ЧЁРНЫМ ПО БЕЛОМУ

Mar 06, 2021 22:34

Одних удивило, что скоро в каком-то сериале английскую королеву Анну Болейн будет играть чернокожая актриса.
Другие политкорректно объявили, что это ничего, лишь бы сыграла хорошо.
И фотку артистки дали - уже в роли, в историческом королевском костюме.

Нет, лучше эта прекрасная африканская скульптура, средневековая.
Как раз изображение королевы, но не Англии, а Бенина (фото Максима Гурбатова):



Ведь если бы Анна Болейн была такой, у неё в Англии были бы совсем иные проблемы, чем у этой самой Анны.

Настоящих чернокожих, живших в стародавние времена и попавших в Европу, кино отчего-то знать не хочет.
Тема тяжёлая, сложная и потому не вдохновляет.

Разве что советский фильм «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» в этом смысле отраден и мил.
С Высоцким в синеватом гриме на физиономии.
И с гениальной музыкой Шнитке.

Арап Петра Великого - должно быть, самая блистательная и уникальная карьера африканца на европейской арене.
Ещё бы: чернокожий -  а генерал-аншеф, главный военный инженер русской армии!

Маленький арап был крещён Петром Великим как Пётр Петрович Петров.
То есть был награждён высоким царским именем даже в кубе.



Однако своевольный мальчишка так прозываться не пожелал.
Он вообще был больших дарований, но нрава крутого.
Так что оставил себе прежнее имя, полученное в Турции (где его и купили для Петра) - Ибрагим.
То есть по-русски Абрам.
И Пётр с этим смирился.

А потом, уже после смерти Петра, честолюбивый арап продолжил переименования - ещё и фамилию Петров сменил.
Стал он гордо зваться, как самый знаменитый африканский полководец:  Ганнибал!

Умелых и достоверных портретов этого человека не сохранилось.
Зато есть отличный портрет его сына - полуэфиопа-полунемца, поскольку женой царского арапа Абрама была остзейка Христина-Регина фон Шёберг.
Ивана Абрамовича Ганнибала, генерал-аншефа (звание получил, как у отца!) и основателя Херсона, написал блистательный Левицкий:



Вот она, африканская кровь!
Жгучий взгляд и чёрная шевелюра, совершенно не тронутая пудрой, обязательной в галантном веке.
Да и лицо не напудрено.

Впрочем, случались у африканцев и другие карьеры.
Это дон Мигель де Кастро, эмиссар Конго (портрет 1643 года):



Такой бравый кавалер времён борьбы за африканские колонии между Португалией и Голландией наверняка не чуждался работорговли, продавая несчастных соотечественников алчным белым.

Потому лучше обратиться к другому, более симпатичному чернокожему герою.

Он жил при европейском дворе, потому его часто сравнивают с арапом Петра Великого - хотя общего у них не так уж много.

Десятилетнего мальчика Кучи привезли в Швецию в 1757 году в качестве подарка государственному советнику фон Райзеру.
Тот же передарил Кучи королеве Луизе Ульрике.

Ничего зазорного в том, чтобы дарить друг другу арапчат, как котят, тогда не видели.
Колонии поставляли на плантации рабов, а в европейские богатые дома - экзотического вида челядь.
Чёрные слуги были в большой моде.
Иметь их в доме считалось шикарным.

Вот негр-слуга с великолепного этюда фламандца XVII века Питера Пауля Рубенса:



Вот у ног мучнисто-белых британцев подчёркнуто смуглая няня из Индии:



Вот британский капитан принимает в своей каюте друзей, а слуга-негр развлекает их музыкой: играет на дудочке и одновременно бьёт в барабан:



Вот судьба негра в Америке ХХ века, рисунок бесподобного Лейендекера:



В России в этом смысле тоже не отставали.
Абрам Петров-Ганнибал был исключением из правил!

Екатерина I c арапчонком:



Именно чернокожие мальчишки-слуги считались завидным украшением придворной жизни.

Дочь Петра Великого Елизавета (именно при ней достигла пика карьера Абрама Петровича Ганнибала!) на коне.
Она в сопровождении нарядного слуги-скорохода, разумеется, арапчонка:



Эти разряженные арапчата Елизаветы просто сводили с ума художников, поэтов и режиссёров Серебряного века.
Анна Ахматова и через десятилетия не могла их забыть:

Видишь там, за вьюгой крупчатой,
Театральные арапчата
Затевают опять возню.

У Ахматовой - арапчата из спектаклей Мейерхольда.
А вот милая картинка из Азбуки А. Бенуа (забудем пока о его антигерое-Арапе из «Петрушки»):



Когда в России шумела революция, гибла империя, последние придворные арапы императорского дворца отбывали из холодной страны.
Той страны, где много лет они в восточных нарядах составляли часть роскошного декора царской резиденции.
Вот на акварели Михая Зичи придворный арап (они в основном были гражданами США) готовит кальян для хозяев:



Арапчонок часто появляется на картинах романтика Брюллова, чтобы оттенить белоснежность красавиц:



Ещё  не могу не показать вот такого страшноватого арапа - с довольно вымученного портрета детей Волконских.
Работы того же Карла Брюллова.
Этот слуга в восточном наряде, должно быть, когда-то был милым декоративным малышом, а теперь вот вырос и скучает под забором:



Но вернёмся к маленькому арапчонку Кучи, которого подарили шведской королеве и которого у нас сравнивают с воспитанником Петра Великого.

Как и нашего Абрама Петровича, ребёнка окрестили и дали целую кучу новых имён - Адольф Людвиг Густав Фредерик Альберт.
Звать же стали Густавом.
Фамилию придумали французскую - Бадин, то есть весельчак.
Дарёный мальчишка в самом деле был живого и весёлого нрава, несмотря на печальное начало биографии (он всегда вспоминал далёкую родину и горящую хижину родителей).

Имена, которые дали  Кучи при крещении, не случайны - так звали королевских сыновей.

Королева Луиза Ульрика была очень прогрессивной особой, горячей поклонницей Жан-Жака Руссо.
Она решила воспитать негритёнка вместе с собственными детьми.
Причём не просто так, по доброте душевной, а чтобы поставить педагогический эксперимент.

Она взялась проверить модную тогда теорию воспитания по Руссо, причём на  идеальном материале.
Ведь Кучи был не испорченное цивилизацией дитя природы - настоящий «естественный человек», воспетый Руссо.
А за результат воспитания королеву, если бы что-то пошло не так, никто бы не осудил.

Вот эта королева-экспериментатор:



Суть педагогических идей Руссо проста: «природа сделала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным».
Так что воспитание должно идти свободно, без всякой организации, без давления общества, соответствуя лишь движениям чистой души воспитуемого.

Для принцев такое не годилось - им ведь страной управлять и жить в большом свете.
А негритёнок пусть себе развивается, как ему угодно, как велит природа.

Кучи-Густава научили читать и писать.
В остальное время он занимался, чем хотел - договорились ни в чём препятствий ему не чинить.
Мальчик бегал, озорничал и даже, говорят, поколачивал принцев и дразнил одного «господин Табак», а другого, как раз наследника престола - Негодяй.
Наказывать «естественного человека» было запрещено, понуждать к урокам тоже.

Однако мальчик явно оказался одарённой натурой: мог бы просто бездельничать, однако выучил, кроме шведского, немецкий, французский, латынь, свободно говорил и писал на этих языках и начал собирать французские книги.
А ещё он прекрасно танцевал, играл на сцене и сочинял стихи.

Эксперимент королевы удался?

Вот что выросло из маленького невольника:



Как видим, Густав ещё и в шахматы играл.
И носил фантастический богатый наряд, весь в перьях - далёкий от моды, но олицетворявший его суть как придворного дикаря.
Взрослым наш строптивый Ганнибал ни за что бы не надел такого дурацкого костюма.

Ещё Густав Бадин славился остроумием и язвительным умом, хотя бывал и грубоват с аристократами.
К естественному для «человека природы» пониманию всемогущества Творца - что Руссо предполагал неизбежным - он почему-то не пришёл.
Прямой вольтерьянец, над религией смеялся.

Королевское семейство к воспитаннику относилось тепло, так что карьеру при дворе он таки сделал: получил чин камергера.
И исполнял должность дворецкого при королеве.
То есть всё-таки пребывал в слугах.

Несмотря на королевскую милость, знания, явные таланты и видное положение в шведском масонстве (кто тогда не был масоном?), Бадин так и остался странным чудаком и капризом просвещённых монархов.

И это максимум, чего в век Просвещения мог ждать от судьбы чёрный человек.

эпоха Просвещения, воспитание, африканцы в Европе, Густав Бадин, судьба человека, расизм

Previous post Next post
Up