Амброзиус, очень ценимый в своё время музыкант:
Гениальный Иоганн Себастьян был восьмым, самым младшим ребёнком в семье (вот и аргумент в пользу многодетности!)
А у него самого в двух браках родилось 20 детей (выжило 10 - по тем временам неплохо).
Все его дети были очень музыкальны.
И все обучались музыке.
Дома.
На высочайшем уровне (брал Бах и учеников со стороны, воспитывая из них настоящих виртуозов).
Впоследствии сыновья Баха стали заметными музыкантами.
А слава некоторых была даже громче отцовской.
Именно старшего сына, Карла Эммануэля, при жизни называли "великий Бах":
А ещё был он Берлинским или Гамбургским Бахом - так он звался по "месту работы" и чтобы с братьями не путали.
Ведь братья тоже разъехались по разным городам и сделали карьеру.
Потому известен был и Халльский Бах - Вильгельм Фридеман:
И Бах Бюккенбургский - Иоганн Кристоф Фридрих:
И самый младший, добившийся международного признания - Лондонский и Миланский Бах - Иоганн Кристиан.
Его портрет работы Томаса Гейнсборо:
Фамильное сходство налицо, не правда ли?
Немудрено, что вечно занятый отец такого большого семейства из всех видов досуга больше всего ценил сон.
Однако Бах настолько был полон музыкой, что засыпал только под музыку.
Уютная кровать времён Баха:
Нет, пожалуй, у небогатого многодетного музыканта обстановка была поскромнее:
Или даже так?
Поскольку никаких гаджетов, воспроизводящих музыку, ещё не существовало, "колыбельные" Баху играли на клавесине его дети.
По очереди.
Клавесин вот этот (теперь в музее Баха):
Для детей это было дополнительным упражнением, а усталому композитору обеспечивало сладкий сон.
Только полное засыпание отца было знаком окончания занятий.
И тогда в доме наконец воцарялась тишина.
Карл Эммануил - Берлинский или Гамбургский Бах - оставил забавные воспоминания об этих колыбельных в родительском доме.
Как-то Эммануил сменил своего брата Кристиана, начал играть и услышал мирное посапывание отца с кровати.
Значит, можно бежать по своим делам!
Однако Эммануил вдруг взял неверный, фальшивый аккорд:
Папа Бах, обладатель абсолютного слуха и уникальной музыкальности, фальшь услышал даже сквозь сон.
В полудрёме, с закрытыми глазами он поднялся с кровати, подошёл к клавесину, взял нужный аккорд - восстановил гармонию в мире! - и тут же лёг, чтобы наконец заснуть крепко и спокойно.
Сохранился и совет Баха в тему:"Чтобы хорошо выспаться, надо ложиться не в тот день, когда нужно просыпаться".
И под музыку?