Формула красоты вздор.
Она ведь должна быть навсегда одна и та же - иначе это не формула.
А красивое для разных времён очень разнится.
Сегодня хорошо одно, завтра совсем другое.
Вот кажется, и выдающийся круп Ким Кардашьян поднадоел и постепенно выходит из моды.
Увлекая за собой фальшивые груди-мячи и фальшивые же губы-сардельки.
Наконец-то.
Ну да, и на формы человеческого тела тоже бывает мода.
Такая же ветреная, как и на наряды, это тело облекающие.
В разные времена красотой признавалось очень разное.
Так что модная женщина хотела походить то на ангела:
То на торт:
То на призрак:
То на ископаемую статую:
То вообще на мальчика:
Но не только определённый физический тип то входил в моду, то переставал нравиться.
Иногда вдруг какая-то часть тела притягивала в себе особое внимание.
И становилась крайне модной.
Часто это выглядело очень странно.
Как, скажем, эпилированные лбы и брови и вздутые животы щеголих XV века (причина эстетизации этих животов до сих пор вызывает жаркие споры):
В XVI веке появился корсет:
С тех пор осиная талия стала заветной целью европейских дам.
На целых 400 лет!
Вот и век ХХ начался, а талия всё ещё в броне корсета:
Маленькая передышка посреди долгой эры тугой шнуровки случилась после Великой французской революции.
Корсеты временно забросили в чулан и облачились в муслиновые псевдоантичные рубашки:
Талия стала совершенно не нужна - и даже нежелательна.
Она - т.е. самое узкое место туловища - оказалась прямо под грудью:
Платья шили с узкими рукавами-фонариками:
Или вовсе без рукавов, на лямочках:
Наконец-то после многих веков пребывания в рукавах на свет показались женские руки:
Причём обнажённые прямо от плеча:
Разумеется, стали особо цениться красивые длинные руки плавных линий.
Как, например, у Жозефины Богарнэ, супруги Наполеона:
Руки стали явным и воспеваемым всеми живописцами признаком красоты:
Да, почти всегда какая-то часть тела пользовалась особым вниманием моды.
Её-то и подчёркивали нарядом.
Её-то и старались показать счастливые обладательницы.
Красивый бюст, как правило, был в цене.
Он выставлялся на всеобщее обозрение порой очень откровенно,без ложной скромности:
Иногда мода, наскучив глубокими декольте, предлагала широкие.
И тогда красавица была не красавицей, если не имела мраморных покатых плеч:
Со спины тоже полагалось демонстрировать мраморность:
А знаменитые "ножки", воспетые Пушкиным!
Это ведь не вполне то, что у наших топ-моделей растёт от ушей.
Мода 1820-30-х годов укоротила платья до щиколоток - и даже чуть больше:
Такие наряды открывали взору дамские ножки в кружевных чулках и туфельках типа балеток:
Классические балетные туфли на завязках родились именно тогда!
Но сначала они были просто модной обувью:
Идеальной считалась изящная ножка с маленькой узкой ступнёй.
И в туфле, больше похожей на стручок:
Поля пушкинских рукописей изрисованы именно такими грациозно скрещёнными ножками в узких туфельках:
Помните, как Дон Гуан в "Каменном госте" влюбился в Дону Анну?
"Чуть узенькую пятку я заметил":
Ноги современных моделей длинны и стройны.
Но ступни их обычно изрядного размера, довольно жилистые, часто с мозолями и деформацией пальцев:
Это результат ношения на подиуме крайне неудобной, но эффектной обуви:
Да, это явно не "пушкинские" ножки!
Мужская красота тоже имела свои каноны и модные причуды.
Не такие изменчивые и прихотливые, как женская, конечно. Но всё же.
Высокий, статный и бравый кавалер во все времена оказывался в центре внимания:
Детали не так важны.
Вернее, не всегда важны.
Ведь в том же XVI веке - когда дамы стали затягивать талии примитивными ещё корсетами - мужчины напротив, усердно подчёркивали своё дородство и мощь:
Художественно оформленные гульфики тех времён до сих пор поражают воображение:
Ни о каких кубиках на животе и речи не шло: дополняло образ кавалера т.н. "гусиное брюхо".
Оно клином свисало с пояса и формировалось специальной набивкой (ватой, шерстью или сеном - кому что по карману):
Такое брюхо считалось мужественным и элегантным:
При этом красавцы носили коротенькие пышные штанишки:
Позже появились штанишки посерьёзнее:
Но в любом случае обязательны были чулки.
Их носили с башмаками, похожими на современные тапочки:
Чулки должны быть идеально натянуты, а не морщиться и не свисать.
Значит, нужны подвязки!
Помните в «Двенадцатой ночи» Шекспира насмешки над жёлтыми чулками Мальволио, подвязанными крест-накрест?
Я полагала, что это просто шутка гения, пока не увидела вот это:
Да и это (перед нами как раз современник Шекспира):
Нет, Шекспир не соврёт!
Думаю, высоко ценилась красота этих обтянутых чулками ног.
И на красивые ножки заглядывались - иначе к чему такое чулочное щегольство?
Однако тогдашние дамы упорно писали традиционные сонеты о глазах возлюбленных.
Увы, по женской поэзии трудно судить, насколько дам пленяли гусиные животы и стройные мужские ножки.
А должны бы пленять!
Ведь с чулками мужчины расстались только к началу XIX века.
Игривый и жеманный XVIII век видел красивого мужчину в кружевах, шелках и пудре:
Атлетизма не требовалось.
"Гусиное брюхо" сменил не выдающийся, а скорее едва заметный овальный животик:
Это была модная картинка - по таким шили наряды.
А это уже всё в материале:
Аристократические узкие штаны-кюлоты доходили до колен и застёгивались на пуговички:
Вот кюлоты с очень симпатичным рисуночком:
Санкюлоты - "бесштанники" - ходили как раз не без штанов, а в брюках современной длины:
Обязательными к любому костюму считались белые чулки и чёрные туфли с пряжками:
Эти белые маркие чулки - чисто дворянский шик:
"Защитник вольности и прав" Жан-Жак Руссо первым их возненавидел и бросил носить.
Но все прочие господа в них массово щеголяли при любых обстоятельствах.
Туристы посещают античные руины в удобных дорожных костюмах и в белых чулках:
Белые чулки (желательно шёлковые), как и белоснежное бельё с кружевами - без этого никак:
Так что невольно именно мужские, а не женские ноги привлекали тогда внимание.
Вот молодой модник, секретарь французского посольства в Петербурге, Мари-Даниэль Бурре де Корберон (1748-1810) наносит в Варшаве визит тогдашнему польскому королю Станиславу Понятовскому.
Пан Станислав:
Дело было в 1775 году.
Король оказался очень хорош собой.
Де Корберон признаёт:
"Он высок ростом, красиво сложён, обладает прекрасными икрами и благородным лицом".
Тут королевские икры лучше видны:
Вот как, оказывается.
Чтобы считаться красавцем, надо было иметь соответствующие икры.
Галантный век!