Feb 17, 2015 09:52
А мир мести надо. Там, где обитают люди, - это место, а место - это то, что метут. Метла - священное орудие создания мира, поэтому на ней можно летать.
Универсальная космогоническая идея - разрывания хаоса (ничто). Сила начинает разрезать, плющить, разрывать хаос. Хаос это нежить, форма змеи. Кто-то приходит и начинает разрывать змея. Хаос идет как строительный материал для строения структурированного космоса. Метла как ритуальный сакральный предмет. Возможность полета на метле почти у всех народов. На метле летают все кто нипопадя. Конечно, на метле никто не летал.
По загадкам отчетливо прослеживается метла, как ритуальное орудие. Особенно когда метла подметает печь (сакральный центр избы).
Метла является не только космогоническим сакральным предметом, но и применяется в целях ритуальной охраны космоса, структурированного пространства от прорыва хаоса. Убирает деструкцию, проводит черту между человеческим и нечеловеческим, культурным и диким.
«Метла на небе» - комета. Скидывает звезды на землю, опаханные хвостом (метлой) кометы.
Метла связана не только с мифологической идеей расчистки места, но и проведением магической черты между местом и тем, что мы условно можем назвать «не местом». Идея черты, границы, кромки отделяющей свое от чужого, человеческого и нечеловеческого. Магическое проведение черты непреодолимой для чужого, но по факту не представляющей никакой преграды, есть в сказках, былинах. Герои проводят черту вокруг себя, своего дома, произносят магические слова. Эти сюжеты сильно распространены и практически не требуют подтверждения.
Актуализация славянского концепта «место». Слово «место» связано с глаголом «мести». Расчищать пространство. Место это расчищенное, выметенное место, заранее подготовленное для обитания. Нужно отвлечься от метения, как уборки. Первоначально метение мыслилось и осуществлялось не как простая уборка, а как ритуальное действие космогонического характера. Метлой творили мир. Очистка от остатков хаоса и сотворение обитаемого космоса.
Метла, как носитель ритуальной чистоты, отождествлялось с человеком. Метла хранила дом, уподоблялась хозяину дома. При пожаре в деревне его обходили со старым веником или объезжали верхом на метле. Дом обметали веником, чтобы защитить. В христианстве обнесение дома иконой. Икона заместила собой метлу. Лучшей иконой в этом смысле считается «Неопалимая купина», в сущности на ней изображен горящий веник.
Заболевшего ребенка обметали метлой.
Метла магический предмет, отметающий силы хаоса. После выноса покойника помещения выметалось, мусор и метла сжигались. Обычай метения и мытья пола после выноса гроба сохранился до сих пор и является обязательным. Тогда пол не мыли, так как не было деревянного пола.
Ведьмы не просто летали на метле, это было средоточие их магической силы. Умирая, отдавала этот сакральный предмет преемнице вместе с магической силой. В христианстве осмысливается, как профессиональное орудие ведьм.
Однако сакральность метения устойчиво продолжало удерживаться в народном сознании. Из всех видов домашнего труда подметание играет особую роль.
Метла делалась из хвойных ветвей и воспринималась как медвежья лапа.
«У нас под лавкой медвежья лапа», «Медвежья лапа в печку вошла», «Медвежья лапа жар загребает» - метла.
«Лежит косматый старик под лавкой» - метла.
В японской культуре метла является орудием одного из героев. В храмах веник считается священным предметом, украшается камнями, лентами.
В сказке о Кащее, девушка пытаясь узнать где смерть Кащея, украшает сначала веник, потом козла, потом узнает где смерть. Веник и козел это священные предметы.
По китайским поверьям враждебные духи могут быть побеждены с помощью магических предметов. Больше всего для этого подходят метлы и веники.
У опричников Ивана Грозного метла была частью облачения.
«Казанская история» литература 16 века. Казанская царица Сююмбике и снится ей сон. По Казани ходит старый русский монах в ветхой монашеской одежде с метлой и подметает все. Она понимает, что Казани пришел конец.
Агранович С.З.