Страшные, косоглазые и зверского вида котики, которые попадаются на картинах старых мастеров, у меня уже были.
Главное, мастера-то всё хорошие!
А вот кошачьи образы не каждому давались.
Но во все времена жили художники великие, художники не очень, художники так себе и совсем скверные.
Поглядим на художников так себе - как у них с котами.
Оказывается, бывало и неплохо!
Редкий случай, когда кот получился много лучше человека, да и всего прочего.
Очень убедительный котяра: сидит и смотрит.
Чисто по-кошачьи смотрит - невозмутимо.
Хотя ему явно не очень нравится, что противный ребёнок его гладит.
Но приходится терпеть.
А вот этот ребёнок милый, просто заснул за кашей:
Пока он спит, мы можем рассмотреть конструкцию его добротного стульчика, горшок на нижней полке и кота, который примостился рядом.
Кот изображён не слишком умело.
Но выглядит он вполне убедительно - насторожен и подтянут.
Взгляд подозрительный.
Кто-то приближается - и этому кому-то кот не доверяет.
Здесь жеманная девица заснула не за кашей, а непонятно почему:
Не стоило бы и говорить об этой вполне ремесленной немецкой картине 1780 года, если бы не кот, что высунулся из-за кресла.
Кот явно хочет посягнуть на ручную канарейку девицы (птичка написана много хуже кота).
Азарт охотника передан вполне!
И томительное упорство кошачьего взгляда.
Теперь сбой темы: снова ребёнок, но с ним не кот, а щенок:
Вообще-то собак отлично изображали уже древние египтяне.
Художники более поздних времён справлялись с собачьими портретами на отлично и не испытывали тех затруднений, что случались у них с котами.
А вот тут что-то пошло не так: на дворе уже середина XIX века, художники собак пишут много и похоже.
Этот же мальчик получился хоть с анатомическими погрешностями, но сносно, а вот собачка…
У неё совершенно человеческая физиономия.
В глазах мировая тоска.
У щенка был настолько проникновенный взгляд, что рука художника дрогнула?
И он вместо собачьей морды изобразил вот это?
И наконец коты художника, который никакого академического образования не получил, но тем не менее никак не «так себе».
Он прекрасен!
Анри-Жюльен-Феликс Руссо по прозвищу Таможенник (Le Douanier) в самом деле работал на таможне.
Живописью занялся уже в зрелые годы, за сорок.
Впервые явился перед публикой в 1886 году на «Выставке независимых» - там, где блистали импрессионисты.
Картины Руссо нисколько импрессионизм не напоминали и вызвали бурю реакции - от возмущения типа «и я так смогу» до восторга самых прозорливых.
Потому что именно с Руссо начинается всеобщее увлечение наивным искусством, которое владеет миром уже второе столетие.
Мир Руссо завораживал особой таинственной атмосферой.
В нём таяли закаты, колыхались ажурные травы, сквозила листва и бродили странные люди и животные.
Таможенник любил экзотические сюжеты, вдохновляясь книжками и открытками - его влекли джунгли, пустыни, дальние страны.
Замахнулся даже на Рай!
Но и обыденная жизнь французов оказывалась у него столь же невероятной и пленительной.
Вот портрет мадам М. - по легенде, красавицы польки по имени Ванда:
Дама шествует по аллее парка, в предчувствии дождя захватив зонтик.
Всё обыденно, если бы не сказочные цветы на клумбах.
И если бы не маленький котёнок, который выкатил клубок к ногам дамы.
Она же не замечает ни котёнка, ни клубка.
Споткнётся?
Откуда тут котёнок, откуда клубок?
Что за странное призрачное создание в траве?
Чья-то потерянная душа, цепляющаяся за нить жизни?
А вот кот на портрете Пьера Лоти очень реален.
Он уверенно расположился рядом с человеком в феске:
Хотя и этот кот странен - в небывалую полоску.
Дикарь
Экзот.
Неукротимый товарищ путешественника и морского офицера.
Он никого не боится. Восседает на собственном троне.
Смотрит в упор.
Попробуйте такого погладить!