Я не киновед, а то, что в старину называли "широкий зритель".
То есть как раз недостаточно широкий, чтобы смотреть всё подряд, что существует.
Скорее наоборот.
Есть то, что я люблю - и то, что смотреть не буду ни за что.
И вот я люблю нуар.
Тайны.
Опасность.
Хитросплетения страстей в ночном мраке.
Чтобы ни минуты не было скучно.
"Узкая грань" беспримесный нуар.
Под таким невыразительным названием (что это за грань? или полоса?) скрыт, оказывается, истинный шедевр.
Сюжет тут тоже самый нуарный.
Вдова мафиози, давно порвавшая с ним, собирается выступить в суде и зачитать там список банды и её покровителей, завалявшийся у неё с давних пор.
Да вот беда: скрывается она в Чикаго, а суд состоится в Лос-Анджелесе.
Даму нужно переправить через всю Америку так, чтобы об этом не пронюхали бандосы, которые тоже за нею охотятся.
Это дело поручается двум честным и отважным копам:
Теперь, наверное, власти нашли бы денег на частный самолёт?
Но в 1952 году в их распоряжении был только ночной экспресс:
Вдова (Мэри Виндзор) особа резкая, капризная, с норовом:
И так получается, что сопровождать её придётся лишь одному из напарников - прямолинейному, крутому, неподкупному Брауну (Чарлз Макгроу):
Мафия тоже не дремлет - ведь дерзкую свидетельницу необходимо убрать:
Что интересующая гангстеров дама едет в поезде, преступникам известно.
Вот только в лицо никто из бандитов её не знает.
Так что ориентируются они скорее на Брауна, который нервно курит на перроне:
Итак, героев ждёт бессонная ночь в поезде, полная смертельной опасности, риска и самых неожиданных поворотов судьбы:
На этом со спойлерами положено закругляться.
Сюжет фильма закручен мастерски и будет держать зрителя за жабры до самого финала.
Нет, ещё одна деталь!
Маленький, но важный винтик в искусно отлаженном механизме этой мрачной истории.
В ситуации сержанта Брауна никогда не оказался бы советский пассажир 1952 года - ведь в поезд у нас было принято брать с собой домашнюю снедь.
По Ильфу и Петрову, это "коржики, рубленые котлеты, батоны и крутые яйца".
У Брауна не было с собой коржиков, а привередливая вдова страшно проголодалась и требовала ужина:
Пришлось Брауну оставлять её одну в купе и болтаться по поезду, пробираясь в вагон-ресторан.
И потому сталкивается он то с забавным толстяком, который похож на Хичкока и так перекрывает собой проход, что его не обойти:
То знакомится с приветливой и любопытной блондинкой:
То бандиты-душители в перчатках не дают ему проходу:
А глазастый, назойливый и крикливый мальчик Томми вообще едва не испортил всю его игру.
Эти лица появляются вовсе не для того, чтобы развлечь зрителя - все они вовлечены в сложную интригу.
Тут каждый не тот, за кого себя выдаёт.
Кроме разве что честного Брауна да вездесущего пацанёнка.
Брауну стоит немалого труда то и дело выкарабкиваться из сложных и непредсказуемых ситуаций:
Это и есть истинный нуар.
То есть не только напряжённое действие - причём в наглухо закрытом пространстве ночного поезда.
Ещё и терпкая, томительная атмосфера постоянной смертельной угрозы.
Саспенс!
А ещё это очень элегантное, визуально изощрённое кино.
Где каждая деталь осмыслена и неслучайна:
Где игра света и тьмы - целый театр теней:
Где призрачное отражение в стекле не только замыкает пространство, из которого нет выхода, но и движет интригу:
Плюс неповторимая дорожная атмосфера Америки 1950-х - заштатные вокзальчики:
Старинные перроны:
Великолепные и опасные мужчины в пыльных шляпах, макинтошах и с пистолетами:
Отвратительное, но могущественное зло:
И скромное, но неколебимое добро:
В общем, отличный нуар.
Как ни странно, это кино категории В.
То есть как бы осетрина второй свежести.
Которая подавалась зрителю под занавес сеанса, "на посошок".
Вот он, кинотеатр золотого века Голливуда, сияющий огнями:
Кассы были снаружи, архаично-нарядного вида; билет можно было купить заранее:
У входа контролёр.
Счастливая героиня фильма Вуди Аллена "Пурпурная роза Каира" - этого гимна старому кино - наконец-то попадает в желанный мир киногрёз:
В фойе зрители запасались разрешённым съестным:
Сеанс был достаточно длинным.
Сначала показывали хронику:
Потом шла музыкальная пауза, а за ней гвоздь программы - шикарный фильм категории А:
Это то кино с большими звёздами, ради которого народ и валил в кино:
А уже после этого блистательного А крутили фильм категории В.
Считалось, что он такой себе - "это аналог мужского костюма за 22 доллара в швейном бизнесе, это обычный гамбургер из мясной лавки, это аналог места на галёрке".
Только-то.
Для прокатчика категория В - то, что показывают в конце сеанса.
А для киностудии это кино, которое снято меньше, чем за 400 тыс. долларов.
То есть никаких дорогих звёзд, никаких циклопических декораций, никакой массовки, никаких роскошных костюмов с перьями и стразами, никаких спецэффектов, ничего вот этакого:
"Узкая грань" снята всего за 13 дней.
Бюджет 188 тыс. долларов - вдвое меньше, чем максимальный бюджет фильма категории В.
Скромные выгородки вагонных интерьеров были настолько тесны, что снимали в основном ручными камерами - и это как нельзя лучше создало эффект реального замкнутого пространства:
Актёры - исключительно категории В:
Хотя почему В, когда вон какой римский профиль:
Из всего этого получился настоящий шедевр.
На удивление.
Но это я удивилась, что кино отличное. Не ожидала.
А оказывается, это давно культовый фильм.
Хотя в категории В у режиссёра (здесь это Ричард Флейшер) бывало обычно больше свободы для смелых решений и экспериментов со стилем.
Но фильм вообще-то заметили сразу.
В 1952 году. Уж больно удался.
Тогдашний постер:
Киномагнат Говард Хьюз - тот самый, про которого кино "Авиатор" - был от "Узкой грани" в полном восторге:
Он даже задумал переснять фильм - уже в категории А.
То есть дорого и с самыми модными звёздами.
Хорошо, что этого не случилось (Хьюз вдруг взял и завязал с кинематографом).
Ремейк сделали только в 1990-м и на эффекты уже не скупились:
Ну, а сценаристов (Эрл Фелтон, Мартин Голдсмит, Джек Леонард в самом деле молодцы) даже номинировали на Оскара 1953 года в большой номинации - "лучший сценарий игрового фильма".
Нет, статуэтку им не дали.
Победил сценарий фильма "Лучшее шоу мира" - это кино теперь признано одним из худших оскароносных всех времён.
Не дали - и пусть.
Не всё то золото, что блестит.