ДВЕНАДЦАТЬ ПЛАТКОВ МАНДЕЛЬШТАМА

May 18, 2024 22:13



Речь пойдёт не о гениальных стихах поэта, а об одном казусе из его обыденной жизни.

И ещё о символике цвета.
Которая, оказывается, далеко не последнее дело.
Может выручить - или подвести.

Случилось это летом 1921 года в имении Холомки под Порховом на Псковщине.

Там была организована летняя колония петроградских работников искусств (тогда слова колония ещё совершенно не боялись; да и слова лагерь тоже).

То был прообраз советских домов творчества.

И место было подходящее, романтичное - таково оно даже сейчас:



Выглядит это всё как усадьба какого-нибудь Онегина.

Но дом, хотя и потрёпанный бурями Гражданской войны, был в 1921 году совсем новым.

Просто построен  он в 1911 году в модном тогда стиле неоклассики - все в ту пору очень увлекались историей, Пушкиным, золотым веком дворянства.
Это вид усадебного дома сбоку:



Все хотели жить в изящных домах, выдержанных в старинном вкусе.
На террасе в Холомках:



Построил это дом инженер и изобретатель князь Андрей Гагарин (1956-1920).

Между прочим, он считается одним из прообразов инженера Гарина из книги А.Толстого про гиперболоид:



Итак, писатели и художники выехали в глушь, на свежий воздух, писать стихи и этюды.

Природа в Холомках была скромна, но живописна:



Однако кормили творцов в колонии по пайку, то есть очень скудно.

На этом шутливом рисунке Н.Радлова Корнеей Чуковский и художник Мстислав Добужинский  пытаются что-то посеять для пропитания:



Сеятели  из деятелей искусства вышли неважные.

Зато можно было подкормиться, выменивая у местных жителей отличные натуральные продукты на недоступные в глуши городские вещи.

Портрет крестьянина из тогдашних Холомок работы В.Милашевского:



А что было в деревне тогда недоступно?
Всякие простыни-наволочки, отрезы материй и дамские платья.

Меновая торговля тогда вообще была повсеместной:



Чуковский где-то достал, привёз в Холомки и выменял на четыре мешка ржи мешок гвоздей и четыре косы.
"Кто-то выменял граммофон на барана", - вспоминал В. Ходасевич, тоже в Холомках живавший:



Все эти плоды цивилизации поэты и художники привозили с собой из Петрограда.
Натуральный обмен!

Извещённый об этом поэт Осип Мандельштам, собравшись в Холомки, тоже решил запастись предметами на обмен.

Ни лишних наволочек, ни женских нарядов у него, естественно, не водилось.
Потому он накупил на рынке того, что подешевле.
Он был очень беден.

А купил он двенадцать женских головных платков и два отреза полубумажной материи на брюки.
Полубумажной - то есть пополам из шерсти и хлопка.

Казалось бы, то, что нужно.
Без платка ни одна деревенская девушка или женщина не обходилась:



Ну, и без штанов никто не ходил:



Мандельштам был сыном купца первой гильдии, однако коммерческая жилка отсутствовала у него напрочь.

Он жил вообще в ином измерении и видел мир иначе, чем его много более практичные коллеги:



И этот практичный мир с его правилами и вкусами знал поэт очень мало.

Потому попытка обмена питерского текстиля на хлеб и сало обернулась для него полным фиаско.

Он купил и привёз в деревню платки жёлтого цвета!

"Когда ты будешь создавать ей душу,
возьми все краски мира, кроме жёлтой" -
так писал ещё Шекспир, который прекрасно разбирался в тканях, перчатках и символических эмблемах любви и смерти.

Шекспир знал, что жёлтый цвет - это измена, разлука, грех, предательство, безумие, болезнь, увядание.
Именно это означает.

Потому Иуда, получающий тридцать сребреников, изображался чаще в жёлтом (и чёрт при нём тут как тут):



Тут тоже легко опознать Иуду не только по противной роже:



И так по всей Европе.
От берегов Альбиона до Псковской губернии - и далее, до "стен недвижного Китая".

Оттуда уже начиналось обратное. То есть почитание жёлтого.
Как самого красивого и престижного цвета.
Цвета терпения, мудрости и долголетия.
Цвета императора:



Но китайцы в Порхове не жили.

А вот местные крестьянки даже задешево отказывались брать товар незадачливого поэта.
Жёлтый цвет был им противен, потому что мог накликать беду.

Они распевали частушку:
Жёлты цветики - измена, белые - свидание,
Голубая незабудка - с милым расставание.



Правда, на картинах Абрама Архипова рязанские крестьянки - традиционно предпочитавшие огненно-красный, ярко-розовый и оранжевый - жёлтые платки таки носили:



И вот ещё:



Но вот псковские крестьянки решительно не желали носить жёлтого.

Им больше всего нравились красные платки, вот как здесь (кстати, каков оригинальный дизайн сумочки из лыка - через плечо, и это 100 лет назад!):



Ни одного жёлтого платка Мандельштаму не удалось обменять даже на кусок хлеба.

Потерпев неудачу с деревенскими красавицами, поэт решил попытать счастья среди парней.
Ведь у него было ещё два отреза на брюки!

Но и тут вышла незадача.
Мандельштамовская материя была очень современной, клетчатой:



А до деревни эта мода ещё не дошла.
Деревенские женихи согласны были бы взять что-то однотонное, на худой конец в полоску:



Но клетка их шокировала и отпугивала.

Напрасно Мандельштам расписывал, что клетчатые костюмы и особенно брюки сейчас самые модные в столице (и это была правда):



Он даже придумал название для своего полубумажного товара - полупяст.

Это потому, что известный тогда поэт-символист Владимир Пяст щеголял именно в клетчатых брюках, и они считались верхом элегантности.

На этом фото штанов Пяста не видно, зато видно, что он щёголь и завзятый модник:



Все привезённые Мандельштамом на обмен товары, что называется, "не пошли".
Утончённый петербургский интеллигент не угадал вкусов, заветов и запросов деревни.

Товарищи по колонии, более предприимчивые и оборотистые, материально поддержали неудачливого торговца.

Например, художник Владимир Милашевский, который даже умудрился заделаться комендантом  - так в революционном духе стали называть сторожа - знаменитого яблоневого сада Новосильцевых (это было ближайшее соседнее имение).

Портрет Мандельштама, рисунок Милашевского:



Мандельштаму все старались помочь.

Ведь именно в то лето - первое мирное лето после семи лет войны - головы всем кружило его стихотворение, поистине колдовское.

Обитатели Холомок то и дело декламировали в аллеях и рощах (свидетельство В.Милашевского):

Я слово позабыл, что я хотел сказать,
Слепая ласточка в чертог теней вернётся,
На крыльях срезанных, с прозрачными играть,
В беспамятстве ночная песнь поётся.

Не слышно птиц. Бессмертник не цветёт.
Прозрачны гривы табуна ночного.
В сухой реке пустой челнок плывёт.
Среди кузнечиков беспамятствует слово...

натуральный обмен, русская поэзия, символика и предрассудки, мелочи жизни, Осип Мандельштам

Previous post Next post
Up