СИДЯ ДОМА (В поисках Александра фон Бреверна) - часть 3

Sep 09, 2023 22:15

(НАЧАЛО БЫЛО ЗДЕСЬ - КЛИК!)
Беру генеалогию славного семейства Бревернов и ищу: кто из них умер в 1871 году? Никто.
Но есть кто умер годом раньше.


[Дальше!]
"Axel Julius, * Kostifer 1821 VIII. 24., † Nikolaewsk a. Amur 1870 VIII. 23., Kap.; ∞ Anastassia Iwanow, † 1854 V. 21.
1. Anna, *1853 VII. 31.; ∞ 1877 Paul Terjochin, StKap.
2. eine T., jung †."
(Genealogisches Handbuch der baltischen Ritterschaften Herausgegeben von den Verbänden des livländischen, estländischen und kurländischen Stammadels. Teil: Estland. Band III. 1930. Im Auftrage des Verbandes des estländischen Stammadels bearbeitet von O. M. von Stackelberg abgeschlossen 1929-1930. Seite 50.)

"Аксель Юлиус, род. 24 авг. 1821, Костифер [Костивере, Эстония]; умер 23 авг. 1870 г. в Николаевске-на-Амуре, капитан.
Женат на Анастасии Ивановой, умерла 21 мая 1854.
Дети: 1) Анна, род. 31 июл. 1853, замужем с 1877 г. за Павлом Терехиным, штабс-капитаном; 2) дочь, умерла во младенчестве".

В "Российской родословной книге" П. Долгорукова (1856 г.) Аксель Юлиус упомянут как "Юлий Иванович". Он сын Генриха-Иоанна Бреверна, капитан-лейтенанта флота (1775-1850) и графини Марии де Лагарди; родной брат двух генералов: графа Александра Ивановича Бреверна де Лагарди и Магнуса Ивановича фон Бреверна. А по отцу также брат Егора Ивановича (Карла Георга) фон Бреверна, который написал целый четырёхтомник по истории своей семьи, но никаких подробностей биографии Акселя Юлиуса не сообщил. Кроме того, что да, был такой Аксель Юлиус, умер. Всё.


На сайте эстонского архива обнаруживаются фотографии обоих родителей Акселя Юлиуса, всех его братьев, но только не его самого.
Некоторые шероховатости стыковки мы видим: Александр фон Бреверн умер поручиком, а об Акселе Юлиусе сказано, что он был капитаном. Либо неточность сведений, либо он и был капитаном (а уж потом рядовым, а потом поручиком).
Мог ли Аксель-Юлий Иванович перекреститься в Александра? Мог. Например, Людвиг Магнус Фердинанд фон Бреверн, генерал-майор, известен и как Фёдор Логгинович Бреверн, и как Всеволод Фёдорович Бреверн.
"Перекреститься" я пишу в буквальном смысле: наш Александр фон Бреверн был православным.
О Бреверне и его православии упоминает в дневниках и письмах Камчатский архиепископ Иннокентий Вениаминов (ныне святой). Вот что он писал.
"Сначала ехали мы как и по всей Камчатке на собаках, а потом до каменцев на оленях. 15 [января 1851 г.] приехали в первое селение каменцев, живущих близь устья Пенжины, и сверх всякого чаяния нашего они приняли и проводили нас совсем не так, как в 1847 году, о чём мною было замечено тогда в путевом моём журнале, но с удивительным вниманием, услужливостию и угодительностию. Причиною такой их перемены, как они сами сказали, то, что нынешний новый Гижигинский исправник (г. Бреверн) строг и подарков не берёт". (В. В. Крылов. Материалы для истории камчатских церквей. 1909 г. С. 9.)
"С 18-го по 30-е января [1851 г.] проживал я в Гижиге … В настоящее время … проезд чрез селения каменцев сделался легче и безопаснее, при благоразумном и благонамеренном управлении нынешнего начальника Гижиги (г. Бреверна, православного исповедания), и когда можно иметь почти все способы к путешествию, и притом находится человек, готовый на это дело, а местное начальство обещается оказывать к тому все содействие, - при таких обстоятельствах было бы более, чем непростительно не сделать опыта проповеди Евангелия между вышеозначенными инородцами.…" - т. е. речь о том, что Бреверн обещал содействие в крещении коряк. (Извлечение из письма преосвященного Иннокентия, архиепископа Камчатского, к митрополиту Московскому, от 21 мая 1851 года // Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года. М., 1857. С. 372.)
И наконец, письмо архиепископа Вениамина к М. С. Корсакову от 21 апреля 1852 г.
"Г[осподин] Бреверн прислал мне в своем письме письмо на имя Николая Николаевича и незапечатанное, прося меня прочесть оное; и я читал. Но как Вы думаете, хорошо ли он сделал это? Если не ладно, то поправьте его ошибку - запечатайте оное какою-нибудь печатью. А главное, сделайте милость, избавьте его от его помощника. Иначе он его опутает и свалит. А Бреверн, право, не худой. - Вы, кажется, и обещали это сделать. По крайней мере говорили, что можно уехать Крузе из Гижиги, - и сделайте, пожалуста, поскорее". (Матханова Н. П. Письма Св. Иннокентия (Вениаминова) к М.С. Корсакову // Общественное сознание и литература XVI - XX вв. Сер. "Археография и источниковедение Сибири", Новосибирск, 2001. С. 252.)
Как видим, архиепископ хлопочет за Бреверна перед М. С. Корсаковым и, опосредованно, перед Н. Н. Муравьёвым, которому адресовано вложенное письмо Бреверна. Ясно, что не всё ладно в Гижигинском округе (начальники которого слыли стяжателями по умолчанию: взяточниками, бутлегерами, казнокрадами).
Гижига (Гижигинск, Ижигинск) ныне село в Магаданской области. В XIX веке, как окружной центр, считалась городом, несмотря на малолюдность. В декабре 1849 года произошла "реструктуризация": дотоле Гижигинский округ относился к Охотскому краю, а теперь вошёл в новообразованную Камчатскую область.
Автор публикации, историк Н. П. Матханова, делает нам царский подарок, сообщая в примечаниях сведения и о Бреверне, и о его коварном помощнике:
"14Гижигинский земский исправник Александр Иванович фон Бреверн (по формуляру 29 лет, православный, дворянин, уроженец Эстляндии, у родителей 500 душ. В 1842 -1945 гг. в армии, с 1849 в гражданской службе в Восточной Сибири, с 1950 г. на Камчатке. За поездку туда получил чин губернского секретаря. - См.: РГИА, ф. 1349, оп. 5, д. 6880, л. 59-64).
15Помощник гижигинского земского исправника Петр Иванович Крузе. Их конфликт с Бреверном мог быть вызван тем, что Крузе служил в Камчатке почти 10 лет, был старше и опытнее только что назначенного исправника (РГИА, ф. 1349, оп. 5, д. 6880, л. 1-8, 59-64; формулярные списки служащих в Камчатской области за 1852 г.)".

Итак, Александр ИВАНОВИЧ фон Бреверн. На какой момент указан возраст, не уточняется; на момент же встречи с архиепископом Акселю Юлиусу фон Бреверну было как раз 29 лет.
Получается, что двух родных братьев одинаково звали Александрами Ивановичами: А. И. Бреверна де Лагарди и "нашего" Александра фон Бреверна. Ну и что? Вон у морского министра маркиза де Траверсе тоже было два сына, оба Александры Ивановичи. (Эту историю мне Николай Манвелов рассказал, с занимательными подробностями.)

В Гижиге Александр фон Бреверн успел вписать своё имя в мировую науку.
Об этом я предполагаю поведать в следующей части повествования.

Бреверн, Крымская война на Камчатке, История, Разыскания

Previous post Next post
Up