ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. ЕСЛИ ТЫ ПРАВ... (1963)

Aug 12, 2024 22:57



Странное дело: даже в 1960-е телефон был чудом техники.
Видели в нём не просто нечто функциональное, не просто средство связи.
Романтику видели, тайну.
Чудесное приближение далёкого незримого.

О телефонных звонках даже песни пели.

О том, как плачет девочка в автомате.

О том, как ночью у телефонной будки "в самом центре Москвы не заснул человек".
Вот эта песня как раз из фильма "Если ты прав…"

И кино начинается как романтическая история с телефоном.
И даже на рекламном плакате - телефон:



А это польский постер фильма.
Тут тоже видно, что всё дело в телефоне (а вот «психологичная драма» это или нет, вопрос):



Сценарист, придумавший эту историю - Эмиль Брагинский.
Потом он сочинит на пару с Эльдаром Рязановым и "Иронию судьбы", и "Служебный роман".

Но пока ему не до комедий.
Он серьёзен и лиричен.
И, кажется, толком даже не знает, за что взяться - и то хочется сказать, и это.

Потому кино неровное, с перепадами тем и намерений.
Что иногда даже ставит в тупик.
Получилась эдакая матрёшка - три истории в одной.

Но удивительно, как в 1960-е умудрялись снимать вот так совсем просто  - думаю, очень и очень малобюджетно.

Кино чёрно-белое.
Без всяких спецэффектов.
Без масштабных декораций.
Без картинных пейзажей и шикарных нарядов:



О самой обыденной жизни самых обыкновенных людей.

А получилось поэтично.

Впрочем, режиссёр Юрий Егоров - мастер рассказывать простые истории.
Один его фильм прямо так и назывался: "Простая история".

Тот, где сильная  женщина Нонна Мордюкова председатель колхоза, а Михаил Ульянов хороший мужик, но не орёл:



Но в этом кино у нас уже столица. Городские дела.
Хотя тоже всё очень просто и обыденно.
Зима, уличная суета, серые деньки:



Сломался домашний телефон, и пришёл его чинить мастер.
Молодой, умелый, чертовски обаятельный Алёша (Станислав Любшин):



И хозяйка квартиры, инженер Галя (Жанна Болотова) моментально в него влюбилась:



Так бывает: встретились взгляды, и мир стал другим.
Но мастер сделал своё дело и ушёл.
А он ей нужен!

Значит, надо, чтобы телефон снова был не в порядке.
Даже чуть-чуть его испортить стоит - тогда мастер снова придёт:



И он приходит.

Дальше про любовь. У них всё хорошо!
Влюблённые в подъезде у батареи - классика.
Трогательно и романтично:



Это первая история в матрёшке.

Но кто этот "ты", который прав?
Почему кино так называется?

Да потому, что клиент не всегда прав (не знаю, лозунг про клиента в те времена был или ещё нет?)

Но не вправе клиент унижать и обижать тех, кто его обслуживает:



Алёша максималист.
От клиента он уходит, с начальством из-за этого ссорится, с работы увольняется.

Коллеги к его поступку относятся по-разному.
Тут уже производственная драма из жизни телефонного узла - вторая история в матрёшке:



Галя полагает, что из-за пустяков не стоит лезть в бутылку и терять хорошую работу:



И всё! Алёша обиделся.
Разрыв.
Несчастный телефонный мастер бродит по Москве, страдает:



Однако у Гали есть дед (Алексей Краснопольский) - они живут вдвоём.
Дед недавно вышел из лагеря, реабилитирован и теперь пишет мемуары:



Деду нравится бескомпромиссный Алёша, он знает, что Галя его любит.
И чтобы тот поборол душевную смуту, читает ему свой рассказ.

Вернее, рассказ Георгия Шелеста "Самородок", который был опубликован в газете "Известия" 5 ноября 1962 года.

Этот рассказ о лагере и золоте Колымы, о силе духа  и праведном выборе поразил читателей - такой литературы тогда ещё не было (Солженицын и Варламов Шаламов стали известны позже).

И вот создатели фильма "Если ты прав…" решили этот рассказ обязательно использовать в кино.
Прямо в том, что тогда снимали.
Про юную любовь и телефон.

Это так странно.

То есть изумлённый зритель внезапно видит экранизацию рассказа совсем другого автора.
Сделанную совсем иначе.
Из давней жизни политзаключённых:



Но это было впервые в кино - золотой прииск и неправедно осуждённые.

Вместо непринуждённой городской лирики суровый жёсткий стиль, трагические лица (это Иван Лапиков - одна из его первых серьёзных ролей):



Это третья история в матрёшке, совсем не похожая на всё остальное.

Такой вот фильм. Возможный только в 1960-х. Когда эксперименты бывали какие угодно.

То было время молодых.
Они прекрасны - значит, правы.
Так тогда думалось.

Потому все неприятные персонажи тут в летах.

Семья клиентов, обидевших Алёшу  - махровые мещане предпенсионного возраста.
Это вот глава противного семейства:



И обои у них в цветочек, и оленьи рога на стенке, и люстра с потолка свисает.
И шубы нейлоновые - тогдашняя роскошь - им доступны.

Не лучше и невнимательный, чёрствый начальник телефонного узла:



И пожилой циничный кадровик:



Зато молодые все открыты, чисты сердцем и очень симпатичны.
Нежная, грациозная, интеллигентная умница Галя:



И квартира у неё светлая, без рогов и цветочков, обставлена современной (на ту пору) мебелью:



И одета она скромно, но со вкусом:



Однако критикам из журнала "Советский экран" в 1963 году игра Болотой совсем не понравилась.
Они нашли Галю чересчур молчаливой и загадочной.
Непонятной. Странноватой.
Что не дело.

Какая такая загадка может быть у девушки?



Девушка должна быть бодрой, активной, инициативной. Разговорчивой.
Вот как боевая и общительная диспетчерша Катя, тайно влюблённая в Алёшу (Галина Соколова):



Зато Алёша -  настоящий герой своего времени:



Типичен ещё и тем, что он подрабатывающий студент четвёртого курса.

Живёт в общаге, полной прекрасных дружелюбных парней и отличных товарищей:



Даже весёлый студент из Африки тут имеется:



Если Шурик Гайдая подрабатывал на стройке:



То Алёша настолько способный, что прекрасно и телефоны чинит, и телевизоры - когда устраивается в телеателье и становится напарником обаятельного Генки (Геннадий Сайфуллин):



Независимый, решительный, прямой Алёша таков во всём.

Через неделю знакомства он везёт Галю на родину в Сибирь и представляет семье как свою невесту.

А родни всех возрастов у него просто неимоверное количество.
И вот тут немолодые люди все очень славные:



Традиционное многолюдное застолье, где обнаруживаются самые удивительные персонажи.

Например, такой вот брат - будущая звезда советского кино Олег Видов, ещё не перекрасившийся в блондина ("это мой натуральный цвет"):



Или Шеф из "Бриллиантовой руки":



Мир хороших людей куда обширнее и сильнее мира плохих.
Так считали в 1960-х.
А дальше будет ещё лучше! Раз молодёжь настолько хороша.

Даже разухабистые соседи  Гали оказываются очень душевными и милыми.
Только вот собственные имена им не нравятся, нужны другие, красивые.

Степан (он же Эдик), Коля (он же Жоржик), и Радий (который хочет быть Иваном):



Такие вот люди были.
Давным-давно.

Но ведь случается, что очень давнее вдруг неожиданно прозвучит сегодняшним.

Во вставном рассказе о политзаключённых есть этот гадкий персонаж - учётчик из блатных.
Сытый, наглый, в хорошей шапке:



Он подбивает зеков приворовывать намытое золото и менять у него на папиросы и еду.

Дело происходит в конце 1941 года.
Никто не знает, что будет дальше, даже будет ли сдана Москва.

И зеки не идут на обман, понимая, как трудно сейчас стране:



А этот тип настроен иначе.
Он радуется приходу немцев: "Хорошо теперь будет, начнём капитализм строить".
Баварское пить ещё, должно быть.

Надо же, из какого далека этот голос. Но вполне живой?

суровый стиль, Станислав Любшин, Эмиль Брагинский, дух времени, Жанна Болотова, 1960-е, кино

Previous post Next post
Up