Это картина Франца Ксавьера Винтерхальтера.
Он написал много российских светских красавиц, и они звали его Винтергальтером, естественно; но в современном искусствоведении он Винтерхальтер.
Впрочем, какая разница.
Франц Ксавьер был мастер польстить, делая вид, что он предельно правдив.
Возможно, и эти руки - руки мужчины и женщины - были не так прекрасны, как на его картине.
Но их в самом деле соединяла любовь.
Королева Виктория и принц-консорт Альберт.
История эта более чем известная, а вот маникюр середины XIX века рассмотреть любопытно.
По-моему, выглядят ноготки обоих просто прекрасно.
Слегка удлинённые и отлично отполированные.
Считается, Виктория была противницей и гонительницей любых модных затей, в том числе в области маникюра.
Однако выглядели супруги вполне стильно, а Викторию одевал самый модный тогдашний кутюрье Чарльз Ворт:
И в том, что пальчики тогдашних модниц выглядели вполне естественно, никакой вины Виктории нет.
Француженкам Виктория была не указ, а выглядел их маникюр точно так же:
Смотрелось всё это изящно и скромно, но требовало времени и труда.
Ногти аккуратно обрезали - то в форме овала, то с чуть заострённым кончиком ("лесной орех"), обрабатывали пилкой, умащали укрепляющими маслами и долго полировали замшей.
Потом чуть подкрашивали теми же розовыми пигментами, которые использовались в пудре.
И вот она во всей красе, аристократическая ручка:
Собственно, таким способом ухаживали за ногтями с давних времён.
Аккуратно обрезанные чистые ногти - вот что считалось самым прекрасным в Средние века:
В эпоху Ренессанса идеал аристократических ручек был точно такой же:
А этот прелат явно занимался полировкой своих ногтей:
Естественной красота ногтей оставалась и в эпоху достаточно неестественного стиля барокко:
Любопытно, что первыми занялись экстравагантным маникюром не дамы, а мужчины.
"Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей", - утверждал молодой Пушкин.
Это он так отреагировал на возмущение Жан-Жака Руссо, который посетил барона Гримма, а тот, светски беседуя, занимался своим маникюром: чистил и подпиливал ногти.
Руссо описал это в своей Исповеди.
По-моему, барон вёл себя довольно неучтиво.
Своим туалетом аристократы имели обыкновение заниматься, принимая лишь низших по статусу.
Даже в ванне могли сидеть или завтракать, а вокруг толпились посетители, почтительно взирая на это зрелище.
С товарищем по общему делу Просвещения так себя вести нехорошо.
Гримм вообще славился пронырливостью, надменным нравом с равными и угодливостью перед сильными мира сего.
Но вот его страсть к маникюру Пушкину импонировала.
То была примета денди - ухоженные длинные ногти.
Ими, как карандашом, черкали в книгах и письмах.
"Хранила каждая страница отметку острую ногтей" - Евгений Онегин именно так реагировал на прочитанное.
И Пушкин тоже!
Пушкинисты изучают эти отметки, а длинные ногти Пушкина отлично видны на его портрете работы О. Кипренского:
Этот портрет так нравился Пушкину ("себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит"), что он позже требовал от художников изображать себя именно с таким разворотом головы.
А на акварели П. Соколова он вообще повторяет позу портрета Кипренского.
Ногти всё такие же щегольски длинные:
Впрочем, Пушкин в своимх маникюрных пристрастиях был большим оригиналом.
Его современники длинные ногти отращивали крайне редко.
Об окраске и не думали.
Считается, что лак для ногтей был изобретён только в революционном 1917 году.
Во всяком случае, с 1925 года он уже в массовом обиходе.
Сначала как идеал предлагались ангельски розовые ноготки:
Позже пошли в ход ярко-красные всех оттенков - от помидорного до тёмно-пурпурного.
Поначалу это казалось дерзостью, потом стало привычным:
Сейчас ногти могут быть любой формы и цвета, и никто не удивляется:
Можно украшать ногти как угодно и чем угодно:
Естественность в том или ином виде тоже приветствуется.
К тому же такой маникюр сохраняется дольше и легче подновляется:
Естественный спокойный стиль мужского и женского маникюра в наши дни:
Это эффектнее, чем ноготки Виктории и Альберта?
Или всё же выглядит не так симпатично, как неброский королевский стиль?