ВОСКРЕСНЫЙ ОБЕД И КИНО. И БОГ СОЗДАЛ ЖЕНЩИНУ (1956)

May 13, 2024 23:08



Это очень знаменитое кино.
Из тех фильмов, что "стали культовыми", "сказали новое слово" и всё такое.
С этим не поспоришь.

Но когда слово уже сказано и перестало быть новым, то чары его первооткрывателя могут отчасти и померкнуть.

Вообще-то Роже Вадим режиссёр так себе.
И тут тоже  ничего не поделать.

Его самое знаменитое творение - как раз "И бог создал женщину" - не вызывает больше шока и трепета.
Хотя смотрится очень занятно и мило.

Действие происходит в обшарпанном приморском городишке Сен-Тропе:



Да, когда-то (и не в такие уж незапамятные времена) Сен-Тропе был именно захудалым. Вылизанная нарядность Европы не такое давнее достижение.

Сценарий фильма написал тот же Роже Вадим - и сценарий тоже так себе.

Хотя идея была смелая: показать современную Золушку  - самый избитый сюжет золотого века кино - такой, какова она есть.
Без голливудского глянца и сахарного хэппи-энда.

Сиротка Жюльетт, как и её бесчисленные предшественницы по выметанию золы,  живёт у сварливой бабы-ханжи. Кажется, её тётки.
Обожает котят, кроликов и птичек.
Воспитана в монастырском приюте:



Однако достоинства новой Золушки никак не соответствуют классическим канонам.

Она ленива, нахальна, своенравна и любит лишь загорать нагишом, слушать пластинки и бегать на танцульки.

Она в этом не виновата.
Как следует из названия, это всё Бог.

Чего у Жюльетт в избытке, так это раскованности, сексуальности и того, что в кино зовут манкостью:



Немудрено, что сен-тропезские затрапезные принцы всей толпой жаждут её.

Среди них даже возрастной местный богач.
Он воротила игорного бизнеса, светский лев и владелец роскошной по тем временам  яхты (на какую Абрамович и плюнуть бы не захотел):



Хотя все уже изучили нрав Жюльетт, далёкий даже от намёка на респектабельность.
И её  шальные выходки:



Так что жениться на Золушке  - и то лишь затем, чтобы избавить её от высылки на исправление в монастырь - решается самый невзрачный, угрюмый и неуклюжий из поклонников.

Это не кто иной, как Жан-Луи Трентиньян:



Трентиньян убедительно играет неказистого влюблённого недотёпу.

Хотя дело не в нём.

Кино придумано исключительно для Брижит Бардо.
Его смысл только Брижит Бардо.
Камера заворожено движется только за Брижит Бардо, как раскрывший рот зевака:



Но Брижит Бардо того стоит.
Она чудо как хороша.

Отчаянный для тех лет эротизм этого фильма сделал своё дело - Бардо сразу стала мировой звездой:



Хотя до того Брижит Бардо уже несколько лет снималась.
Все уже видели, что она хорошенькая и с точёной фигуркой - но у кого тогда в кино были плохие фигурки?

Вот она в мелодраме "Большие манёвры":



Что она особенная, что она новая Ева, что она не такая, как все - но такая, на какую скоро все захотят походить - смог наконец показать человек, который знал её лучше всех.

Потому-то у него так хорошо это получилось.

Брижит Бардо и режиссёр Роже Вадим тогда были женаты, и это был его первый фильм:



Вадим Игоревич Племянников (Роже Вадим) - полурусский-полуфранцуз.
Поскольку французов во Франции и без него было сколько угодно, его считали больше русским.
И звали - во всяком случае, жёны - по имени, которое в псевдониме стало фамилией: Вадим.

Брижит была его первой женой и помогла раскрыться его главному таланту - делать звёзд из любимых женщин.
И делал он своих звёзд с мастерством огранщика алмазов в бриллианты.

Пусть эти звёзды (они же жёны) сияли потом в других небесах -  своего Пигмалиона они всегда вспоминали с любовью.
И позже дружно плакали на его похоронах.
Все шесть.

"Русский шарм", "большое русское сердце" - чем же он так очаровывал восхитительных женщин?
Ведь они влюблялись в него без памяти.
Быть может, этот проникновенный взгляд так действовал:



Правда, через пять лет влюблённые женщины от него, как правило, уходили.
Почему?
Он был режиссёр так себе, а они актрисы?
Или страсть живёт три года и доживает ещё два?

Это неважно.
Важно, что он умел видеть в женщинах главное и "вытаскивать" это наружу - чтобы главное увидели все.

Брижит Бардо, уже переигравшая целую стайку наивных кокеток  в кудряшках, стала у него воплощением стихии.
Безудержной, бесстыдной, простодушной и опасной:



Ещё у  Вадима была склонность перекрашивать любимых в блондинок и менять им причёски.
Это преображало их самым чудесным образом.

Шатенка Брижит Бардо на свадебном фото:



И Брижит-блондинка.  Совсем же другое дело:



Вторая жена Вадима Аннетт Стройберг к моменту их встречи уже была моделью и блондинкой. Оставалось её сделать ещё блондинистее.
Но больше Вадиму тут ничего не удалось - она была красивой, но не уникальной:



Не то третья жена.
Её знают, наверное, все:



Это фото со съёмок фильма, официально женаты они с Вадимом не были (Стройберг не давала развода).
Но пять лет страсти и сын - это серьёзно.

Молоденькая тихая и упорная Катрин Дорлеак (тоже шатенка) - теперь известная нам как Катрин Денёв - была как раз уникальной.
То, что нужно!

Она тоже влюбилась в бесподобного Вадима (что же такого бесподобного всё-таки в нём было?) - и послушно делала то, чем он её учил.

Первым делом стала блондинкой:



Начала по его совету одеваться в белое, чёрное, розовое и беж (так появился её стиль).
Играла сдержанно, не выплёскивая страстей наружу.

И звезда родилась.

Но блеснула в фильме другого режиссёра, Жака Деми ("Шербурские зонтики"):



Эта жена Вадима тоже известная персона - дважды оскароносная  Джейн Фонда:



Вадим помог Джейн избавиться от надоевшего амплуа "американской кошечки" и от кучи денег (которые проиграл в казино) - а ещё стать напористо сексуальной, раскрепощённой и дерзкой в "Барбарелле":



И, разумеется, сделаться блондинкой с буйной шевелюрой:



Тут Джейн Фонда разве никого не напоминает?
Или напоминает сразу обеих - и Брижит, и Катрин?

Примерно такой, по мнению Вадима, Бог и создал женщину.

Так он думал и в 1956 году.
Героиня Брижит Бардо босиком бродила тогда по улицам Сен-Тропе и сводила всех встречных с ума.

Но это была лишь грёза.

Конечно, на самом деле таких провинциальных сироток не бывает - с гибкостью дикой кошки и уверенной грацией ученицы парижской балетной школы Бориса Князева:



Ну скажите, в каком захолустном приюте учат таким позам  - и так правильно тянуть носок:



А уж когда дело дошло до "нового танца ча-ча-ча" в минуту отчаяния,  Вадим не пожалел хронометража и дал Бардо наплясаться вволю:



Можно представить, какой шок у тогдашней публики вызывала первая же сцена фильма:



Теперь всё это смотрится вполне невинно.
Или такое:



И фильм, который считали пощёчиной общественному вкусу и манифестом женской даже не свободы, а вольной воли, теперь выглядит вполне целомудренным и даже отчасти патриархальным.

Спойлер будет только один, потому что очень уж поразил.

Что нужно, чтобы образумить шальную своевольную жену?

В потрясшем законы киноприличий знаменитом фильме ответ тот же, что в стариннейшем и  неполиткорректном "Укрощении строптивой".

Нужна лишь увесистая оплеуха:



Всего одна оплеуха:



И тогда та, что неистово металась, бунтовала, капризничала и маялась, послушно побредёт за вами в ваш облупленный дом:



Потому что она поймёт, что Бог сначала всё-таки создал мужчину.

Такое вот сочинил Вадим.
Режиссёр так себе.

Но он всё-таки создал женщину, которая поразила мир - не как бог создал, а как сценарист и режиссёр.

В его фильме она силится, но никак не может полюбить несчастного героя Трентиньяна (тут они втроём репетируют):



В жизни всё вышло наоборот: Брижит в Трентиньяна моментально без памяти влюбилась - и бросила Вадима.
Вот такой её создал уже сам Бог.

Бог мой, ей в этом году стукнет девяносто!

новаторы, Брижит Бардо, Сен-Тропе, культовый фильм, Роже Вадим, кино

Previous post Next post
Up