ОНИ И МЫ. ПОСМОТРИ В ГЛАЗА

Mar 10, 2021 22:07

Страшные, косоглазые и зверского вида котики, которые попадаются на картинах старых мастеров, у меня уже были.
Главное, мастера-то всё хорошие!
А вот кошачьи образы не каждому давались.

Но во все времена жили художники великие, художники не очень, художники так себе и совсем скверные.
Поглядим на художников так себе - как у них с котами.

Оказывается, бывало и неплохо!



Редкий случай, когда кот получился много лучше человека, да и всего прочего.

Очень убедительный котяра: сидит и смотрит.
Чисто по-кошачьи смотрит - невозмутимо.
Хотя ему явно не очень нравится, что противный ребёнок его гладит.
Но приходится терпеть.

А вот этот ребёнок милый, просто заснул за кашей:



Пока он спит, мы можем рассмотреть конструкцию его добротного стульчика, горшок на нижней полке и кота, который примостился рядом.

Кот изображён не слишком умело.
Но выглядит он вполне убедительно - насторожен и подтянут.
Взгляд подозрительный.
Кто-то приближается - и этому кому-то кот не доверяет.

Здесь жеманная девица заснула не за кашей, а непонятно почему:



Не стоило бы и говорить об этой вполне ремесленной немецкой картине 1780 года, если бы не кот, что высунулся из-за кресла.

Кот явно хочет посягнуть на ручную канарейку девицы (птичка  написана много хуже кота).
Азарт охотника передан вполне!
И томительное упорство кошачьего взгляда.

Теперь сбой темы: снова ребёнок, но с ним не кот, а щенок:



Вообще-то собак отлично изображали уже древние египтяне.
Художники более поздних времён справлялись с собачьими портретами на отлично и не испытывали тех затруднений, что случались  у них с котами.

А вот тут что-то пошло не так: на дворе уже середина XIX века, художники собак пишут много и похоже.
Этот же  мальчик получился хоть с анатомическими погрешностями, но сносно, а вот собачка…
У неё совершенно человеческая физиономия.
В глазах мировая тоска.

У щенка был настолько проникновенный взгляд, что рука художника дрогнула?
И он вместо собачьей морды изобразил вот это?

И наконец коты художника, который никакого академического образования не получил, но тем не менее никак не «так себе».
Он прекрасен!

Анри-Жюльен-Феликс Руссо по прозвищу Таможенник (Le Douanier) в самом деле работал на таможне.
Живописью занялся уже в зрелые годы, за сорок.
Впервые явился перед публикой в 1886 году  на «Выставке независимых» - там, где блистали импрессионисты.

Картины Руссо нисколько импрессионизм не напоминали и вызвали бурю реакции - от возмущения типа «и я так смогу» до восторга самых прозорливых.
Потому что именно с Руссо начинается всеобщее увлечение наивным искусством, которое владеет миром уже второе столетие.

Мир Руссо завораживал особой таинственной атмосферой.
В нём таяли закаты, колыхались ажурные травы, сквозила листва и бродили странные люди и животные.
Таможенник любил экзотические сюжеты, вдохновляясь книжками и открытками - его влекли джунгли, пустыни, дальние страны.
Замахнулся даже на Рай!

Но и обыденная жизнь французов оказывалась у него столь же невероятной и пленительной.

Вот портрет мадам М. - по легенде, красавицы польки по имени Ванда:



Дама шествует по аллее парка, в предчувствии дождя захватив зонтик.

Всё обыденно, если бы не сказочные цветы на клумбах.
И если бы не маленький котёнок, который выкатил клубок к ногам дамы.
Она же не замечает ни котёнка, ни клубка.
Споткнётся?

Откуда тут котёнок, откуда клубок?
Что за странное призрачное создание в траве?
Чья-то потерянная душа, цепляющаяся за нить жизни?

А вот кот на портрете Пьера Лоти очень реален.
Он уверенно расположился рядом с человеком в феске:



Хотя и этот кот странен - в небывалую полоску.
Дикарь
Экзот.
Неукротимый товарищ путешественника и морского офицера.

Он никого не боится. Восседает на собственном троне.
Смотрит  в упор.
Попробуйте такого погладить!

наивное искусство, Анри Руссо, мастерство художника, живопись, животные и люди, коты

Previous post Next post
Up