От этого праздника, пожалуй, остались только блины.
Но ведь в принципе их можно испечь когда угодно.
А ведь была Широкая Масленица - с четверга по вокресенье (до четверга называлась узкой, но тоже с блинами и гуляньями).
Самое весёлое время в году.
Теперь она совсем сузилась.
До стопки блинов на домашнем столе.
Не выходит того буйства эмоций, красок и звуков.
Наверное, потому, что мало кому грозит скорый Великий Пост?
Когда-то масленичные гулянья были всеобщей радостью.
Сулили они не только праздник желудка.
Хотя блины пекли всю масленичную неделю:
Буквально всех ждали развлечения и удовольствия всякого рода.
Театры и цирки в эти дни были набиты битком.
Аристократическая ложа в театре, на сцене балет:
Цирки тоже просто ломились от зрителей.
Почему-то там самым шумным успехом пользовалась французская борьба:
Звёзды жанра выясняют, кто из них сильнее по гамбургскому счёту:
Процветали в тогдашнем цирке и номера на велосипедах - недавней технической новинке:
И, конечно, пленяли взор красавицы-гимнастки на трапеции:
А ещё красавицы-наездницы.
Рисунок Владимира Лебедева, стихи Самуила Маршака:
Достать в Масленицу билеты на такие зрелища можно было только у барышников по бешеным ценам.
После спектакля москвичи имели обыкновение заехать в Большой Московский трактир, к Патрикееву или Тестову.
Там в праздник тоже было не протолкнуться:
В трактирах театралы ужинали.
Не блинами, а стерляжьей ухой с расстегаями, раковым супом или селянкой:
Повара в эти дни трудились, не покладая рук:
Праздничное настроение поддерживали расторопные половые - трактирные официанты, одетые в белоснежную униформу:
Они встречали посетителей поздравительными карточками.
Карточка трактира Тестова:
На карточках были напечатаны и немудрёные стишки в таком роде:
Мы для масленой недели
Каждый год берём стихи
И без них бы не посмели
С поздравленьем подойти.
Все служители, мы рады,
Что вам весело сейчас,
И конечно же, награды
Вам не жаль теперь для нас!
Эти стишки с карточки трактира Бубнова.
Последняя строфа толсто намекала на ожидание щедрых чаевых.
Весёлая и довольная публика на них в самом деле не скупилась:
Однако главные масленичные гулянья шумели на открытом воздухе.
Сидеть дома в такое время никому не хотелось.
Да и не было принято.
Почтенная пара выходит во двор, а санки для прогулки уже наготове, ждут:
Это всеобщее веселье на улицах - то, что мы видим на картинах Кустодиева:
Или вот так:
В Москве такие гулянья бывали сначала у Красных ворот, на Разгуляе.
Но в XIX веке они сместились подальше - сначала на Новинское (там из окна собственного дома наблюдал праздник Грибоедов), потом на Девичье поле.
Где и были построены балаганы, качели и карусели:
Балаганные зрелища нам сейчас трудно даже вообразить.
Отдалённо их можно сравнить разве что с парадными церемониями открытия спортивных состязаний.
Балаганы-театры давали представления со спецэффектами, в основном на темы русско-турецких войн.
Этот балаган сфотографирован летом, но зато отлично видны батальные сцены на рекламных щитах:
С разрешения начальства в балаганных баталиях даже принимали участие настоящие солдаты, которых для этого дела отпускали из казарм.
После военной феерии начинался дивертисмент - выступления танцоров:
Акробаты выступали вот в таких очаровательных нарядах:
Эти трико и штанишки послужили прообразом для костюмов супергероев в комиксах:
Так что цирковой стиль сохранился и в бесконечных современных супергеройских кинофраншизах.
Хотя наконец-то старорежимные тряпочные трусики заменили приличными штанами:
Балаганные фокусники вынимали из шляп кроликов и прочие странные штуки:
Клоуны веселили публику:
Эти представления шли непрерывно, повторяясь много раз за день.
Каждый балаган имел обширный балкон, куда для рекламы зрелища и заманивания публики выходили участники действа:
Хор пел, балаганный дед острил, и несколько минут акробаты в пёстрых трико и балерины в воздушном тюле мёрзли на балконе:
У кассы стоял ещё и зазывала с колокольчиком, расхваливая балаган и приглашая почтеннейшую публику.
Так работали самые дорогие балаганы-театры.
Бывали и балаганы подешевле.
Там процветал показ всяких диковин и чуд.
Встречались "телёнок о двух головах, "мумия египетского царя-фараона", "дикий человек" из Африки, который на глазах у публики ел живых голубей.
Могучие силачи поднимали гири:
Имелся и "человек с железным желудком", выпивающий рюмку скипидара или керосина и закусывающий этою же рюмкою, разгрызая её зубами":
Гвоздь любой программы - бородатая женщина:
Такие леденящие душу балаганные номера запомнил приятель Чехова, поэт-любитель И. А. Белоусов.
Масленичная неделя была богата и спортивными состязаниями в самом старинном вкусе.
Любимым видом спорта была борьба - не только чемпионов в цирке, но и всех желающих удальцов где угодно:
Борьба на поясах (или "на опоясках") была очень популярна.
Её зарисовал англичанин Джон Аткинсон в 1803 году:
И, конечно, несмотря на все запреты, проводились кулачные бои:
Бой на кулаках практиковали во многих странах, и он постепенно становился спортом.
Как английский бокс:
У нас тоже дрались исстари и во всех сословиях.
Это тоже акварель Аткинсона - крестьянский бокс:
Бои двух соперников - привычное дело и в Европе, и в Азии.
А вот кулачный бой стенка на стенку - это чисто русское явление.
Деревня на деревню, улица на улицу:
Но вернёмся к борьбе.
Тот же Иван Белоусов сообщает:
"Один из способов борьбы назывался "московским".
Это когда один из борцов, если ему удавалось наклонить противника в сторону, подбивал ему носком правой ноги левую ногу и сбивал его на землю.
От этой исключительно московской ухватки в борьбе и пошла поговорка "Москва бьёт с носка".
Такая борьба запечатлена на знаменитом лубке:
Вот так спортивный приём стал поговоркой - мол, Москва город без сантиментов, примет жёстко и только сильного.
Дух соревнования поддерживался даже на масленичных аттракционах:
"Вертелись карусели в сиденьями в виде лодок, небольшими колясочками или деревянными конями, на которых гордо верхами восседали подростки с железными палочками в руках.
Этими палочками они вынимали на ходу кольца, вставленные в особый прибор.
Известное количество колец, поддетых на палочку, давало право ездоку прокатиться ещё раз бесплатно".
Карусели обычно сооружались рядом с балаганами, так что эти масленичные радости были рядом:
Спортивный азарт царил даже в таком деле, как щедрое масленичное угощение.
Пари по съеданию блинов были очень популярны.
С особым энтузиазмом в них участвовали наголодавшиеся в будни мастеровые и ученики.
Эти парни трудились от зари до зари:
А вот в сырную пятницу все мастерские наконец закрывались.
Можно было и кутнуть, и поучаствовать в блинном споре.
Обычно условия спора были такие: кто съест 45 блинов (именно 45 - учитывался стандартный блинный размер и возможности человеческого организма), то это удовольствие ему достанется бесплатно.
Блинщик со своим товаром:
Блины были не столько велики, сколько толсты:
Современные блины чуть иные:
А что, если заключивший пари не справится? Оставит несъеденным хоть пол-блина?
Тогда как неудачник он платит рубль тому, кто с ним спорил и эти блины купил.
Они стоили как раз рубль - все 45 штук.
Блины спорщику разрешалось запивать квасом.
Ещё один блинщик, со старинной масленичной открытки:
Но, конечно, главным украшением московской - да и любой! - масленицы были катанья на тройках.
Вокруг Девичьего поля чинно "двигались вереницей катающиеся на разубранных тройках и богатых купеческих санях, в которых важно сидели купеческие семейства, разодетые в соболя и бобры".
Маршрут этой кавалькады хорошо считывается на картине Константина Юона:
Надо сказать, что купцы и в обыденной жизни предпочитали открытые выезды - сани или коляски, часто роскошные:
Кареты они считали ненужной барской затеей, арендуя их только в исключительных случаях - на свадьбы да похороны.
Нарядными выездами любовались те, кто вышел прогуляться пешком:
Можно было прокатить красавицу и на собственном рысаке:
Даже дети могли попробовать себя в качестве возниц:
Кому не по карману был свой выезд, нанимали для катания извозчика:
Публика помоложе и побойчее устраивала более скоростное катание.
Чинно совершать круги по Девичьему полю таким компаниям было скучно.
Хотелось разгуляться шире:
"По городу мчались тройки, разряженные цветными лентами и бумажными цветами, с бубенчиками и колокольчиками.
И у застав устраивались катанья - там больше простой призаставный люд выезжал на своих лошадях, также разобранных лентами и цветами".
В ближайших деревнях тоже не отставали - тройки и тут мчались во весь дух:
Воздух в масленичные гулянья звенел смехом, песнями, переборами гармоник:
На гармониках могли играть и девушки:
Толпы переходили от балагана к балагану.
Над головами реяли гирлянды цветных шаров, которые раскупались для детей и девиц:
Под ногами хрустела ореховая скорлупа и шелуха семечек.
Разносчики кричали, расхваливая свой товар - блины и сласти.
Толпа шумела и смеялась:
Весело. Вкусно. Ярко.
Масленица!