Это очень знаменитое кино.
Из тех фильмов, что "стали культовыми", "сказали новое слово" и всё такое.
С этим не поспоришь.
Но когда слово уже сказано и перестало быть новым, то чары его первооткрывателя могут отчасти и померкнуть.
Вообще-то Роже Вадим режиссёр так себе.
И тут тоже ничего не поделать.
Его самое знаменитое творение - как раз "И бог создал женщину" - не вызывает больше шока и трепета.
Хотя смотрится очень занятно и мило.
Действие происходит в обшарпанном приморском городишке Сен-Тропе:
Да, когда-то (и не в такие уж незапамятные времена) Сен-Тропе был именно захудалым. Вылизанная нарядность Европы не такое давнее достижение.
Сценарий фильма написал тот же Роже Вадим - и сценарий тоже так себе.
Хотя идея была смелая: показать современную Золушку - самый избитый сюжет золотого века кино - такой, какова она есть.
Без голливудского глянца и сахарного хэппи-энда.
Сиротка Жюльетт, как и её бесчисленные предшественницы по выметанию золы, живёт у сварливой бабы-ханжи. Кажется, её тётки.
Обожает котят, кроликов и птичек.
Воспитана в монастырском приюте:
Однако достоинства новой Золушки никак не соответствуют классическим канонам.
Она ленива, нахальна, своенравна и любит лишь загорать нагишом, слушать пластинки и бегать на танцульки.
Она в этом не виновата.
Как следует из названия, это всё Бог.
Чего у Жюльетт в избытке, так это раскованности, сексуальности и того, что в кино зовут манкостью:
Немудрено, что сен-тропезские затрапезные принцы всей толпой жаждут её.
Среди них даже возрастной местный богач.
Он воротила игорного бизнеса, светский лев и владелец роскошной по тем временам яхты (на какую Абрамович и плюнуть бы не захотел):
Хотя все уже изучили нрав Жюльетт, далёкий даже от намёка на респектабельность.
И её шальные выходки:
Так что жениться на Золушке - и то лишь затем, чтобы избавить её от высылки на исправление в монастырь - решается самый невзрачный, угрюмый и неуклюжий из поклонников.
Это не кто иной, как Жан-Луи Трентиньян:
Трентиньян убедительно играет неказистого влюблённого недотёпу.
Хотя дело не в нём.
Кино придумано исключительно для Брижит Бардо.
Его смысл только Брижит Бардо.
Камера заворожено движется только за Брижит Бардо, как раскрывший рот зевака:
Но Брижит Бардо того стоит.
Она чудо как хороша.
Отчаянный для тех лет эротизм этого фильма сделал своё дело - Бардо сразу стала мировой звездой:
Хотя до того Брижит Бардо уже несколько лет снималась.
Все уже видели, что она хорошенькая и с точёной фигуркой - но у кого тогда в кино были плохие фигурки?
Вот она в мелодраме "Большие манёвры":
Что она особенная, что она новая Ева, что она не такая, как все - но такая, на какую скоро все захотят походить - смог наконец показать человек, который знал её лучше всех.
Потому-то у него так хорошо это получилось.
Брижит Бардо и режиссёр Роже Вадим тогда были женаты, и это был его первый фильм:
Вадим Игоревич Племянников (Роже Вадим) - полурусский-полуфранцуз.
Поскольку французов во Франции и без него было сколько угодно, его считали больше русским.
И звали - во всяком случае, жёны - по имени, которое в псевдониме стало фамилией: Вадим.
Брижит была его первой женой и помогла раскрыться его главному таланту - делать звёзд из любимых женщин.
И делал он своих звёзд с мастерством огранщика алмазов в бриллианты.
Пусть эти звёзды (они же жёны) сияли потом в других небесах - своего Пигмалиона они всегда вспоминали с любовью.
И позже дружно плакали на его похоронах.
Все шесть.
"Русский шарм", "большое русское сердце" - чем же он так очаровывал восхитительных женщин?
Ведь они влюблялись в него без памяти.
Быть может, этот проникновенный взгляд так действовал:
Правда, через пять лет влюблённые женщины от него, как правило, уходили.
Почему?
Он был режиссёр так себе, а они актрисы?
Или страсть живёт три года и доживает ещё два?
Это неважно.
Важно, что он умел видеть в женщинах главное и "вытаскивать" это наружу - чтобы главное увидели все.
Брижит Бардо, уже переигравшая целую стайку наивных кокеток в кудряшках, стала у него воплощением стихии.
Безудержной, бесстыдной, простодушной и опасной:
Ещё у Вадима была склонность перекрашивать любимых в блондинок и менять им причёски.
Это преображало их самым чудесным образом.
Шатенка Брижит Бардо на свадебном фото:
И Брижит-блондинка. Совсем же другое дело:
Вторая жена Вадима Аннетт Стройберг к моменту их встречи уже была моделью и блондинкой. Оставалось её сделать ещё блондинистее.
Но больше Вадиму тут ничего не удалось - она была красивой, но не уникальной:
Не то третья жена.
Её знают, наверное, все:
Это фото со съёмок фильма, официально женаты они с Вадимом не были (Стройберг не давала развода).
Но пять лет страсти и сын - это серьёзно.
Молоденькая тихая и упорная Катрин Дорлеак (тоже шатенка) - теперь известная нам как Катрин Денёв - была как раз уникальной.
То, что нужно!
Она тоже влюбилась в бесподобного Вадима (что же такого бесподобного всё-таки в нём было?) - и послушно делала то, чем он её учил.
Первым делом стала блондинкой:
Начала по его совету одеваться в белое, чёрное, розовое и беж (так появился её стиль).
Играла сдержанно, не выплёскивая страстей наружу.
И звезда родилась.
Но блеснула в фильме другого режиссёра, Жака Деми ("Шербурские зонтики"):
Эта жена Вадима тоже известная персона - дважды оскароносная Джейн Фонда:
Вадим помог Джейн избавиться от надоевшего амплуа "американской кошечки" и от кучи денег (которые проиграл в казино) - а ещё стать напористо сексуальной, раскрепощённой и дерзкой в "Барбарелле":
И, разумеется, сделаться блондинкой с буйной шевелюрой:
Тут Джейн Фонда разве никого не напоминает?
Или напоминает сразу обеих - и Брижит, и Катрин?
Примерно такой, по мнению Вадима, Бог и создал женщину.
Так он думал и в 1956 году.
Героиня Брижит Бардо босиком бродила тогда по улицам Сен-Тропе и сводила всех встречных с ума.
Но это была лишь грёза.
Конечно, на самом деле таких провинциальных сироток не бывает - с гибкостью дикой кошки и уверенной грацией ученицы парижской балетной школы Бориса Князева:
Ну скажите, в каком захолустном приюте учат таким позам - и так правильно тянуть носок:
А уж когда дело дошло до "нового танца ча-ча-ча" в минуту отчаяния, Вадим не пожалел хронометража и дал Бардо наплясаться вволю:
Можно представить, какой шок у тогдашней публики вызывала первая же сцена фильма:
Теперь всё это смотрится вполне невинно.
Или такое:
И фильм, который считали пощёчиной общественному вкусу и манифестом женской даже не свободы, а вольной воли, теперь выглядит вполне целомудренным и даже отчасти патриархальным.
Спойлер будет только один, потому что очень уж поразил.
Что нужно, чтобы образумить шальную своевольную жену?
В потрясшем законы киноприличий знаменитом фильме ответ тот же, что в стариннейшем и неполиткорректном "Укрощении строптивой".
Нужна лишь увесистая оплеуха:
Всего одна оплеуха:
И тогда та, что неистово металась, бунтовала, капризничала и маялась, послушно побредёт за вами в ваш облупленный дом:
Потому что она поймёт, что Бог сначала всё-таки создал мужчину.
Такое вот сочинил Вадим.
Режиссёр так себе.
Но он всё-таки создал женщину, которая поразила мир - не как бог создал, а как сценарист и режиссёр.
В его фильме она силится, но никак не может полюбить несчастного героя Трентиньяна (тут они втроём репетируют):
В жизни всё вышло наоборот: Брижит в Трентиньяна моментально без памяти влюбилась - и бросила Вадима.
Вот такой её создал уже сам Бог.
Бог мой, ей в этом году стукнет девяносто!