В нашем прокате, правда, решили, что название фильма недостаточно заковыристое.
И переименовали в "Криминальную фишку от Генри".
Что за чепуха.
Но под любым названием это кино смотрели в основном те, кто любит Киану Ривза.
Я же кино ради актёров не смотрю.
Мне была интересна совсем другая персона, связанная с этим фильмом - А.П. Чехов.
Каково ему там, в Америке?
Ведь создатели фильма обещали не только любимые свои и безотказные американские штучки - тюрьму и хитрое ограбление банка.
Они обещали, что всё это будет в непривычной смеси с постановкой "Вишнёвого сада".
С участием, естественно, Киану Ривза.
Постер фильма (Чехова тут ещё не видно):
Вообще-то Киану в этом кино выступает в амплуа "простак".
Он играет глупого, простодушного, честного и покладистого парня Генри из Буффало.
Генри сидит в будке у платного моста и собирает деньги за проезд:
Доверчив и дружелюбен он настолько, что когда бывшим одноклассникам - они задумали ограбить банк - понадобился водитель, то пригласили Генри.
Сказали, что едут на бейсбол.
И тот поверил.
Это завязка сюжета.
Ограбление прошло так себе, и Генри посадили в тюрьму.
Потому что его приятели успешно сбежали, а он тупо сидел в машине у банка и ждал, когда же будет бейсбол.
Сокамерником Генри оказался ещё один лузер - вор на доверии Макс Зальцман (Джеймс Каан):
Он настоящий виртуоз по части вранья и заговаривания зубов, но так увлекается самим процессом, что постоянно оказывается за решёткой.
Он и объяснил Генри, что дважды за одно преступление судить нельзя.
А раз Генри банка не брал, но сидит, то теперь имеет полное право, выйдя по УДО, этот банк ограбить:
И вот Генри на свободе.
Идёт посмотреть, что там за банк, который он якобы грабанул (маленькая фигурка на тротуаре - это он):
Но тут же Генри-"тридцать три несчастья" попадает под машину:
За рулём машины прекрасная дама Юлия Иванова (Вера Фрамига) - прима театра, который находится аккурат напротив банка.
Актриса она не первой молодости и средней руки, но желает стать великой.
Для чего - она уверена - достаточно из захолустного Буффало перебраться в Голливуд:
Наконец-то мы почти добрались до Чехова.
Но не вполне. Потерпите.
Потому что фильм очень неспешный. И никакая не комедия.
В общем, театр, что напротив банка, готовит премьеру "Вишнёвого сада", где Раневскую играет эта самая Юлия Иванова:
И режиссёр там тоже "из наших, из славян" - Дарек Миллодрагович (Петер Стормаре):
Генри при аварии практически не пострадал, зато подружился с Юлией, которая счастлива, что он не будет судиться из-за наезда.
Скоро и любовь нечаянно нагрянула:
А в сортире Генри видит газетную вырезку: оказывается, 70 лет назад между зданиями театра и банка бутлегерами был устроен тоннель, который ныне засыпан мусором и замурован.
Вот он, путь к богатству!
Даже вялый Генри вдохновился.
Осталось только уговорить опытного Зальцмана подать на УДО (тому больше нравится в уютной тюрьме для неопасных преступников).
Ведь на свою сообразительность Генри не надеется:
Вот и преступная группа, и план ограбления (Юля Иванова в курсе задуманного):
Зальцман узнаёт, что тоннель начинался в гримёрке, которую занимает играющий Лопахина актёр.
Дело за малым: надо завладеть гримёркой.
Я так и не поняла, куда того актёра, что должен был играть Лопахина, дели.
Но теперь остро нужен другой Лопахин - премьера на носу.
В театре переполох:
Конечно, Зальцман охотно сам бы Лопахина изобразил.
Джеймс Каан главное украшение фильма.
Переиграл всех.
Органичен, как собака, и столь же забавен.
Но для Лопахина по возрасту не годится:
И тогда на сцену идёт недалёкий простак Генри.
С Юлей он таки немного порепетировал:
Но не может же Киану Ривз не пройти кастинг в каком-то Буффало.
Разумеется, он принят:
Пусть Киану Ривз и оператор всячески стараются подчеркнуть невзрачность героя.
Но среди ещё более неказистой труппы театра он засиял - естественно - "подобно яркому бериллу в ушах арапки".
Как неполиткорректно выразился В. Шекспир.
Видели ли вы когда-нибудь такого шикарного Ермолая Лопахина?
С таким проникновенным интеллигентным взглядом, с такими благородными удлинёнными пропорциями, с такою думой на челе?
И всё это годами сидело в будке под мостом:
Даже талант откуда ни возьмись.
Так что теперь можно приступать не только к репетициям, но и к вывозу мусора из заветного туннеля:
Пусть копают!
Лучше о Чехове, каким он тут оказался.
Похоже, американскому театру очень далеко до нашего.
Режиссёр почему-то не стал - как принято у нас даже в полнейшей глуши - переписывать текст Чехова "своими словами".
Не стал даже переносить действие пьесы в наши дни, в ГУЛАГ, на Галапагосские острова, на планету Нибиру.
Тут таки есть сад, есть имение, есть начало ХХ века, и это всё в России:
Труппа в полном сборе.
Попытка чеховского дизайна костюмов - как его представляют - но таки представляют! - в американской провинции:
Раневская с кружевным зонтиком:
Прямо как Ольга Леонардовна Книппер-Чехова в той же роли:
Опять же Лопахин просто как картинка.
Драматик, "если вы понимаете, о чём я":
Американцам, выходит, вовсе не обязательно видеть персонажей в джинсах и кроссовках, чтобы проникнуться драмой утраченных иллюзий.
Несложившейся жизни.
Невысказанных чувств.
Потери недвижимости, в конце концов.
И так все всё понимают.
Потому Чехова ставили и будут ставить.
Повсюду.
А что там с ограблением?
Американская мечта - это ведь по сути чемодан/мешок/кейс, набитый деньгами.
С которым можно умчаться в прекрасную даль.
Видели такое? Сколько десятков раз?
Так вот она, мечта:
Что выберет герой Ривза: убежать с этим добром куда подальше или таки доиграть "Вишнёвый сад"?