Птичку жалко всегда и любую. За поеданием курятины эта жалость приобретает характер филистерский (формальный). Но топорки!
Нельзя без умиления смотреть, как работают под водой их ярко-красные лапки, как хлопают по воде маленькие крылышки на взлёте. Без брызг с лёту ныряют в волну, и нельзя угадать, где и когда вынырнут, с целым штабелем рыбы во рту. А ещё они умеют рыть норки. И глуповатая улыбка на их лицах заставляет нас улыбаться в ответ. Хотя какая может быть глупость у такой талантливой птицы? Только одна - они беззащитны перед нами.
Это литография по рисунку барона Китлица, иллюстрирует "Путешествие вокруг Света, совершенное по повелению Государя Императора Николая I, на военном шлюпе Сенявине в 1826, 1827, 1828 и 1829 годах, флота капитаном Федором Литке". Отчёт об экспедиции был выпущен на русском и французском языках, но атлас иллюстраций - только на французском. (Atlas lithographie d'apres les dessins originaux d'Alexandre Postels, Professeur adjoint de l'Université Impériale de St. Petersburg et du baron Kittlitz. Paris, Lith. de Engelmann et compagnie. 1835.)
Ещё одна литография продолжает сюжет:
То есть, дело происходит на острове СтАричков, ныне заповедном.
Глупо, конечно, было бы упрекать Стеллера, что он открыл морскую корову и поэтому её съели (а Стеллер остался жив). Нелепо обижаться на Китлица и на Литке, потревоживших непуганое птичье изобилие. (Тем паче, что я сам родился на берегу пролива Литке - уже этим ему обязан.)
Но птичку - жалко.
Помимо птичек, мореплаватели описывали и зарисовывали моря и берега, жилища и обиход аборигенов. Им принадлежит один из лучших, узнаваемых видов Петропавловска:
Видите слева памятник Берингу? Столб, увенчанный чугунным ядром в цветочке? Он стоял в саду, перед домом начальника. Теперь перенесён. А ещё левее находилась деревянная пирамида, памятник Клерку и Де-Ла-Кройеру... Эге, так может, это он и есть? Честное слово, только сейчас подумал. Но на более ранних гравюрах он без креста.
Весь альбом можно видеть
здесь.
Нашла
fishka_anna. Спасибо, Аня!