ОНИ И МЫ. ДРУЗЬЯ СЕРЬЁЗНЫХ МУЖЧИН

Feb 26, 2021 22:09

Считается, что маленькие собачки чисто женская страсть.
Покладистые крохотные существа легко помещаются в сумочке или под мышкой, терпеливо сносят комнатный образ жизни, их можно наряжать в забавные одёжки - в общем, это милая живая игрушка.
«Дама с собачкой» - классический сюжет.
В живописи тоже.

Господа же традиционно появлялись в окружении своры охотничьих псов.
Или с одним псом, но рослым и энергичным.

Однако старинные портреты свидетельствуют: солидные мужчины тоже питали привязанность к маленьким собачкам:



До чего мило.

Этот портрет серьёзного,  меланхолично настроенного господина становится несколько комичным, когда замечаешь на стене изображение мадонны с младенцем, чья поза совпадает с позой хозяина и его собачки.
Хотя никакого кощунства и никакой иронии тут не предполагалось.
Картина с мадонной явно помещена здесь, чтобы подчеркнуть набожность мужчины.

Вот ещё один любитель карманных собачек, некий Джованни ди Пьеро Бини:



Он тоже очень серьёзен, быть может, озабочен - нервно комкает носовой платок.
А пёсик чувствует себя вольготно на его рукаве и вполне доволен жизнью.

Знаменитый  англичанин XVIII века, Уильям Хогарт, не зря слыл остроумцем.
Из своего автопортрета он - сатирик и моралист в живописи - сделал… натюрморт.
Это редкий образец картины в картине:



Как часто бывало в старинной живописи, каждый предмет помещён сюда не просто так - это символ.
Настоящий манифест художника!

Себя Хогарт написал в домашней одежде, без парика и кружев, обязательных для парадного изображения.
Портрет просто на подрамнике -  никаких позолоченных рам, никакой мишуры. Лишь голое, но отменное ремесло и  неприкрытая правда.
Зато пафосная  драпировка знак приверженности высокой классике.
Тут же лежит палитра (на ней начертана загогулина; это «линия красоты» - очень занимавшая художника формула классической визуальной гармонии).
Стопка книг - атрибут учёности и просвещения.

И вот на таком  многозначительном фоне восседает мопс!
Сразу снижая возвышенный тон композиции - «мне ни к чему одические рати».

Это домашний любимец художника. Собака с задумчивой «мордой лица».
Его зовут Трамп.

Тут тоже любимец на коленях солидного господина:



Конечно, этого пса не назовёшь карманным.
Однако нежная привязанность хозяина к лохматому баловню налицо.
А уверенный взгляд (если присмотреться, глаза таки видны!) говорит о том, что эта собачья жизнь удалась.

И ещё один очень серьёзный мужчина в окружении собак.
Правда, совсем не миниатюрных:



Но собаки тут по делу: перед нами снова автопортрет художника.
Это Эдвин Генри Ландсир, именитый английский художник-анималист.
По преимуществу собачник.
Он настолько прославился собачьими портретами, что в его честь даже названа порода пятнистых чёрно-белых ньюфаундлендов.
Таких художник часто делал героями своих картин.

А ещё Ландсир автор, возможно, самого элегантного и необычного изображения мужчины с собакой:



Это Эос (1833-1844), любимая борзая принца Альберта (1819-1861), супруга королевы Виктории.
Атрибуты джентльмена - щегольской цилиндр, трость и печатки - принадлежат, естественно, Альберту.
Принц где-то рядом, а  Эос охраняет его добро.

Альберт с 14 лет был неразлучен с этой любимой собакой.
Когда он из поехал в Британию жениться на Виктории, его свита состояла всего из трёх единиц: библиотекаря (принц серьёзно увлекался науками), камердинера и Эос.

В Виктории Альберт нашёл поистине родственную душу.
Помимо прочего, она тоже была страстной собачницей.
Потому бонусом к картинам «мужчина+собачка» пусть будет дама с собачкой.
Тоже работы Ландсира.

Виктория и Эос:



Это первый ребёнок королевы Виктории и Альберта, принцесса Виктория - будущая прусская королева и германская императрица.

Но пока она в колыбели, и преданная Эос трогательно возложила свою длинную морду на принцессины пелёнки.

собаки, Эдвин Ландсир, мужские слабости, домашние любимцы, живопись, принц Альберт

Previous post Next post
Up