Нет, разорвали не этот шлейф!
Но этот тоже впечатляющий.
Поскольку человек единственное существо в ближнем космосе, которое обладает не только разумом, но и фантазией, то напридумывал он много всякого.
В том числе странного, но для чего-то ему необходимого.
Например, изобрёл множество одежд и украшений, которые доставляют ему дискомфорт и разные бытовые неудобства.
Зато красиво и статусно!
Скажем, только человек наделён длиннющими (при желании хоть до колен) волосами на голове.
Из которых руки так и чешутся сотворить нечто прекрасное.
Элегантная причёска из Африки:
В Европе по части причёсок тоже не отставали.
Пик парикмахерских безумств пришёлся на эпоху рококо.
Только тогда вместо говяжьего жира, мёда и глины африканских парикмахеров их европейские собратья обильно покрывали волосы клиентов помадой.
А помада тот же жир; лучшим считался медвежий.
И ещё осыпали причёску пудрой:
Украшений тоже ведь чем больше, тем лучше - и любой ценой, включая переделку собственного скелета:
Ещё есть и такая красота, требующая жертв:
В одежде тоже всегда было полно трудно выносимого и неудобного, но бесконечно прекрасного.
Вот воротник, в котором трудно есть и не видно собственных ног и того, что под ногами:
Или юбка, которая должна была подчеркнуть тонкость талии и пышность бёдер.
Но превратившаяся вот в это:
И ведь так чудили не только в старину!
Наше время тоже отметилось в истории капризов моды.
Чем? Да теми же туфельками на огромной платформе и на каблуках чудовищной высоты.
Пресловутые лабутены:
С такой прелестью и опытные модели не всегда справляются:
И в самом деле трудно:
К таким же неудобным, требующим особой сноровки, но шикарным вещам относится и шлейф.
Хвост, как долго говорили в России.
Появился шлейф в средние века как знак высокого статуса.
И позволено носить его было не всем, а лишь особо знатным господам (чем персона знатнее, тем шлейф длиннее).
Конечно, и тогда случалось, что кто-то на шлейф наступал своей непочтительной ногой:
И как дальше двинется эта процессия, неизвестно:
А здесь вообще на шлейф поставили оглобли роскошной дамской телеги.
Или тачки?
Нельзя же назвать этот транспорт ни каретой, ни портшезом:
В конце концов сообразили, что лучше к шлейфу приставить специального человека.
Чтобы кто-то следил за неприкосновенностью благородного хвоста и его чистотой, а также умело нёс его во время церемоний.
Чтобы всё было чинно-благородно, без неприятных казусов.
Вот придворная дама ловко управляется и с собственным шлейфом, и со шлейфом госпожи:
Однако чаще за шлейф отвечал юноша-паж:
Традиция менестрелей обычно рисует пажа, влюблённого в ту, чей хвост ему доверен:
Вот о паже и шлейфе и будет речь.
Ведь шлейф благополучно дожил до самого ХХ века (теперь он есть лишь в свадебной и церемониальной одежде).
Но раньше очень часто шлейф бывал в моде:
Однако пажи к тому времени остались лишь у коронованных особ - и то для особых случаев.
С хвостами - пусть они и были не так внушительны, как в старину - дамам приходилось управляться самостоятельно.
Даже танцевать, умудряясь не запутаться в своём шлейфе и не оттоптать чужих.
Бальные платья 1880-х:
Ещё один шлейф, тоже1880-е:
Шлейфы бывали даже на нарядах, которые носили на улице.
Пылились они, пачкались? Конечно.
Так что модным дамам приходилось без конца менять туалеты, бельё и нижние оборки платьев:
А это уже ХХ век, самое начало.
Однако за дамой всё ещё волочится эффектный длинный хвост:
Церемониальные шлейфы были особенно длинны и прекрасны.
Русский придворный шлейф, богато расшитый золотом, был обязателен на официальных мероприятиях для дам императорской семьи, для фрейлин и статс-дам:
Вот так выглядел этот придворный костюм с обязательным шлейфом.
Молоденькая фрейлина Зинаида Юсупова:
Ещё одна фрейлина.
Такой наряд был практически мундиром - одинаков по форме для всех.
Детали разнились незначительно, лишь цветом ткани и рисунком вышивки:
Вот с таким фрейлинским шлейфом и приключился конфуз, о котором есть рассказ в одной редкой книжке.
Она, кажется, была у нас переиздана в 90-е.
Но у меня старинная, вышла в Нью-Йорке в 1955 году на собственные средства автора.
Автор - личность очень любопытная.
Это Николай Владимирович Воронович (1887-1967 г.г.).
Выпускник Пажеского корпуса, ротмистр, участник Японской и Первой мировой войн.
Это он на японской войне совсем молоденьким вольноопределяющимся-добровольцем (фото плохого качества):
А это он же - бравый офицер царской армии:
Пока всё в его биографии типично.
Но далее не очень.
Далее Николай Воронович - член партии эсеров, а в годы Гражданской войны командир зелёных отрядов на Кавказе.
Внимание: не белых и не красных.
Именно зелёных:
То есть той стихийной партизащины, что не признавала ни красных, ни белых:
Потому в эмиграции Воронович пришёлся не ко двору.
Потому трудился он не в парижском такси, как многие, а лесорубом.
Впоследствии осел в США.
Но это всё совсем другая история.
А наша - гламурная и придворная.
Ведь с 1907 года Воронович - камер-паж последней русской императрицы Александры Фёдоровны:
Камер-пажами становились лучшие из Пажеского корпуса - отличники учёбы, свободно владеющие иностранными языками.
И с прекрасными манерами.
Вот как этот молодец:
Для больших торжеств камер-пажам полагалась особо роскошная придворная форма и ботфорты со шпорами.
На каску надевался плюмаж из конского волоса:
Во время своего камер-пажества Николай Воронович присутствал на многих придворных выходах.
Одним из последних пышных торжеств империи была свадьба великой княжны Марии Павловны-младшей (обратим внимание и на её шлейф!) и шведского принца Вильгельма:
На эту свадьбу - дело было в мае 1908 года - со всей Европы съехались коронованные особы и знать.
Был устроен большой обед в честь отца жениха, короля Густава:
"В большом двухсветном зале Екатерининского дворца был накрыт покоем огромный стол на 200 человек.
Присутствовала вся императорская фамилия, иностранные принцы и принцессы, дипломатический корпус и все высшие русские сановники".
Самые густые сливки общества тогдашней Европы.
И российский царствующий дом (на заднем плане маячат камер-пажи):
"Против Государя, рядом с министром двора бароном Фридериксом, сидел председатель совета министров П.А. Столыпин".
Тут они - Фредерикс со Столыпиным - по другому случаю, но тоже вместе:
"Мы, камер-пажи, стояли за стульями государя и государыни", - вспоминает Воронович.
Всё, как положено.
"По окончании обеда общество перешло в соседнюю гостиную, в которой состоялся "сэркль" ("круг"): государь, государыня и шведский король остановились посередине комнаты и вокруг них полукругом собрались принцы, дипломаты и сановники".
Камер-пажи всегда следовали позади особ, к которым были приставлены, в ожидании их приказаний.
Здесь камер-пажи императора и императрицы в своих приметных мундирах следуют за царственной парой, строго следуя протоколу:
И вот в этой-то гостиной во время «сэркля» паж Воронович стал жертвой придворного этикета.
"Я стоял в трёх шагах за императрицей".
Именно так полагалось.
Эта церемониальная дистанция камер-пажей - в три шага - хорошо видна на снимке, сделанном сверху:
"Государь, стоявший напротив, искал кого-то глазами и, по-видимому, не мог найти (где же был его собственный камер-паж? - С.).
Обернувшись в мою сторону, он подозвал меня и приказал разыскать и пригласить к нему министра двора.
Я, не поворачиваясь, сделал несколько шагов назад".
Почему же "не поворачиваясь"?
Согласно придворному этикету, спиной к царственным особам поворачиваться было нельзя.
Никто и не поворачивался, даже несмотря на большое скопление народу:
Потому отходить пажу от императора следовало, вежливо пятясь.
Воронович так и сделал.
Но тут случилось нежданное:
"Понятно, что я не мог видеть, что делается за моей спиной, и, делая второй шаг, почувствовал, что зацепил за что-то шпорой.
Сделав ещё один шаг, я запутался и второй шпорой.
Пытаясь освободить мои шпоры, я поскользнулся на паркете, потерял равновесие и упал на левый бок, раздавив при этом каску, которая с треском лопнула, как спелый арбуз».
Можно себе представить ужас юноши.
«Произошло замешательство.
Я быстро вскочил на ноги и увидел обращённые на меня взгляды присутствующих".
Любопытна реакция императора и императрицы на падение пажа - ведь именно к Александре Фёдоровне и был приставлен 19-летний юноша.
"Государь обернулся в мою сторону и озабоченно спросил:
- Ты не ушибся?
- Никак нет, ваше императорское величество, - ответил я, ободрённый ласковым взглядом Царя».
Император таки проявил участие к оконфузившемуся пажу.
Николай II вообще был прост и общителен.
Пробует матросский борщ:
Правда, царь не преминул и посмеяться над неудачливым молодым человеком:
"- C`est un page, qui vient d`embrasser la terre (один из пажей поцеловался с землёй), - сказал, улыбаясь, государь стоявшему рядом с ним французскому посланнику".
Смех императора - ха-ха-ха:
А что же императрица? Посочувствовала своему пажу?
"Александра Фёдоровна также обернулась, равнодушно взглянула на меня и ничего не спросив, продолжала разговор с королём Густавом".
Императрица, возможно, полагала, что так проявила деликатность? Была застенчива и не нашлась, что сказать?
Но она всем казалась холодной, равнодушной и чёрствой:
Отчего же случилась такая неприятность с бедным пажом?
"Оказалось, что сзади меня проходила какая-то фрейлина с пышным шлейфом".
Ещё один фрейлинский шлейф:
"Вот в этом шлейфе и запутались мои шпоры, а фрейлина, пытавшаяся спасти свой шлейф, потянула его в сторону и вместе с ним и мою ногу".
Конечно, в таком шлейфе запутаться немудрено:
Фрейлины, когда церемония не требовала от них «распустить хвост», обычно держали его в руках во избежание всяких неприятностей:
А здесь для фрейлины история закончилась очень неприятно (ведь она была на службе!):
«Я отделался только минутным смущением.
Но фрейлина должна была уехать из дворца, так как мои тяжёлые шпоры распороли не только её шлейф, но и дорогое бальное платье".
Такая вот придворная история.
Забавная.
Фрейлина зазевалась, паж наступил на её шлейф, дама потащила из-под ног пажа своё одеяние и низвергла юношу на пол.
Император посочувствовал и посмеялся, императрица и ухом не повела:
Маленькое происшествие на гладком паркете, о котором всю жизнь весело вспоминал бывший паж императрицы.
И бывший командующий крестьянским ополчением Кубано-Черноморской народной республики (была и такая!)