Считается, что маленькие собачки чисто женская страсть.
Покладистые крохотные существа легко помещаются в сумочке или под мышкой, терпеливо сносят комнатный образ жизни, их можно наряжать в забавные одёжки - в общем, это милая живая игрушка.
«Дама с собачкой» - классический сюжет.
В живописи тоже.
Господа же традиционно появлялись в окружении своры охотничьих псов.
Или с одним псом, но рослым и энергичным.
Однако старинные портреты свидетельствуют: солидные мужчины тоже питали привязанность к маленьким собачкам:
До чего мило.
Этот портрет серьёзного, меланхолично настроенного господина становится несколько комичным, когда замечаешь на стене изображение мадонны с младенцем, чья поза совпадает с позой хозяина и его собачки.
Хотя никакого кощунства и никакой иронии тут не предполагалось.
Картина с мадонной явно помещена здесь, чтобы подчеркнуть набожность мужчины.
Вот ещё один любитель карманных собачек, некий Джованни ди Пьеро Бини:
Он тоже очень серьёзен, быть может, озабочен - нервно комкает носовой платок.
А пёсик чувствует себя вольготно на его рукаве и вполне доволен жизнью.
Знаменитый англичанин XVIII века, Уильям Хогарт, не зря слыл остроумцем.
Из своего автопортрета он - сатирик и моралист в живописи - сделал… натюрморт.
Это редкий образец картины в картине:
Как часто бывало в старинной живописи, каждый предмет помещён сюда не просто так - это символ.
Настоящий манифест художника!
Себя Хогарт написал в домашней одежде, без парика и кружев, обязательных для парадного изображения.
Портрет просто на подрамнике - никаких позолоченных рам, никакой мишуры. Лишь голое, но отменное ремесло и неприкрытая правда.
Зато пафосная драпировка знак приверженности высокой классике.
Тут же лежит палитра (на ней начертана загогулина; это «линия красоты» - очень занимавшая художника формула классической визуальной гармонии).
Стопка книг - атрибут учёности и просвещения.
И вот на таком многозначительном фоне восседает мопс!
Сразу снижая возвышенный тон композиции - «мне ни к чему одические рати».
Это домашний любимец художника. Собака с задумчивой «мордой лица».
Его зовут Трамп.
Тут тоже любимец на коленях солидного господина:
Конечно, этого пса не назовёшь карманным.
Однако нежная привязанность хозяина к лохматому баловню налицо.
А уверенный взгляд (если присмотреться, глаза таки видны!) говорит о том, что эта собачья жизнь удалась.
И ещё один очень серьёзный мужчина в окружении собак.
Правда, совсем не миниатюрных:
Но собаки тут по делу: перед нами снова автопортрет художника.
Это Эдвин Генри Ландсир, именитый английский художник-анималист.
По преимуществу собачник.
Он настолько прославился собачьими портретами, что в его честь даже названа порода пятнистых чёрно-белых ньюфаундлендов.
Таких художник часто делал героями своих картин.
А ещё Ландсир автор, возможно, самого элегантного и необычного изображения мужчины с собакой:
Это Эос (1833-1844), любимая борзая принца Альберта (1819-1861), супруга королевы Виктории.
Атрибуты джентльмена - щегольской цилиндр, трость и печатки - принадлежат, естественно, Альберту.
Принц где-то рядом, а Эос охраняет его добро.
Альберт с 14 лет был неразлучен с этой любимой собакой.
Когда он из поехал в Британию жениться на Виктории, его свита состояла всего из трёх единиц: библиотекаря (принц серьёзно увлекался науками), камердинера и Эос.
В Виктории Альберт нашёл поистине родственную душу.
Помимо прочего, она тоже была страстной собачницей.
Потому бонусом к картинам «мужчина+собачка» пусть будет дама с собачкой.
Тоже работы Ландсира.
Виктория и Эос:
Это первый ребёнок королевы Виктории и Альберта, принцесса Виктория - будущая прусская королева и германская императрица.
Но пока она в колыбели, и преданная Эос трогательно возложила свою длинную морду на принцессины пелёнки.