Считается, что все женщины боятся мышей (а мыши напротив, больше боятся мужчин).
А ещё женщины боятся старости - и растолстеть.
Но всегда были женщины самой несокрушимой отваги.
"Если бы я была мужчиной, то была бы непременно убита, не дослужившись до капитанского чина", - шутила Екатерина Великая.
Смелая героиня советского фильма "Полосатый рейс" мышей боялась, а вот тигров - нет.
Историю этой лихой девушки - по заданию Хрущёва и специально для дрессировщицы Маргариты Назаровой - придумал Виктор Конецкий.
Конечно, Хрущёв ничего именно Конецкому не заказывал, просто непременно хотел видеть на экране Назарову с тиграми.
За сценарий про тигров брались многие, но получалось плохо, ходульно.
А вот у Конецкого вышло смешно и оригинально. А любовную линию дописал известный Алексей Каплер.
Писатель Конецкий вообще замечательный - и напрасно ныне подзабытый.
Он был ещё и моряком, капитаном дальнего плавания:
Потому и писал больше о моряках.
Знал массу морских баек.
Из такой байки и получился сценарий "Полосатого рейса":
А в конце жизни, как водится, Конецкий сочинил что-то вроде мемуаров - "роман-странствие" под названием "Начало конца комедии".
Есть в этой книге и рассказик про встречи с читателями в новосибирском Академгородке.
Было в советское время так заведено - писатели обязательно разъезжали по заводам, детским садикам, колхозам, конторам, академиям и т.д.
И беседовали с собравшимися там любителями литературы - доверительно, как Корней Чуковский (такие тёплые встречи с авторами и теперь бывают, в основном в книжных магазинах и библиотеках):
Или во весь голос в микрофон, как Евгений Евтушенко:
Получали за это писатели не очень большую, но верную денежку, радушную встречу и угощение:
И вот Виктор Конецкий прибыл в Новосибирск, в Академгородок, к учёным.
Здесь солидный интерьер тот же (не могу опознать, чей портрет на стене?), только среди учёных уже писатель Александр Солженицын:
Беседа у Конецкого с учёными шла не особенно бойко.
И вот для писатель решил для затравки дискуссии поговорить о будущем.
И заявил, что равноправие полов уже есть.
Как и любое равноправие - никакого сексизма, расизма, эйджизма и национализма (хотя не все эти слова тогда были в ходу):
А скоро, мол, вообще снова будет матриархат, всеми будут женщины руководить:
Вот такие радужные в тогдашнем смысле слова картины нарисовал писатель Конецкий.
Не зря же он придумал руководительницу тигров:
Тут с места поднялась пожилая дама, известный генетик.
И заявила, что она "надеется, что её потомки не доживут до матриархальных времён".
Публика несколько напряглась.
Дама далее заявила, "что терпеть не может женщин-руководительниц, и биологии грозит тупик именно потому, что в неё, биологию, битком набилось женщин".
Конецкого такое заявление несколько шокировало.
Ведь женщин-учёных в СССР в самом деле было много:
Но таки мужчин-учёных было заметно больше - даже на картинах советских художников.
Тут счёт 2:3:
Здесь всего одна дама:
И сюда «битком набилась» лишь одна женщина - зато какая красавица:
А среди этих теоретиков женщин вообще ноль:
Правда, среди этих теоретиков 1965 года есть девушка!
Скромно внимает:
Вот каких женщин художникам было куда привычнее изображать:
Но ведь были же и серьёзные женщины-учёные.
Не те, кто битком набился.
Именно биологи!
И даже просто блестящие, выдающиеся - например, Зинаида Ермольева, Госпожа Пенициллин:
Шла кровопролитная мировая война.
К 1943 году у союзников уже было налажено промышленное производство пенициллина.
Но делиться антибиотиками или секретом плесенной культуры, из которой их получали, дорогие партнёры не спешили.
Выгода прежде всего.
Поставки начались только в 1944 году - по 4 доллара за ампулу. Технологию производства оценили в 30 млн. долларов, которых у СССР тогда не было.
Тысячи советских бойцов умирали в госпиталях от сепсиса и гнойных ран:
Зинаиде Ермольевой поручили создание своего, отечественного пенициллина.
Сотрудницы её лаборатории (женщины!) круглосуточно повсюду собирали образцы плесени, методом проб отыскивая ту самую, которая станет основой антибиотика.
Лишь образец № 93 дал нужный результат.
Его обнаружили на стене бомбоубежища (американский пенициллин ведёт свой род от плесени на перезревшей дыне).
Ермольева за работой с сотрудницей уже в 1950-е:
Но вернёмся в Академгородок, к Конецкому и даме-учёной, которая терпеть не могла женщин в науке.
Почему же - по мнению этой рассерженной дамы - у женщин нет пока таких же научных успехов, как у мужчин?
Женщины глупее, что ли?
Дама так не считала.
Она подвела под свою позицию парадоксальную психологическую базу:
"Мужчины привыкли изучать себя и заниматься самоедством даже на людях...
А женщины привыкли себя придумывать.
Потому, когда женщины начнут самоизучаться, они будут изучать то, что они о себе придумали, а не то, что они есть на самом деле".
Сказав так, дама чихнула и вышла.
Занавес.
Было это в 1978 году.
Сейчас такую даму девочки закидали бы виртуальными гнилыми помидорами.
Другие времена!
А за 20 лет до этого, в 1957 году, другая пожилая дама и того хлеще выразилась.
Она никогда не стеснялась говорить, что думает:
Известная эпиграмма:
Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить...
О Боже, как их замолчать заставить!
А вот никак, Анна Андреевна. И не надо.
Разве что бюрократок и политиков…