Киттлиц: охота на топорков (акварели)

Jun 13, 2015 23:13



Я уже постил литографии с рисунков Киттлица, посвящённых топоркам острова Старичков здесь Ну так вот и оригинал - акварелька. 
Теперь перевожу текст Киттлица, который сопровождает литографии, но в равной степени относится и к акварелькам.
"Охота на топорков.
Эта картинка составляет сюжетную пару к первой картинке с таблицы 14.
(Вот к этой. Более крупного размера пока нет. - П.К.)


Хотя они разнесены врозь, но лучше читателю рассматривать обе одновременно. Изображены на них разные стороны скалистого острова Staritchkoff, расположенного в океане в нескольких милях от Авачинской бухты. На этом необитаемом острове множество морских птиц откладывают яйца и выводят потомство. Их мясо и яйца высоко ценятся жителями селений близлежащего побережья и составляют значительную статью их промысла. Чтобы их добыть, они отправляются на остров Старичков дня на три-четыре, выбирая тихий летний день, ибо малейшего ветра достаточно, чтобы раскидать и потопить их утлые лодки. Не меньший риск представляют отвесные берега острова и подъём на его высокие скалы, где гнездятся птицы, и несмотря на удивительную ловкость туземцев в этом деле, иные из них (туземцев) гибнут. К сожалению, малое пространство, в которое нам пришлось втиснуть рисунок, и вольность литографиста отдалили картинку от истинной картины. Но видно, что малейшая неосторожность - и несчастный птицелов сорвётся в пропасть, разверстую под его ногами.
Из птиц наиболее многочислен здесь вид тупиков, Alca cirrhata Linn., которых русские называют Mitchigatka или Taporok. Их отличительная особенность - пара светлых хохолков. Эта птица роет в почве, покрывающей скалы, бесчисленные овальные гнезда, в каждом из них находится белое яйцо значительных размеров; у гнёзд мы подстерегали и ловили наседок.
Многочисленны также чайки двух видов: Larus argentatus и Larus tridactylus Linn. Они прячут свои гнёзда и яйца на скалах, для нас совершенно недоступных. Выручает только смелость и ловкость, с которой туземцы преодолевают все препятствия, даже без помощи каких-либо приспособлений, какими пользуются скалолазы Гебридских или Фарерских островов. Пока охотник находит опору для ноги, он бесстрашно взбирается выше и выше, на такую высоту, что и вообразить нельзя без головокружения.
Kittlitz."

В камчатском ТИГ ДВО РАН ещё одна акварель, в альбом литографий не вошедшая.


Пояснения к ней (равно и к другим "старичковским") находим в книге: Лиза Штрекер. Барон Генрих фон Киттлиц: немецкий дворянин на службе Императорской Российской Академии наук. - Культуры и ландшафты Северо-Востока Азии: 250 лет русско-немецких исследований по экологии и культуре коренных народов Камчатки".
First published in Kul’tury i landshafty Severo-Vostoka Azii, edited by E. Kasten,
2010, 61-94. Fürstenberg: Kulturstiftung Sibirien / Norderstedt: BoD.
- Electronic edition for www.siberian-studies.org

Прежде чем отправиться в длительное путешествие в центральную часть полуострова, фон Киттлиц изучает мир птиц в окрестностях столицы. С этой целью 30 июня он посещает остров Старичков.
«Это единственная природная пристань, имеющаяся на острове Старичков вблизи небольшого пресноводного источника. [...] На заднем плане простирается восточное побережье полуострова, которое состоит сплошь из суровых скал, и от которого остров Старичков отдален лишь на две мили. Отсюда можно разглядеть бухту Авачи, а также конусную вершину Авачинской (справа) и Корякской сопки (слева) (Litke 1835: XVI)».
«Тут, в не слишком обильной земле, роют свои норы топорки. Когда мы пришли ранним утром, они сидели наверху между стеблями травы в большом количестве, что создавало весьма своеобразную картину» (II: 211).
Члены экскурсии вскоре убедились, что незадолго перед ними кто-то уже побывал на острове: «Все находящиеся в радиусе досягаемости гнезда морских птиц были ограблены, и мы нашли остатки 100 топорков рядом со свежими следами от кострища». В дальнейшем фон Киттлиц немало удивляется ловкости и мужеству своих спутников «в собирании на крутых склонах птичьих яиц, которые не успели собрать предыдущие гости острова».
Далее автор описывает последствия бесцеремонной охоты на топорков: «Опустошение, которое создаёт частое отлавливание этих птиц в момент высиживания птенцов, должно быть особенно большим, поскольку оно касается только особей женского пола. К моему удивлению, я всегда находил в желудках отловленных самок этого вида только свежую траву, по всей видимости, ту, что растет в непосредственной близости от гнёзд на покрытых травой склонах. Вероятно, самки во время высиживания питаются исключительно травой, чтобы не покидать гнезда более чем на несколько секунд, в то время как летающих вокруг самцов можно постоянно наблюдать плавающими в море и ищущими там свой корм» (II: 217-21).

Изонаходки, Камчатка, Киттлиц, О птичках

Previous post Next post
Up