Во время поминок сохранилось масса обычаев. Не дадут вилку и нож, не поставят бутылку на стол. Всюду вертятся мертвые, которые пришли на пир. Можно поранить\обидеть мертвого ножом или вилкой. Напитки должны стоять на отдельном столе в открытом виде, чтобы мертвые могли пить. Мертвецу отставляют отдельно в стакане. А живым наливают и подают через плечо.
Живые и мертвые едят вместе, постоянно. Надо быть предельно осторожным.
На поминках колево или кутья - ритуальная каша. Многозерние. Пища мертвых. Они должны есть зерно, чтобы потом прорасти, они же хотят воскреснуть. Вы заметили, как современные люди не любят есть кутью? Ее берут чуть-чуть, символически. Но хочешь ты или не хочешь, немножко нужно съесть, приобщиться, это ритуал. До 17 века кутью и варили иначе. Из пророщенных зерен на воде, добавляли меда, она была не вкусной. В 17 веке богатые стали готовить из импортных продуктов из сарацинского пшена (риса и винограда\изюма). В 19 веке ели уже и нищие сословия. У Гоголя собираются к дъячку на Рождество, основное блюдо кутья и к ней выпивка. Основное блюдо. Кутья поедалась нищими. До сих пор едят чисто символически.
Это пища мертвых, а когда-то было тело мертвого. Это забылось. На поминках проявляются древние представления. У интеллигентных людей на поминках вам не дадут ножей и вилок, есть предложат ложками и руками. Не поставят бутылок, дадут стакан через плечо. Повторить не просят, редко. Все очень просто. «Ты не на свадьбе» тебе ответят, если спросить. Люди не знают, но эта информация есть, переносится не расшифрованная. На тризнах мертвые всюду вертятся, ходят, кладут руки на плечи, заглядывают в глаза, общаются, суются. Их не видно, не слышно. Им противно, мы слишком воняем жизнью, но нельзя пользоваться вилкой\ножом можно их случайно наколоть. Поэтому не ставят вокруг себя стаканы с жидкостью. Мертвые жадные до жидкости, все время хотят пить. Они пить ужасно хотят. Напитки надо ставить на отдельный столик, чтобы они могли подойти. Нельзя чокаться. Чоканье, это общая чаша. Они пахнут смертью. Они тянуться, скучают, хотят общаться. Самому умершему ставят стакан и накрывают хлебом. Сейчас на кладбище. Могилы посыпают пшеном. «Для птичек». Ага! Это мертвецам. Это делают атеисты, православные христиане. Христиане считают, что душа отлетела, так зачем ей сыпать пшено? Души возвращаются птицами поклевать. Птицы называются навии.
Вы знаете, что такое на языке музыкантов «жмурки»? «Лабать жмуриков» - играть на похоронах. Жмурки это игра со смертью. Жмурик - покойник. Игра в смерть. У одного завязаны глаза, а смерть слепа.
Ритуал это представления о жизни и смерти. Жизни без смерти не бывает. Биологически смерти нет. Есть жизнь, есть процесс умирания. Смерти, как нечто обратного жизни, не существует. Но в сознании человека все не так, есть мир живых и мир мертвых. Такой же, как мир живых, только со знаком минус, наоборот. Жизнь идет на грани со смертью и переход туда-сюда. Он затруднен, связан с ритуалами. Все ритуалы и вместе с ними праздники, они все на границе с жизнью и смертью. Посвящение тоже. Похороны ведь это праздник. Похороны своеобразная вещь, веселая. Пир, цветы, жертвы, когда-то пляски и соревнования.