ОПИЛКИ В БАРХАТЕ

Mar 27, 2024 22:49



Думаю, всякий, кто работал в театре, со мной согласится: смотреть спектакль вовсе не так увлекательно, как его готовить и играть.
И сама театральная жизнь много интереснее любой пьесы.

Конечно, когда на сцене мастера, "это другое".

Но рядовой спектакль не идёт ни в какое сравнение с вечным кипением закулисной жизни любого, даже самого захолустного театра.

С бурлящими там страстями.

С новыми затеями, новыми надеждами, вечной битвой амбиций -  и с вечными уморительными курьёзами.

Эти курьёзы очень украшают жизнь.

Причём в театре так было всегда.

Теперь больше в ходу оговорки и "забывалки".
В старину же конфузы подстерегали на каждом шагу.
Сам уклад тогдашнего театра порождал их.

Премьеры тогда следовали одна за другой.
Каждую неделю, особенно в провинции.
Ведь театральной публики там было не так уж много.
Пересматривать одно и то же по десять раз она не желала.

Несколько репетиций - и пожалуйте на сцену:



Актёры не всегда успевали выучить роли.
А раз так, то многие и вовсе ролей не учили.
Принципиально.

Такой жрец Мельпомены надеялся на свою опытность, темперамент - и на суфлёра:



Суфлёр был обязательной и важной фигурой.
Он был довольно уютно и  разумно устроен, если показать сцену в разрезе:



То есть голова на сцене, а ноги в трюме.

Спаситель забывчивых лицедеев всегда выглядывал из суфлёрской будки, держа в руках текст пьесы:



Зрителям суфлёр не виден, а вот актёр взаимодействует со своим помощником непосредственно - вот так:



Не только неумелые халтурщики, но и многие звёзды императорской сцены ролей не знали и славились "отсебятиной".

О них существует множество анекдотов.
Анекдотов в старинном значении этого слова - то есть вполне реальных историй.

Несколько из моих любимых.

Вот этот случай не легенда - он был зафиксирован многими зрителями.

Давали "На бойком месте" А.Н.Островского в Александринском театре.
Играли прославленные К.А. Варламов и В.Н. Давыдов, любимцы публики.

То были короли смеха - и отсебятины.
Выглядели оба потрясающе.

Константин Варламов:



Владимир Давыдов:



Тут оба знаменитых толстяка с актрисой Смельской:



Итак, играют эти двое Островского.
Сцена на постоялом дворе.

Оба корифея, как обычно, текста не знают совершенно.
А суфлёр, как на грех,  куда-то отлучился.
Такое тоже бывало - суфлёр живой человек, мало ли что.

Что делать, что говорить?
Надо самим что-то сочинять. Раз постоялый двор, то о лошадях?

Давыдов: Ну, что, братец, коней распряг, овса им задал?
Варламов: Распряг коней, батюшка, овса им задал, всё сделал.

Длинная пауза.
Суфлёра всё нет.
Приходится снова что-то выдумывать.

Давыдов: Волнуюсь я: как там наши кони? Распряг ли ты их, братец? Задал ли овса, не забыл?
Варламов: Не изволь беспокоиться. Распряг я коней, батюшка, и овса задал.

Снова тягучая пауза.
Актёры с тоской смотрят на пустую суфлёрскую будку:

Выход нашел Давыдов, причём совсем не по Островскому: 
- Ну, вот что я скажу тебе. Иди запрягай снова, а то мы отсюда никогда в жизни не уедем.



Публика понимает, в чём дело, хохочет, а Варламов радостно удаляется за кулисы искать суфлёра.

Но даже с помощью суфлёра не все актёры справлялись с невыученной ролью.
Особенно трудно бывало, если в тексте попадались мудрёные слова.

Довольно известный провинциальный актёр Н. Выходцев не раз попадал впросак, безбожно перевирая текст.

Играл он серьёзную  роль волхва в трагедии "Смерть Иоанна Грозного" А.Толстого.

Вот суфлёр подсказывает:
- В Рафлях и Зодее три дня читали...



Рафли это старинная гадательная книга, а Зодея содержит толкование знаков Зодиака.

По этим книгам волхв и предсказал царю смерть:



Но Выходцев ничего этого не знал.

Потому бойко сообщил:
- И вафли у злодеев мы едали:



Или идёт опять же трагедия - на сей раз "Торквато Тассо" Гёте.

Выходцев о пьесе, как водится, понятия не имеет.
Как и о главном герое - итальянском поэте XVI века Торквато Тассо:



Выходцев и должен-то был всего-навсего объявить выход Тассо.

Суфлёр подаёт:
- А вот и сам Торквато Тассо!

Выходцев удивлённо молчит.

Суфлёр повторяет реплику:



Лицо Выходцева проясняется - понял!

Он торжественно произносит:
- А вот и сам квартальный Тарасов!

Квартальный выглядел так:



Понятно, что в трагедии Гёте об эпохе Ренессанса он так и не появился.

Часто нерадивому артисту приходилось "схватить" от суфлёра чужую реплику.
Снова получался конфуз!

В Малом театре начинающий актёр вдруг взял и повторил за суфлёром:
- Как! Вы даже не хотите назвать меня тётенькой?

Актриса Е.М.Левкеева, игравшая тётеньку (и реплика была её), сначала удивилась:



Но тут же поправила партнёра:
- Нет, это вы не хотите назвать меня тётенькой.

Зал хохотал.
Хорошо, что давали комедию!



"Схватить" можно было не только чужую реплику, но и ремарку.

И.П. Киселевский, выпускник морского кадетского корпуса, оставил карьеру нотариуса  ради сцены:



Этот светский красавец успешно играл в провинции и в театре Корша в амплуа "трагика и драматического резонёра".

Выглядел благородно, манеры имел отменные.
Его сотоварищи поддразнивали, называя то "генералом", то "губернатором".

Он генералов и князей разных сортов в самом деле часто играл:



Но вот ролей никогда не знал.
Принципиально не учил.

Получив под расписку от рассыльного роль, он засовывал её за зеркало в гримёрке и забывал навсегда.

Однажды он совсем запамятовал сюжет пьесы и никак не хотел вовремя покинуть сцену.
Хотя давно было пора.

- Уходите! - говорит ему суфлёр и указывает рукой на кулису, куда герой Киселевского должен был уйти:



Киселевский кивает, гневно указывает рукой на ту же кулису и требует от партнёра:
- Уходите! Уходите сейчас же!



Суфлёр в ужасе:
- Уходите со сцены, Иван Платонович! Вы сами уходите! Вы!

Киселевский наконец-то понимает свою ошибку и снова набрасывается на партнёра:
- Так вы не желаете уходить? Тогда я сам уйду!

И наконец удаляется.

В другой пьесе Киселевский был занят только в первом и пятом актах.
Естественно, он поджидал свой последний выход в буфете.

Появившись на сцене в финале, он сюжета не вспомнил, подсказки суфлёра не расслышал.
Как быть?
По привычке решил потянуть время за счёт "отсебятины".

Он принялся разглагольствовать о героине пьесы.

В конце своего монолога он обратился к актёру, игравшему лакея:
- Приехала ли графиня? Я жду её с минуты на минуту, чтобы выразить своё восхищение.



На что обескураженный "лакей" сообщил:
- Их сиятельство изволили скончаться во втором действии.

Именно Киселевский - герой одного из самых знаменитых театральных, как сказали бы теперь, мемов.
Уже отыграв спектакль, он с удивлением сказал товарищу по гримёрке:
- Надо же! А роль-то, оказывается, в стихах была.

Картинка эта для настроения - театральная гримёрка.
Чарли Чаплин и Бастер Китон в "Огнях рампы":



Другой талант, не любивший репетиций и выучивания ролей - трагик М.Т. Иванов-Козельский:



Этот темпераментный актёр тоже привычно расцвечивал действие пьесы своими выдумками.

Как-то, вслушиваясь в невнятный шёпот суфлёра и ничего не понимая, он решил чем-то заполнить паузу.
Потому обратился к актёру, который во вчерашнем спектакле играл лакея:
- А пока, голубчик, принеси-ка мне стакан воды.

На что получил ответ:
- Помилуйте, Митрофан Трофимович, я сегодня граф-с:



Конфузы на сцене случались не только от небрежности, но и от излишнего старания исполнителей.

Провинциальный трагик Н.К. Милославский славился бурным темпераментом.

Бурное проявление эмоций в трагедии вообще считалось обязательным, потому трагики были особенно возбудимы и гневливы:



Ведь от них требовалось заводить публику и заражать сильными эмоциями:



Николай Милославский был трагиком в полном смысле этого слова.
Актёром взрывного темперамента.

Как и Киселевский, он был дворянином. Бывший кавалерист:



Но в отличие от Киселевского, роли свои он знал.
Как и пьесы, в которых играл.

Потому забывчивые и небрежные актёры его просто бесили.

Как-то актёр, игравший дядюшку героя Милославского, забыл текст и переврал подсказку суфлёра.
- Я твой дядюшка Окуньков, - ляпнул он.

Милославский просто взорвался:
- Вы принимаете меня за другого! Кто вы такой? У меня никогда не было дядюшки Окунькова!



- Но позвольте…
- Не позволю! - возопил Милославский.- А коли мне не верите, то хоть в афише поглядите, какая у дядюшки фамилия.

Не церемонился Милославский и со зрителями.

Играл он как-то в летнем театре в городском саду.
Билет в сад стоил 30 копеек "с правом смотреть пьесу".

Примерно таким был тот театр:



Милославский играл слезливую драму -  его персонаж был ранен, лежал в кровати и  трогательно умирал.
Говорил он, естественно, тихо.

- Громче! Не слышно ничего! Громче! - стали кричать из последних рядов.

Милославский приподнялся со смертного одра и громовым голосом пояснил:
- Я умираю! Не может умирающий громко говорить. А вы, милостивые государи, платили 30 копеек, чтобы пьесу смотреть, а не слушать.

После чего снова лёг и с тихим стоном "умер":



Некий юный актёр с нетерпением ждал дебюта в спектакле, где знаменитый уже Милославский играл кардинала Ришелье.

Молодой человек должен был объявить выход кардинала.
Только-то.
Дебютант без конца повторял и повторял отведённые ему два слова, перечитывал пьесу:



На репетициях он вполне справлялся со своей задачей.

И вот премьера.
Эффектная сцена: двор и король замерли в ожидании кардинала:



Гнетущая тишина, долгая пауза.

Появляется дебютант, трясясь от волнения, и громко объявляет:
- Радикал Кишелье!

Через мгновение на сцену врывается Милославский в красной мантии:



Он хватает беднягу за грудки и трясёт с криком:
- Я Ришелье! И не радикал, а кардинал, каналья! Я кардинал Ришелье!

Сцена получилась драматичная, но публика покатилась со смеху.

Что говорить о дебютантах, если даже великие мастера сцены могли (и могут!) и забыть реплику, и оговориться!

К.С. Станиславский долго играл полковника Вершинина в "Трёх сёстрах" Чехова:



Он же сам и поставил спектакль.

Но однажды он нечаянно представился Лужскому, который играл Андрея Прозорова, так:
- Прозоров.

Лужский оторопел:



И не нашёл ничего лучшего, чем ответить:
- Как странно - я тоже.

Пришлось Станиславскому-Вершинину представляться заново.

Такое, впрочем, может случиться и теперь.
Когда актёры прилежно учат роли и боятся режиссёра куда больше, чем немилосердной и смешливой публики.

суфлёр, актёры и роли, история театра, анекдоты, отсебятина

Previous post Next post
Up