КОЕ-ЧТО КРАСИВОЕ

Sep 23, 2023 23:28



Формула красоты вздор.

Она ведь должна быть навсегда одна и та же - иначе это не формула.
А красивое для разных времён  очень разнится.

Сегодня хорошо одно, завтра совсем другое.

Вот кажется, и выдающийся круп Ким Кардашьян поднадоел и постепенно выходит из моды.
Увлекая за собой фальшивые груди-мячи и фальшивые же губы-сардельки.
Наконец-то.

Ну да, и на формы человеческого тела тоже бывает  мода.


Такая же ветреная, как и на наряды, это тело облекающие.

В разные времена красотой признавалось очень разное.

Так что модная  женщина хотела походить то на ангела:



То на торт:



То на призрак:



То на ископаемую статую:



То вообще на мальчика:



Но не только определённый физический тип то входил в моду, то переставал нравиться.

Иногда вдруг какая-то часть тела притягивала в себе особое внимание.
И  становилась крайне модной.

Часто это выглядело очень странно.

Как, скажем, эпилированные лбы и брови и вздутые животы  щеголих XV века (причина эстетизации этих животов до сих пор вызывает жаркие споры):



В XVI веке появился корсет:



С тех пор осиная талия стала заветной целью европейских дам.
На целых 400 лет!

Вот и век ХХ начался, а талия всё ещё в броне корсета:



Маленькая передышка посреди долгой эры тугой шнуровки случилась после Великой французской революции.

Корсеты временно забросили в чулан и облачились в муслиновые псевдоантичные рубашки:



Талия стала совершенно не нужна - и даже нежелательна.

Она - т.е. самое узкое место туловища - оказалась прямо под грудью:



Платья шили с узкими рукавами-фонариками:



Или вовсе без рукавов, на лямочках:



Наконец-то после многих веков пребывания в рукавах на свет показались женские руки:



Причём обнажённые прямо от плеча:



Разумеется, стали особо цениться красивые длинные руки плавных линий.
Как, например, у Жозефины Богарнэ, супруги Наполеона:



Руки стали явным и воспеваемым всеми живописцами признаком красоты:



Да, почти всегда какая-то часть тела пользовалась особым вниманием моды.
Её-то и подчёркивали нарядом.
Её-то и старались показать счастливые обладательницы.

Красивый бюст, как правило, был в цене.

Он выставлялся на всеобщее обозрение порой очень откровенно,без ложной скромности:



Иногда мода, наскучив глубокими декольте, предлагала широкие.
И тогда красавица была не красавицей, если не имела мраморных покатых плеч:



Со спины тоже полагалось демонстрировать мраморность:



А знаменитые "ножки", воспетые Пушкиным!

Это ведь не вполне то, что у наших топ-моделей растёт от ушей.

Мода 1820-30-х годов укоротила платья до щиколоток - и даже чуть больше:



Такие наряды открывали взору дамские ножки в кружевных чулках и туфельках типа балеток:



Классические балетные туфли на завязках родились именно тогда!
Но сначала они были просто модной обувью:



Идеальной считалась изящная ножка с маленькой узкой ступнёй.
И в туфле, больше похожей на стручок:



Поля пушкинских рукописей изрисованы именно такими грациозно скрещёнными ножками в узких туфельках:



Помните, как Дон Гуан в "Каменном госте" влюбился в Дону Анну?
"Чуть узенькую пятку я заметил":



Ноги современных моделей длинны и стройны.

Но ступни их обычно изрядного размера, довольно жилистые, часто с мозолями и деформацией пальцев:



Это результат  ношения на подиуме крайне неудобной, но эффектной обуви:



Да, это явно не "пушкинские" ножки!

Мужская красота тоже имела свои каноны и модные причуды.

Не такие изменчивые и прихотливые, как женская, конечно. Но всё же.

Высокий, статный и бравый кавалер во все времена оказывался в центре внимания:



Детали не так важны.

Вернее, не всегда важны.

Ведь в том же XVI веке - когда дамы стали затягивать талии примитивными ещё корсетами - мужчины напротив, усердно подчёркивали своё дородство и мощь:



Художественно оформленные гульфики тех времён до сих пор поражают воображение:



Ни о каких кубиках на животе и речи не шло: дополняло образ кавалера т.н. "гусиное брюхо".

Оно клином свисало с пояса и формировалось специальной набивкой (ватой, шерстью или сеном - кому что по карману):



Такое брюхо считалось мужественным и элегантным:



При этом красавцы носили коротенькие пышные штанишки:



Позже появились штанишки посерьёзнее:



Но в любом случае обязательны были  чулки.
Их носили с башмаками, похожими на современные тапочки:



Чулки должны быть идеально натянуты, а не морщиться и не свисать.
Значит, нужны подвязки!

Помните в «Двенадцатой ночи» Шекспира насмешки над жёлтыми чулками Мальволио, подвязанными крест-накрест?

Я полагала, что это просто шутка гения, пока не увидела вот это:



Да и это (перед нами как раз современник Шекспира):



Нет, Шекспир не соврёт!

Думаю, высоко ценилась красота этих обтянутых чулками ног.
И на красивые ножки заглядывались - иначе к чему такое чулочное щегольство?



Однако тогдашние дамы упорно писали традиционные сонеты о глазах возлюбленных.

Увы, по женской поэзии трудно судить, насколько дам пленяли гусиные животы и стройные мужские ножки.



А должны бы пленять!

Ведь с чулками мужчины расстались только к началу XIX века.

Игривый и жеманный XVIII век видел красивого мужчину в кружевах, шелках и пудре:



Атлетизма не требовалось.

"Гусиное брюхо" сменил не выдающийся, а скорее едва заметный овальный животик:



Это была модная картинка - по таким шили наряды.

А это уже всё в материале:



Аристократические узкие штаны-кюлоты доходили до колен и застёгивались на пуговички:



Вот кюлоты с очень симпатичным рисуночком:



Санкюлоты - "бесштанники" - ходили как раз не без штанов,  а в брюках современной длины:



Обязательными к любому костюму считались белые чулки и чёрные туфли с пряжками:



Эти белые маркие чулки - чисто дворянский шик:



"Защитник вольности и прав" Жан-Жак Руссо первым их возненавидел и бросил носить.

Но все прочие господа в них массово щеголяли при любых обстоятельствах.

Туристы посещают античные руины в удобных дорожных костюмах и в белых чулках:



Белые чулки (желательно шёлковые), как и белоснежное бельё с кружевами - без этого никак:



Так что невольно именно мужские, а не женские ноги привлекали тогда внимание.

Вот молодой модник, секретарь французского посольства в Петербурге, Мари-Даниэль Бурре де Корберон (1748-1810) наносит в Варшаве визит тогдашнему польскому королю Станиславу Понятовскому.

Пан Станислав:



Дело было в 1775 году.

Король оказался очень хорош собой.
Де Корберон признаёт:
"Он высок ростом, красиво сложён, обладает прекрасными икрами и благородным лицом".

Тут королевские икры лучше видны:



Вот как, оказывается.
Чтобы считаться красавцем, надо было иметь соответствующие икры.

Галантный век!

Станислав Понятовский, идеал, мода, история красоты, части тела

Previous post Next post
Up