ОНИ И МЫ. ИЗ ЖИЗНИ БЕЛОК

Aug 14, 2021 00:26



Нам теперь сложно вообразить, что эти прелестные и невероятно шустрые создания, которых мы охотно подкармливаем в парках (а в лесу они и без нас обходятся) - домашние животные.
Бывшие.
Были таковыми многие века!

И только теперь человек отказался от сомнительной идеи держать их в неволе.

Трудно сказать, когда мода на домашних белок началась и почему.
Но титаны Возрождения эту моду застали и запечатлели.
Вот одна из первых акварелей в европейской живописи.
Автор - великий Альбрехт Дюрер.
Судя по ленточке на шее и пышным формам плюс сайз, это портрет домашней раскормленной белочки.
Её от пуза кормят орешками и держат на привязи:



Белка другого великого художника, Ганса Гольбейна Младшего.
Он писал впечатляющие портреты английского короля-Синей Бороды Генриха VIII, его несчастных жён и его блестящего двора.

Эта леди задумчива и серьёзна.
Рядом с ней на веточке свищет скворец (или дрозд? искусствоведы в нерешительности), а на руках белочка на цепочке.
Белка, естественно, грызёт орех - с таким же одновременно сосредоточенным и отрешённым видом, какой имеет и её хозяйка:



Поскольку в старину ни один предмет не появлялся на картине просто так, а что-то обязательно символизировал, то считается, что белка и дрозд олицетворяют семейные добродетели дамы.
Её любовь к  семейному гнезду (скворец) и запасливую хозяйственность (белка; хотя она больше похожа на символ отменного аппетита).

Иные толкователи связывают птицу и зверя со знатностью дамы - они могли фигурировать на её гербе.

Столь же неразрешимые споры вызывает и эта картина венецианца Лоренцо Лотто:



Это некая пара - очевидно, супруги - назидательно взирающая на зрителя.
На руках дамы собачка (символ верности), а мужчина не только держит записку крупными буквами "человек так не поступает", но и указывает на белку.
Которая то ли спит, то ли мертва.

Что бы это  всё значило?
Столетия стёрли символический смысл сцены.
Но белка таки покоится на модной скатерти, для которой приспособили восточный ковёр (вешать такое на стены и тем более топтаться по столь  дорогому изделию ещё не решались).

Эпоха барокко застаёт белку непременным участником красочных и драматичных картин-спектаклей в духе эпохи.
Натюрморт ведь тоже был спектаклем, парадом аллегорий.

Кровавые охотничьи сцены, громадные корзины с фруктами и груды битой дичи красовались на роскошных полотнах фламандской школы:



На этом натюрморте знаменитого Франса Снейдерса среди мёртвой и вянущей плоти нашлось место живому существу: вегетарианке-белке. Которая среди кучи неинтересного обнаружила-таки то, что ей нравится - несколько лесных орешков.

Разумеется, это домашняя белка.
Она сознательно допущена на искусно организованную и обставленную сцену.

Как и здесь, где труппа расширена.
К жадной до орехов белке присоединилась обезьянка, глубоко запустившая руку в корзину с фруктами.
А из-за кулис лезет ещё и голодный кот:



Тут белка снова лакомится соло:



На подобных натюрмортах белки не очень-то симпатичные твари.
Мало в них обаяния.
Они жадны и диковаты, сосредоточены исключительно на жратве (белка Клары Петерс просто зверюга):



Эта белка тоже давно не ела и порвёт всех, кто встанет на её пути:



Типичный беличий портрет с натюрморта (эта особь с голодухи пожирает виноград?):



А здесь белка неистово вгрызается в грецкий орех.
Она на первом плане!
Подыгрывают ей менее алчные попугай и обезьяна (тоже модные питомцы тогдашних богатых домов):



Анималисты не отставали от мастеров натюрморта, устраивая на своих картинах настоящие вакханалии всякой всячины.
Это фрагмент картины "Рафаэля птиц" Мельхиора де Хондекутера  с неизменной белкой-обжорой:



Ещё фрагментарнее:



А это "Рай" Пауля де Воса.
Толпа зверей, где кто спит, кто созерцает окрестности, кто рычит, кто лает
Лишь белка слушает да ест:



Домашняя белка-альбинос XVII века удостоилась даже романтического портрета без посторонних.
Разумеется, не без ореха:



Эпоха рококо утратила интерес к изображению груд пищи, и белка чаще стала появляться на портретах.

Тут она не выглядит угрюмым кусачим зверем.
Она игрушка детей (вряд ли счастливая):



Вот ещё белка-игрушка:



Американский мальчик с серой американской белкой (теперь этих серых завезли и к нам в Европу, и они даже начинают вытеснять наших рыжих):



Дамы тоже любили позировать с белочками (символами домовитости).
Здесь белка совсем жалкая, размером с мышь:



И эта белка тоже ручная:



Ещё один американский портрет в наивном стиле.
Здесь девица белку оставила в покое, чтобы потискать птичку.:



Белки присутствуют и на многолюдных семейных портретах:



А тут просвещённое семейство восторгается работой красавицы-дочери, изобразившей ручную белку:



Конечно, очень подвижной и ловкой белке трудно и скучно было сидеть на цепи.
Это сказывалось на её здоровье.

Тогда было изобретено знаменитое беличье колесо.
Оно тоже стало символом - бессмысленной траты сил, бега в никуда.
Но физическую форму белок поддерживало.
Силовые нагрузки  в зале примерно ведь то же самое.

Хорошего старинного изображения беличьего колеса я не нашла.
Есть изображение того, как эта конструкция использовалась в хозяйственных целях.

Колесо здесь крутит не белка, а более сильное животное - собака.
Подсоединено колесо к вертелу в очаге.
Вертел вращается, мясо равномерно обжаривается, бедная собака бесконечно бежит:



В XIX веке белок всё так же держали в домах для забавы и потехи.
Они по-прежнему развлекали детишек.

Хорошо, что цепи или верёвки тут не видно, отношение к белке гуманное:



Вот ещё игра с белкой :



А эта белка всё же на ленточке:



Дамы тоже любили возиться с белками:



В русском же быту долго ходила поговорка "Будет тебе белка, будет и свисток".
Что значит: подожди, всё будет выполнено в своё время.

Это взято из стихотворения А.Плещеева "Дедушка-голубчик" (1877).
Плещеев был любимцем составителей хрестоматий, автором очень доступных и простых стихов ("Травка зеленеет, солнышко блестит" и т.д. - это его).

В том же весёлом размере Плещеев описал доброго старичка, друга детей, который не мог отказать им ни в какой просьбе.
Портрет дедка умилительный:

Вижу армячишко рваный на плечах,
Шапку на затылке, трубочку в зубах.

Этого безотказного старика деревенские дети и просят то найти грибок, то сделать свисток, то поймать белку.
А он ввиду почтенного возраста не такой уж быстрый исполнитель желаний, вот и обещает:

- Ладно,ладно, детки, дайте только срок -
Будет вам и белка, будет и свисток.

Финал стиха сделан по всем законам критического реализма эпохи: старик помирает.
На могилке его грустят дети, не дождавшиеся свистка.

Зато белка осталась на свободе!
И это хорошо.
Их ведь, бедолаг,  ловили самыми хитрыми способами, чтобы отдать детям забавляться.

Вот тогдашний торговец белками и прочей живностью:



Этот папа Карло прямо родной брат старичка из Плещеева.

Но белок в наши дни больше не ловят - разве не замечательно?
Пусть живут там, где и должны.
Они так хороши на воле (старинный беличий портрет):



Но не такие уж они обжоры и увальни.
Наоборот!
Скорее существа стремительные, как огонь.

Хотя орешки да, любят.
И печенье.

Альбрехт Дюрер, А. Плещеев, домашние любимцы, живопись, животные и люди, Лоренцо Лотто, белки

Previous post Next post
Up