РАЗОРВАННЫЙ ШЛЕЙФ

Mar 24, 2023 00:37



Нет, разорвали не этот шлейф!
Но этот тоже впечатляющий.

Поскольку человек единственное существо в ближнем космосе, которое обладает не только разумом, но и фантазией, то напридумывал он много всякого.

В том числе странного, но для чего-то ему необходимого.

Например, изобрёл множество одежд и украшений, которые доставляют  ему дискомфорт и разные бытовые неудобства.

Зато красиво и статусно!

Скажем, только человек наделён длиннющими (при желании хоть до колен) волосами на голове.
Из которых руки так и чешутся сотворить нечто прекрасное.

Элегантная причёска из Африки:



В Европе по части причёсок тоже не отставали.
Пик парикмахерских безумств пришёлся на эпоху рококо.

Только тогда вместо говяжьего жира, мёда и глины африканских парикмахеров  их европейские собратья обильно покрывали волосы клиентов помадой.
А помада тот же жир; лучшим считался медвежий.
И ещё осыпали причёску пудрой:



Украшений тоже ведь чем больше, тем лучше - и любой ценой, включая переделку собственного скелета:



Ещё есть и такая красота, требующая жертв:



В одежде тоже всегда было полно трудно выносимого и неудобного, но бесконечно прекрасного.

Вот воротник, в котором трудно есть и не видно собственных ног и того, что под ногами:



Или юбка, которая должна была подчеркнуть тонкость талии и пышность бёдер.

Но превратившаяся вот в это:



И ведь так чудили не только в старину!
Наше время тоже отметилось в истории капризов моды.

Чем? Да теми же туфельками на огромной платформе и на каблуках чудовищной высоты.
Пресловутые лабутены:



С такой прелестью и опытные модели не всегда справляются:



И в самом деле трудно:



К таким же неудобным, требующим особой сноровки, но шикарным вещам относится и шлейф.

Хвост, как долго говорили в России.

Появился шлейф в средние века как знак высокого статуса.
И позволено носить его было не всем, а лишь особо знатным господам (чем персона знатнее, тем шлейф длиннее).

Конечно, и тогда случалось, что кто-то на шлейф наступал своей непочтительной ногой:



И как дальше двинется эта процессия, неизвестно:



А здесь вообще на шлейф поставили оглобли роскошной дамской телеги.
Или тачки?
Нельзя же назвать этот транспорт ни каретой, ни портшезом:



В конце концов сообразили, что лучше к шлейфу приставить специального человека.
Чтобы кто-то следил за неприкосновенностью благородного хвоста и его чистотой, а также умело нёс его во время церемоний.
Чтобы всё было чинно-благородно, без неприятных казусов.

Вот придворная дама ловко управляется и с собственным шлейфом, и со шлейфом госпожи:



Однако чаще за шлейф отвечал юноша-паж:



Традиция менестрелей обычно рисует пажа, влюблённого в ту, чей хвост ему доверен:



Вот о паже и шлейфе и будет речь.

Ведь шлейф благополучно дожил до самого ХХ века (теперь он есть лишь в свадебной и церемониальной одежде).

Но раньше очень часто шлейф бывал в моде:



Однако пажи к тому времени остались лишь у коронованных особ - и то для особых случаев.

С хвостами - пусть они и были не так внушительны, как в старину - дамам приходилось управляться самостоятельно.
Даже танцевать, умудряясь не запутаться в своём шлейфе и не оттоптать чужих.

Бальные платья 1880-х:



Ещё один шлейф, тоже1880-е:



Шлейфы бывали даже на нарядах, которые носили на улице.

Пылились они, пачкались? Конечно.
Так что модным дамам приходилось без конца менять туалеты, бельё и нижние оборки платьев:



А это уже ХХ век, самое начало.
Однако за дамой всё ещё волочится эффектный длинный хвост:



Церемониальные шлейфы были особенно длинны и прекрасны.

Русский придворный шлейф, богато расшитый золотом, был обязателен на официальных мероприятиях для дам императорской семьи, для фрейлин и статс-дам:



Вот так выглядел этот придворный костюм с обязательным шлейфом.
Молоденькая фрейлина Зинаида Юсупова:



Ещё одна фрейлина.
Такой наряд был практически мундиром - одинаков по форме для всех.
Детали разнились незначительно, лишь цветом ткани и рисунком вышивки:



Вот с таким фрейлинским шлейфом и приключился конфуз, о котором есть рассказ в одной редкой книжке.
Она, кажется, была у нас переиздана в 90-е.
Но у меня старинная, вышла в Нью-Йорке в 1955 году на собственные средства автора.

Автор - личность очень любопытная.
Это Николай Владимирович Воронович (1887-1967 г.г.).
Выпускник Пажеского корпуса, ротмистр, участник Японской и Первой мировой войн.

Это он на японской войне совсем молоденьким вольноопределяющимся-добровольцем (фото плохого качества):



А это он же - бравый офицер царской армии:



Пока всё в его биографии типично.
Но далее не очень.

Далее Николай Воронович -  член партии эсеров, а в годы Гражданской войны командир зелёных отрядов на Кавказе.

Внимание: не белых и не красных.
Именно зелёных:



То есть той стихийной партизащины, что не признавала ни красных, ни белых:



Потому в эмиграции Воронович пришёлся не ко двору.
Потому трудился он не в парижском такси, как многие, а лесорубом.
Впоследствии осел в США.

Но это всё совсем другая история.
А наша - гламурная и придворная.

Ведь с 1907 года Воронович - камер-паж последней русской императрицы Александры Фёдоровны:



Камер-пажами становились лучшие из Пажеского корпуса - отличники учёбы, свободно владеющие иностранными языками.
И с прекрасными манерами.

Вот как этот молодец:



Для больших торжеств камер-пажам полагалась особо роскошная придворная форма и ботфорты со шпорами.
На каску надевался  плюмаж из конского волоса:



Во время своего камер-пажества Николай Воронович  присутствал на многих придворных выходах.

Одним из последних пышных торжеств империи была свадьба великой княжны Марии Павловны-младшей (обратим внимание и на её шлейф!)  и шведского принца Вильгельма:



На эту свадьбу - дело было в мае 1908 года - со всей Европы съехались коронованные особы и знать.
Был устроен большой обед в честь отца жениха, короля Густава:



"В большом двухсветном зале Екатерининского дворца был накрыт покоем огромный стол на 200 человек.
Присутствовала вся императорская фамилия, иностранные принцы и принцессы, дипломатический корпус и все высшие русские сановники".

Самые густые сливки общества тогдашней Европы.
И российский царствующий дом (на заднем плане маячат камер-пажи):



"Против Государя, рядом с министром двора бароном Фридериксом, сидел председатель совета министров П.А. Столыпин".

Тут они - Фредерикс со Столыпиным  - по другому случаю, но тоже вместе:



"Мы, камер-пажи, стояли за стульями государя и государыни", - вспоминает Воронович.
Всё, как положено.

"По окончании обеда общество перешло в соседнюю гостиную, в которой состоялся "сэркль" ("круг"): государь, государыня и шведский король остановились посередине комнаты и вокруг них полукругом собрались принцы, дипломаты и сановники".

Камер-пажи всегда следовали позади особ, к которым были приставлены, в ожидании их приказаний.

Здесь камер-пажи  императора и императрицы в своих приметных мундирах следуют за царственной парой, строго следуя протоколу:



И вот в этой-то гостиной во время «сэркля» паж  Воронович стал жертвой придворного этикета.

"Я стоял в трёх шагах за императрицей".

Именно так полагалось.
Эта церемониальная дистанция камер-пажей - в три шага - хорошо видна на снимке, сделанном сверху:



"Государь, стоявший напротив, искал кого-то глазами и, по-видимому, не мог найти (где же был его собственный камер-паж? - С.).

Обернувшись в мою сторону, он подозвал меня и приказал разыскать и пригласить к нему министра двора.

Я, не поворачиваясь, сделал несколько шагов назад".

Почему же "не поворачиваясь"?

Согласно придворному этикету, спиной к царственным особам поворачиваться было нельзя.

Никто и не поворачивался, даже несмотря на большое скопление народу:



Потому отходить пажу от императора следовало, вежливо пятясь.
Воронович так и сделал.

Но тут случилось нежданное:
"Понятно, что я не мог видеть, что делается за моей спиной, и, делая второй шаг, почувствовал, что зацепил за что-то шпорой.
Сделав ещё один шаг, я запутался и второй шпорой.

Пытаясь освободить мои шпоры, я поскользнулся на паркете, потерял равновесие и упал на левый бок, раздавив при этом каску, которая с треском лопнула, как спелый арбуз».

Можно себе представить ужас юноши.

«Произошло замешательство.
Я быстро вскочил на ноги и увидел обращённые на меня взгляды присутствующих".

Любопытна реакция императора и императрицы на падение пажа - ведь именно к Александре Фёдоровне и был приставлен 19-летний юноша.

"Государь обернулся в мою сторону и озабоченно спросил:
- Ты не ушибся?
- Никак нет, ваше императорское величество, - ответил я, ободрённый ласковым взглядом Царя».

Император таки проявил участие к оконфузившемуся пажу.

Николай II вообще был прост и общителен.
Пробует матросский борщ:



Правда, царь не преминул и посмеяться над неудачливым молодым человеком:
"- C`est un page, qui vient d`embrasser la terre (один из пажей поцеловался с землёй), - сказал, улыбаясь, государь стоявшему рядом с ним французскому посланнику".

Смех императора - ха-ха-ха:



А что же императрица? Посочувствовала своему пажу?

"Александра Фёдоровна также обернулась, равнодушно взглянула на меня и ничего не спросив, продолжала разговор с королём Густавом".

Императрица, возможно, полагала, что так проявила деликатность? Была застенчива и не нашлась, что сказать?

Но она всем казалась холодной, равнодушной и чёрствой:



Отчего же случилась такая неприятность с бедным пажом?

"Оказалось, что сзади меня проходила какая-то фрейлина с пышным шлейфом".

Ещё один фрейлинский шлейф:



"Вот в этом шлейфе и запутались мои шпоры, а фрейлина, пытавшаяся спасти свой шлейф, потянула его в сторону и вместе с ним и мою ногу".

Конечно, в таком шлейфе запутаться немудрено:



Фрейлины, когда церемония не требовала от них «распустить хвост», обычно держали его в руках во избежание всяких неприятностей:



А здесь для фрейлины история закончилась очень неприятно (ведь она была на службе!):
«Я отделался только минутным смущением.
Но фрейлина должна была уехать из дворца, так как мои тяжёлые шпоры распороли не только её шлейф, но и дорогое бальное платье".

Такая вот придворная история.
Забавная.
Фрейлина зазевалась, паж наступил на её шлейф, дама потащила из-под ног пажа своё одеяние и низвергла юношу на пол.

Император посочувствовал и посмеялся, императрица и ухом не повела:



Маленькое происшествие на гладком паркете, о котором всю жизнь весело вспоминал бывший паж императрицы.

И бывший командующий крестьянским ополчением Кубано-Черноморской народной республики (была и такая!)

история костюма, придворный этикет, история вещей, император Николай II, Николай Воронович

Previous post Next post
Up