ВСУЧИТЬ АМЕРИКЕ АЛЯСКУ

Dec 19, 2023 23:20



Непросто было это сделать.
Только на взятки американским сенаторам ушло 165 000 долларов.

Именно такую сумму потратил российский посланник в Вашингтоне Эдуард фон Штёкль (или фон Стекль, как говорили в России, или Стекл, как говорили в Америке) на окончательное уламывание покупателей.

То есть продавцы продать хотели и торопились.

А покупатели купить - не очень.

Представители Вермонта, несмотря все на хлопоты посланника, таки проголосовали в Сенате против.
Мол, Гражданская война только что закончилось (дело было в 1867 году), расходов и без Аляски хватает.

Но со своей задачей фон Стекль справился, Аляску продал.
Приложив массу стараний:



Он даже сбыл Аляску не за 5 млн. долларов, как планировали в Петербурге первоначально, а за 7, 2 млн.

За это он получил от императора Александра II Орден Белого Орла, 25 тысяч рублей единовременно и пожизненную пенсию в 6 тысяч рублей ежегодно.

Орден Белого Орла красивый, тут весь набор в коробочке.
Ленту надо носить через плечо, звезду на груди, орденский знак с орлом - на ленте на бедре.
Или на шее, если других наград нет:



Однако несмотря на все царские почести, фон Стекль вскоре подал в отставку и отбыл за границу.

Потому что, несмотря на царскую щедрость, он был непопулярен в русском обществе.
Даже в высшем.

Где считали - вот парадокс! - что он подкуплен американцами.

Никому не понравилась продажа русской Аляски:



Не вдаваясь в споры, насколько острой была необходимость негоции фон Штёкля - и тем более в тонкости интриг тогдашних энтузиастов и противников этой продажи - попробуем понять, кто же, кроме фон Стекля, получил выгоду.

И сколько реально стоила Аляска.

Понятно, у Америки появился новый и самый большой по площади штат, и до сих пор тут ничего не изменилось:



А покупка обошлась совсем недорого.

Обычно приобретение Аляски Штатами за 7,2 млн. долларов (2 доллара за гектар) сравнивают с затратами штата Нью-Йорк в те же годы на 3-этажное здание Нью-Йоркского окружного суда, "Твидов суд":



Строительство этого здания, пусть с коррупционными скандалами, обошлось более чем в 12 млн. долларов - то есть почти вдвое дороже всей Аляски.

Которую противники сделки прозвали "сундук со льдом":



Однако и оговорённую сумму - небольшую для покупки целого штата - американцы выплачивали России со скрипом.

Так, уже вступив в права владения, целых десять месяцев Конгресс обсуждал, стоит ли вообще платить России какие-то деньги.
И не попробовать ли заплатить меньше.

Зал заседаний в Капитолии в те годы:



В качестве повода для отказа платить были использованы претензии вдовы американского авантюриста Перкинса.
Перкинс брался поставить России порох в период Крымской войны, но ничего не поставил.

Через 10 лет после войны алчная вдовушка заявила, что поставки таки были, и потребовала возместить 800 тыс. долларов.

Если удастся с России эти деньги получить, вдова обещала щедро вознаградить конгрессменов.
Как водится.

Сторонники вдовы стали пробивать выполнение её требований в счёт оплаты за Аляску.

Именно тут особенно активно подключился со своими взятками фон Стекль:



Хорошо "обработал" сенаторов - щедрее вдовы.

Проталкивал покупку Аляски и приятель фон Стекля, тогдашний госсекретарь Уильям Сьюард.
Он понимал, что лишних штатов не бывает:



Его усилия вознаграждены -  на последний понедельник марта приходится День Сьюарда, официальный праздник штата Аляска.

Кстати, есть и отдельный День Аляски, 18 октября, сопровождаемый местным парадом и  костюмированной реконструкцией события.

Вот так это выглядит.
Американец тут в шляпе с пером, "русский", само собой,  в ushanka hat:



Так что деньги России были в конце концов выплачены.
Вот и чек на покупку Аляски:



А что же Россия?

Что она приобрела, потеряв Аляску?

И сейчас у нас полно рьяных сторонников версии, что это было крайне выгодное для России предприятие.

Аргументы?

Аргумент №1.
Мол, избавились от бесполезной земли, пребывание на которой несло одни убытки.

Плохая же земля, смотреть не на что:



В самом деле, правительство Александра II не слишком заботилось о заселении и освоении даже Сибири и Дальнего Востока.
Отношение к этим землям было совершенно как в XVI веке - "восточнее Перми очень холодно, и оттуда привозят пушнину".

Между тем американцы (тоже недалеко ушедшие от этих представлений) только за 20 первых лет владения Аляской вывезли оттуда массу мамонтовой кости и мехов:



Развернули китовый промысел, благо киты у берегов Аляски не редкость:



Добыча велась в основном из-за китового жира.
И из-за китового уса - без которого немыслимы были обязательные тогда корсеты:



В общем, за первые 20 лет обладания новым штатом Америка получила с Аляски дохода на
75, 2 млн. долларов.

И ведь это ещё не разразилась знаменитая золотая лихорадка:



И сейчас одно краболовное судно с Аляски за один выход в море зарабатывает до 400 тыс. долларов.

Вот вам и ненужная земля.
Однако прогнозировать будущее - это то, что у людей всегда получается хуже всего.

Аргумент №2.
Удержание Аляски, мол, всё равно было невозможно.
Не Америка, так Англия захватила бы её.
А так США стали большим другом России.

В самом деле, в период Крымской войны англо-французский десант пытался высадиться даже на Камчатке:



Но был отбит!

Ко времени продажи Аляски отношения с Англией и Францией уже вошли в мирные рамки.

Более того, тогда Россия чувствовала себя на Дальнем Востоке настолько уверенно, что в Гражданской войне в США поддержала северян.
Чем?
Присутствием своего флота у восточных берегов Северной Америки:



После чего англичане и французы отказались от планов интервенции в США в поддержку южан.

А ведь тогда речь шла вообще о единстве США как государства.

Благодарственный Адрес Александру II от имени американского народа  в 1866 г. написал уже знаменитый тогда  Марк Твен:



В Адресе говорилось:

"Америка обязана России во многих отношениях…
Только безумец может вообразить, что Америка когда-либо нарушит верность этой дружбе враждебным высказыванием или действием"…

Нет ничего более непрочного в международной политике, чем дружба и благодарность.

Аргумент №3.
И наконец, ещё один железный резон - вырученные от продажи Аляски деньги пошли на благое дел: строительство российских железных дорог.

Ещё раз: Россия за Аляску выручила 7,2 млн. долларов золотом (около 321 млн. долларов теперешних).

Или около 11 млн. рублей.

Что составило около 3% годового российского бюджета.
Не так уж много.

Продажа Аляски не была решением Совета Министров и вовсе не вызвана внутренними потребностями.

Её протолкнула и заполучила согласие самодержца небольшая кучка придворных.

Особенно усердствовал великий князь Константин Николаевич:



И его креатура министр финансов М.Х Рейтерн:



Итак, по документам Государственного казначейства "аляскинские" деньги ушли на покупку за границей оборудования для новых железных дорог.
Для Курско-Киевской, Рязанско-Козловской и Московско-Рязанской.

Облигация Курско-Киевской дороги:



Но ведь эти дороги строило вовсе не государство, а частные лица.

Как же и почему к ним попали деньги от продажи Аляски?

Выдающийся государственный деятель С.Ю.Витте прекрасно знал, как там всё было устроено:



Этот специфический процесс он описал так:

"…за невозможностью разместить облигации в частные руки (их раскупали неохотно - С.) правительство оставляло их за собой.

Таким образом, фактически железные дороги строились на государственные средства или средства, гарантированные государством, которое из-за этого вошло в громадные долги.

Управление же всем железнодорожным делом отдано было частным предпринимателям почти в бесконтрольное владение".

По подсчётам тогдашних экономистов, из каждого государственного рубля лишь 20 копеек шло в самом деле на строительство:



Как при этом "заботились" о рабочих, все помнят по стихотворению Н.А.Некрасова "Железная дорога" и живописи передвижников:



А 80 копеек из каждого государственного рубля шли в карман дельца.

Стоит ли удивляться, что железнодорожные магнаты были сказочно богаты.

Однако чтобы заполучить концессию на постройку дороги, нужно было потрудиться - то есть дать взятку какому-нибудь высокому лицу.

Какому?

На этой ниве орудовали (т.е. брали взятки) уже упоминавшийся министр финансов Рейтерн и великие князья.

Особенно был заметен в этом деле Николай Николаевич-старший:



Но надёжнее всего было влияние любовницы императора княжны Е.М. Долгорукой, о которой столько сладкого сюсюканья в кругах обожателей монархии:



Взятки, которые требовала эта прекрасная дама,  были громадными.

"Железнодорожный король" Самуил Соломонович Поляков однажды заплатил княжне Долгорукой взятку в миллион рублей (сумма была назначена ею).
Поляков в те годы:



Деньги Поляков потратил не зря: он получил концессию на постройку очередной "железки" вопреки мнению Совета Министров.

Одна только взятка - десятая часть стоимости Аляски!

Но игра стоила свеч. Доходы с лихвой покрывали такие траты дельцов.

Однако даже видавший виды Поляков был смущён тем, что практически дал взятку самому Александру II:



Ведь именно император отменил и переиграл в пользу Полякова решение своих же министров.
По просьбе Долгорукой.
Поляков взятку дал - и император взял.

Однако вернёмся к "аляскинским" деньгам.
Кто же воспользовался ими по приведённой Витте схеме?
Кто получил тогда железнодорожные концессии и оборудование "на чрезвычайно льготных условиях" и набил карманы?

Вот эти счастливцы.
Близкий, ещё лицейский товарищ министра финансов Рейтерна барон П.Г. фон Дервиз (а Рейтерн был протеже великого князя Константина Николаевича, главного инициатора продажи Аляски - такая вот хитрая вязь) :



Получил свою долю ещё один железнодорожный магнат, К.Ф. фон Мекк (да, муж той самой Надежды Филаретовны фон Мекк, благодетельного друга Чайковского):



А ещё поучаствовал близкий родственник княжны Долгорукой С.А. Долгорукий.

Круг замкнулся.
Те, кто продавал Аляску, сами же и получили деньги за её продажу - через своих доверенных людей.

История не знает сослагательного наклонения, и потому нелепо теперь судить-рядить, что было бы, если бы…

Аляска продана, так тому и быть.

коррупция, Аляска, история, Россия и Америка, государственные интересы, деньги

Previous post Next post
Up