Печь это модель пещеры. Печь, печать, печаль, пещера.
Любая печь имеет массу смыслов. Печь, как пещера. Начнем сейчас плясать от печки. Вы знаете это выражение? Начнем сначала, то есть. Имеется ввиду не пляска, как развлечение, а ритуальная пляска. Она должна была воздействовать на природу и добиваться каких-то целей. Ритуальная пляска начиналась от центра мира, а печь символизировала центр мира. А дом моделировался, как мир.
Печь - мировое дерево. Крыша - небо. Пол - земля. Подпол - преисподняя. Это буквально так воспринималось.
Хоронили под печью. Конечно, буквально покойников туда не зарывали. Там зарывали выкидыши, послед. Это не выносилось из дома. Горшок, которым омывали тело хозяина дома. Царство мертвых было здесь, под печкой. Любопытно, что во многих славянских языках слово печь обозначало центр дома и смерть.
Существовала оппозиция печь - красный угол. Красный угол христианский центр, более поздний. Печь это модель дома, пещеры, мира.
Печь осмысливается и как человеческое тело. Чинок, устье, щеки, ноги, плечи, хайло.
В печи тесно, а в брюхе просторно (о жадных хозяевах)
В сказках существует печь вне дома, в открытом пространстве. Никому не принадлежит, но полна ритуальной пищи и растоплена.
Устье уподобляется женскому лону. В свадебном обряде было популярно кормление молодых с печной заслонки.
Заслонка - рот. Держать рот закрытым.
Печь модель, как микрокосмоса, так и макрокосмоса. В «ЧГК» был задан вопрос из Вологды «Что вологодский мужчина начинал делать после этого?» Он мерил рост женщины, ширину ее плеч, длину руки, измеряет «от первой пуговки до табуретки» (от груди до промежности). Никто не ответил, а я сразу поняла, что он будет выкладывать печь. Он измеряет будущую хозяйку дома. А последний размер это беременная матка, это чисто ритуальный, сакральный смысл. Ее утроба равна утробе печи.
Печь в которой пекут хлеб и готовят пищу мыслится, как алтарь, место евхаристии. Любая еда мыслилась, как причастие. К тотему, духу пищи. Мы поедаем его тело и уподобляемся ему, это нас объединяет. Если ел с человеком, его нельзя убивать. Это страшное преступление, как бы убиваешь себя.
Сакральность печи зафиксирована и в поговорках, запрещающих срамные речи перед ней. Печь стыдятся даже больше, чем икон. На печи нельзя заниматься сексом. Табу. На печке спали старики и дети. Печь, как алтарь в храме, в ней печется хлеб.
Печь вертикальна, у нее вертикальная топография и она уподобляет ее мировому дереву. Дымовая труба это верхний небесный мир. Топка, хайло, средняя часть это мир земной, человеческий, упорядоченный космос. Подпечье, вход туда оформлялся также как древние могилы. У старообрядцев там действительно хоронили, у обычных людей выкидыши и последы.
Труба связывает жилище с иным миром, куда души мертвых (навьи) улетали подобно птицам. Заслонку закрывали, когда кто-то отправлялся в путь, чтобы вернулся. Пропавшего человека было принято искать, крича в печную трубу, прямо в дым. Возможно, в древности так призывали мертвых. Когда человек умирал, открывали печную заслонку. Низ печи связано с подземным пространством. Под печью живет домовой, соединяющий в себе тотемного зверя и предка. По древнему ритуалу под печью располагался мир мертвых. Заслонка печи преграда на границе жизни и смерти.
Заслонка использовалась в гаданиях девушек на суженого, который воспринимался, как пришелец из другого мира. Во время сватовства девушка вела себя следующим образом. Если не желала выходить замуж, к печке подходить не надо. Если готова, то сесть рядом с печью и начать ее ковырять, отламывая кусочки глины. Ритуальное вредительство свидетельствовало о желании отказаться от своего мира и уйти в другой. Невеста (неведомая) воспринималась как пришелица из иного мира, в конечном итоге из мира мертвых. Ее вхождение в семью было долгим, дней 40 она жила как мертвец. «Будто дремлет». Должна была пройти целую серию обрядов. До недавнего времени на второй день родственники приходили есть куриную лапшу (почему-то из петуха), типа проверяли ее кулинарные способности. Раньше сжигали живого петуха в печи, в жертву предкам. Приобщение к предкам. Предки были в печи везде, как бы ее пропитывали.
Любой контакт с печью нес ритуальный, сакральный смысл. Нельзя подметать в доме, когда хлеб в печи (не будет подниматься). Нельзя давать огонь из печи в праздники. Во время похорон в след за покойником выкидывали головешки из печи.
Казаки выносящие гроб панночки в церковь у Гоголя производят определенный обряд. Вспомните, это очень важно. В кухне все несшие гроб начали прикладывать руки к печке, что делают малороссы увидев мертвеца. Этнографы объясняют это тем, что панночка является «заложным покойником», отпевать еще можно, а хоронить на кладбище нельзя. Ходили слухи о ее ритуальной нечистоте. Они прикасаются к печи выполняя малопонятный уже им ритуал. Они обращаются за помощью, поддержкой и защитой к своим предкам. Прикосновение раскрытых ладоней к печи имело особое значение (независимо от погоды и надобности согреваться). К печи прикасалась и сваха, ритуальное действие.
Агранович С.З.