Generation Last - I или Как начиналось это (Вторая часть)

Jan 18, 2011 22:09

Приближение второе. Несчастные «первопроходцы».

Быть первопроходцем всегда непросто, тяжело и боязно. Правда, наградой достойным людям, взявшим на себя такую миссию, в случае успешного завершения их предприятия становятся моральное удовлетворение, людское признание, различные награды и почести. Печально, но первые бакалавры, поступившие в наш вуз ( Read more... )

реформа, высшее образование, болонский процесс

Leave a comment

shilyaev January 20 2011, 09:57:34 UTC
Да, прямо страсти Вы рассказываете. Пока могу лишь заключить, что к бакалавриату все шли (идут) своим путем. Видимо, потому что у нас надо все самим обязательно сделать и попробовать, чтобы поверить, что пальцы в розетку совать не нужно. И ваше руководство, видимо, не самый оптимальный путь выбрало, потому что могу сказать, что далеко не у всех путь к бакалавриату был столь драматичным.

Насколько я понимаю проблему, бакалаврам многие и имплементации ни жить, ни быть хотели навесить все те же предметы, что дают специалистам. В итоге, получилось всего понемногу со всеми вытекающими последствиями для квалификации. А надо было некоторые дисциплины вообще выкидывать. Но тут с преподавателями возможен конфликт.

Но все равно могут сказать, что далеко не всюду и везде, где я знаю, и сами бакалавры, и преподаватели относятся с себе/к ним (воспринимают), как сирых и убогих. С другой стороны, все это свойственно любому переходному этапу.

Reply

l_dozent January 21 2011, 09:56:41 UTC
Да, прямо страсти Вы рассказываете.Да нет, это просто наблюдения, субъективные, конечно, как и любые другие наблюдения. Но вот факты - налицо.
Пока могу лишь заключить, что к бакалавриату все шли (идут) своим путем. Это - да, Вы правы, вероятно, у всех свой опыт, но вот чего в нем больше - позитивных моментов, или негатива? Думаю, последнего...
Видимо, потому что у нас надо все самим обязательно сделать и попробовать, чтобы поверить, что пальцы в розетку совать не нужно.
Ой, не нужно, совсем не нужно... Только когда всех нас током ударит, тогда мы это и поймем. Только бы поздно не было.
И ваше руководство, видимо, не самый оптимальный путь выбрало... Да уж, тут тоже в точку... Приоритеты администрации вузов порой лежат не только в плоскости учебного процесса.
Насколько я понимаю проблему, бакалаврам... хотели навесить все те же предметы, что дают специалистам. В итоге, получилось всего понемногу со всеми вытекающими последствиями для квалификации. А надо было некоторые дисциплины вообще выкидывать. Но тут с преподавателями ( ... )

Reply

shilyaev January 21 2011, 11:09:24 UTC
Я вот пытаюсь все-таки уловить, где мы дали маху, и все больше прихожу к убеждению, что вузы сами виноваты во многом. Конечно, наше министерство бесполезное не организовало толком информирования и общения сообщества на тему перехода, но это отдельная тема. Но и вузы сами палец и палец не ударили, чтобы для себя вопрос хоть как-то прояснить, хоть с каким-то опытом познакомиться. Поэтому, конечно, ни о каком рынке труда едином для выпускников таких вузов и речи быть не может. Просто потому, что про эти вузы нигде "за пределами мкад" (у каждого ведь свой мкад есть :) ) не знают: ни что они делают, ни кого готовят, ни как. Да вообще об их существовании никто не знает ( ... )

Reply

l_dozent January 21 2011, 18:33:15 UTC
Но и вузы сами палец и палец не ударили, чтобы для себя вопрос хоть как-то прояснить, хоть с каким-то опытом познакомиться.
Дак это никому, по большому счету, не надо. Думается, начальство не успевает дырки затыкать в отношении традиционного специалитета, а тут еще и бакалавриат. Ручаюсь, у нас, например, даже об этом и не подумали.
(например, МГУ, МГИМО, РУДН и пр.), более или менее все системно делали и с такими ляпами не сталкивались.
А, ну так это же флагманы, там, наверное, тоже проблем хватает, но они, по крайней мере, не боятся московско-министерского чиновничества (или боятся меньше, чем наши "админы").
В целом же система бакалавриата себя оправдывает...Ну да, есть такая позиция. Беда в том, что не все можно оправдать оптимизацией расходов. Эт первое ( ... )

Reply

shilyaev January 21 2011, 18:42:58 UTC
Наши работодатели сами не знают, что им нужно. Кто они? Они с какой планеты? Сидят те же девочки в HR-отделах, которые вчера два слова на экзамене связать не могли, а сегодня они менеджеры, взматерели, видишь ли... Так что работодатели (наши) сами не слишком еще далеко ушли от кустарного способа производства, чтобы пальцы загибать. Пусть сами сначала работать научатся, а то у них пока что-то нет ни одной здравой идеи в этом отношении, кроме как увеличить рабочую неделю. Так что это очень зыбкая практика кивать на рынок труда.

Reply

l_dozent January 21 2011, 20:03:45 UTC
Сидят те же девочки в HR-отделах...Я, в принципе, о том же, но, так сказать, подхожу с другой стороны. Вы, упоминая этих девочек и крупные компании, ИМХО, шибко высоко планку поднимаете. А я вот что имею в виду: сидит директор небольшой фирмы (провинциальной, конечно), сам далеко не семи пядей во лбу (все правильно Вы насчет работодателей говорите), может быть даже со средним образованием (ну, такой, извините, "ровный пацан" из 90-х гг.), рассматривает претендентов на должность (ну, скажем) экономиста. Перед ним два кандидата (один - бакалавр, другой - специалист) и два их диплома. Он смотрит один, смотрит другой... У одного написан нормативный период обучения 5 лет и квалификация - "экономист", у другого - 4 года и "бакалавр экономики". Ход мысли простого парня в директорском кресле: "ну этот пять лет учился, тот - четыре, значит первый, по идее, больше знает и может. Опять же, тот экономист, а этот... Бакалавр? Не, не знаю ( ... )

Reply

shilyaev January 22 2011, 10:14:43 UTC
Он будет иметь место и возможно уже имеет (я не в курсе, не встречался, но и специально не занимался изучением). Но эта ситуация быстро сойдет на нет. Если с бакалаврами наряду продолжали набирать специалистов, то, наверное, им трудно бы пришлось. А так, несколько лет, и привыкнут. Все привыкнут. А пока суд да дело, возможно, подобная ситуация заставит бакалавров получше учиться, чтобы быть более конкурентоспособными на рынке. (Даже не думал об этой стороне вопроса прежде, только сейчас мысль на ум пришла.)

Reply

l_dozent January 22 2011, 10:35:07 UTC
А так, несколько лет, и привыкнут. Все привыкнут.
Привыкнут... Человек, он такой, - ко всему склонен привыкать. :-)
...подобная ситуация заставит бакалавров получше учиться, чтобы быть более конкурентоспособными на рынке.Хм... свежо предание, да верится с трудом. Чем мотивируется хорошая и отличная успеваемость? Прежде всего - ситуативными факторами (стипендия, поощрения со стороны родителей, боязнь осуждения/наказания при ином исходе), затем - желанием иметь "красный диплом". Вот пример: ряд дисциплин я преподаю на первом курсе, ставлю тройки да двойки (куда без них?), новоиспеченные получатели которых тут же в сердцах заявляют: "я иду на "красный диплом", а вы вот его испортили..." и т.п. Я, конечно, смеюсь по-доброму, объясняю, что диплом с отличием - явление крайне редкое, люди не могут "идти на него" с первого курса и т.д ( ... )

Reply

shilyaev January 22 2011, 10:51:02 UTC
Я согласен, при прочих равных условиях эта мера - временное сосуществование выпускников-специалистов и выпускников-бакалавров - не окажет длительного качественного воздействия на рынок, тем более, число студентов у нас будет теперь долго сокращаться, поэтому сам бог велел им быть дефицитным товаром. Но все же... Это ведь бакалаврам устраиваться на работу. Каждому в отдельности и самому лично. И квалификацию свою доказывать.

Что же касается стимулов у студентов к учебе, то многие и ради оценок не учатся. Особенно молодые люди, которым, чтобы не попасть в армию в вузе лишь бы "день простоять да ночь продержаться". Впрочем, об этом я уже где-то когда-то говорил.

Reply

l_dozent January 25 2011, 13:15:10 UTC
Но все же... Это ведь бакалаврам устраиваться на работу. Каждому в отдельности и самому лично. И квалификацию свою доказывать.
Остается надеяться, что докажут... Пока, по моим наблюдениям, в сознании большинства студентов процесс получения знаний в вузе отделен от процесса их практического применения в "рабочих" условиях, т.е. теория отделена от практики. Только к последним курсам они начинают задумываться о том, как надо "доказывать квалификацию"...
"Особенно молодые люди, которым, чтобы не попасть в армию в вузе лишь бы "день простоять да ночь продержаться".
Самая тяжелая категория. Иногда, я Вам так скажу - даже в аспирантуру такие пролазят. Вот как с этим процессом бороться? По большому счету, они не должны получать ВПО, а работать (после армии) где-нибудь в сфере производства (или обслуживания, на худой конец). А мы их вынуждены еще и учить...

Reply

shilyaev January 25 2011, 13:44:10 UTC
По второй части. Бороться комплексно. Но одна из самых действенных мер, как мне кажется, это - отмена всех отсрочек. Для всех. Раз и навсегда. Ладно, раньше служили 2-3 года, это достаточный срок все-таки. Сейчас - 1 год, это - ничто. Никто не переломится, отслужит и поступит. Если захочет. Только, возможно, ума прибавится.

А если из вуза заберут, то за год тоже ничего сложного не случится. Восстановится. При желании. А если нет желания или способностей, то и не место в вузе.

Reply


Leave a comment

Up