То что изложено по ссылке с одной стороны имеет пересечения со всем ранее изложенным, но при этом выглядит предельно эмпирически. Ну, было так, потом так, сейчас эдак. Слишком описательно как-то. И узко... Ну, а соотнесение с цветами ещё более роняет уровень. Ведь меня что подкупает в восточном варианте. Название уровня - это уже целый архив. Отталкиваясь от одного единственного понятия заложенного в название можно размотать длиннющую логическую цепочку. Т.е. это и есть высший пилотаж. Одно слово - целый мир. Это указывает как раз на огромную работу. А тут... Фиолетовый сразу переходит в красный... В чём логика? Типа, я так вижу. Вот это особенно смущает.
Да, там феноменологический подход, и собственно нет динамики. Цветовая кодировка достаточно непоследовательна, но упрощает дискуссию. До цветовой кодировки, они просто буквы использовали. Фактически единственный доступный им инструмент анализа - это мышление по аналогии, что резко ограничивает применимость теории. Качество практики слишком сильно зависит от личного опыта практики. Там даже периодические споры по поводу классификации одно и того же явления возникают.
Но как феноменология социальных контекстов, она достаточно интересна. Жалко, что они путают описание и объяснение и дальше не пошли. Я все таки надеюсь закончить критическую статью про спиральную динамику в ближайшее время.
Спасибо за статью. Дальнейшие материалы я тоже прочитал, буду комментировать.
А вот интересно, если смотреть теорию Коммонса в приложении к практическим наукам, то что там будет соответствовать тем конструкциям, которые Вы ввели при описания уровней. То есть какие там будут (конкретные) иерархии, правила и так далее. В целом в вики (http://en.wikipedia.org/wiki/Model_of_hierarchical_complexity) солидный список областей, где теория сложности наблюдается. Правда из не гуманитарных я там только алгебру увидел, а с точки зрения ИТ гуманитарные не так интересны. У него в книгах что-то есть?
Так как он все-таки гуманитарий, то фокусируется на гуманитарных науках. Нужно быть экспертом в негуманитарных науках, чтобы адекватно оценивать уровень освоения этих областей. Поэтому он тяготеет к гуманитарным исследованиям
( ... )
Мне кажется, было бы здорово вот эту "цветную" типологию связать с психодинамическими теориями развития (начиная ну хоть с Э.Эрикссона) - потому что ложится ведь очень хорошо. (Шизоидно-депрессивная динамика как цикл развития по Гегелю, актуалиируемая и повторяющаяся во всех последующих случаях постановки и разрешения противоречий.) Мне кажется, это позволило бы более строго описать и, главное, ОБЪЯСНИТЬ семантику конкретных ценностей. Формализовать картину.
Правда, в самом психодинамическом/психоаналитическом подходе непосредственной интеграцией с Пиаже, насколько я встречал, нет, но появляются косвенные связи через позднейшую когнитивную психологию.
Про противоречия, немного описано в подробных описаниях уровней (в секциях "Кризис") (доступны по ссылкам в конце статьи и в конце кратких описаний уровней в этой статье).
В целом освоение инструментов в некоторых областях до 4-ой стадии (стадия формальных операций у Ж. Пиаже, стадия моделей и метаправил в рамках модели ИС) происходит где-то в 11-15 лет. До этого возраста (15-16 лет) скорее всего можно будет найти корреляции между моделями. Последующие стадии Ж. Пиаже не изучал. В модели Э.Эрикссона рассматривается вся жизнь, и я не уверен, что есть хорошее отображение на модель инструментов сознания для последующих стадий. В модели Э.Эрикссона скорее социально-системные взаимодействия и рассматривается ортогональная линия развития слабо зависимая именно от когнитивного развития.
Ценности я более детально рассматриваю в сравнении с моделью Спиральной Динамики. Там как раз я пытаюсь связать доступность инструментария и соответствующие ценности.
Меня больше интересует развитие взрослых, и больше интеллектуальная деятельность, так что начальные под-стадии не особо детализировал. Хотя там достаточно много чего можно выделить.
Если брать Фрейда, то он выделял практически те же стадии в общесоциальном развитии (но называл их психосексуальными, из-за своей гипотезы о сексуальной казуальности): Стадии ФрейдаСтадии ПиажеСтадии ИСОральнаяСенсо-моторнаяОбъекты и ШагиАнальнаяДооперациональнаяСочетания и рецептыФаллическаяКонкретных операцийИерархии и правилаПродуктивнаяФормальных операцийМодели и метаправилаНасколько я помню, сам Фрейд не считал нахождение на какой-либо стадии проблемой. Он считал проблемой застревание на какой либо фазе. Неофрейдисты вроде Фромма потеряли эти стадии как вектор развития, и начали считать эти стадии типами личности
( ... )
Comments 23
Reply
Reply
То что изложено по ссылке с одной стороны имеет пересечения со всем ранее изложенным, но при этом выглядит предельно эмпирически. Ну, было так, потом так, сейчас эдак. Слишком описательно как-то. И узко... Ну, а соотнесение с цветами ещё более роняет уровень. Ведь меня что подкупает в восточном варианте. Название уровня - это уже целый архив. Отталкиваясь от одного единственного понятия заложенного в название можно размотать длиннющую логическую цепочку. Т.е. это и есть высший пилотаж. Одно слово - целый мир. Это указывает как раз на огромную работу. А тут... Фиолетовый сразу переходит в красный... В чём логика? Типа, я так вижу.
Вот это особенно смущает.
Reply
Но как феноменология социальных контекстов, она достаточно интересна. Жалко, что они путают описание и объяснение и дальше не пошли. Я все таки надеюсь закончить критическую статью про спиральную динамику в ближайшее время.
Reply
А вот интересно, если смотреть теорию Коммонса в приложении к практическим наукам, то что там будет соответствовать тем конструкциям, которые Вы ввели при описания уровней. То есть какие там будут (конкретные) иерархии, правила и так далее. В целом в вики (http://en.wikipedia.org/wiki/Model_of_hierarchical_complexity) солидный список областей, где теория сложности наблюдается. Правда из не гуманитарных я там только алгебру увидел, а с точки зрения ИТ гуманитарные не так интересны. У него в книгах что-то есть?
Reply
Reply
Мне кажется, было бы здорово вот эту "цветную" типологию связать с психодинамическими теориями развития (начиная ну хоть с Э.Эрикссона) - потому что ложится ведь очень хорошо. (Шизоидно-депрессивная динамика как цикл развития по Гегелю, актуалиируемая и повторяющаяся во всех последующих случаях постановки и разрешения противоречий.) Мне кажется, это позволило бы более строго описать и, главное, ОБЪЯСНИТЬ семантику конкретных ценностей. Формализовать картину.
Правда, в самом психодинамическом/психоаналитическом подходе непосредственной интеграцией с Пиаже, насколько я встречал, нет, но появляются косвенные связи через позднейшую когнитивную психологию.
Reply
В целом освоение инструментов в некоторых областях до 4-ой стадии (стадия формальных операций у Ж. Пиаже, стадия моделей и метаправил в рамках модели ИС) происходит где-то в 11-15 лет. До этого возраста (15-16 лет) скорее всего можно будет найти корреляции между моделями. Последующие стадии Ж. Пиаже не изучал. В модели Э.Эрикссона рассматривается вся жизнь, и я не уверен, что есть хорошее отображение на модель инструментов сознания для последующих стадий. В модели Э.Эрикссона скорее социально-системные взаимодействия и рассматривается ортогональная линия развития слабо зависимая именно от когнитивного развития.
Ценности я более детально рассматриваю в сравнении с моделью Спиральной Динамики. Там как раз я пытаюсь связать доступность инструментария и соответствующие ценности.
Reply
Reply
Если брать Фрейда, то он выделял практически те же стадии в общесоциальном развитии (но называл их психосексуальными, из-за своей гипотезы о сексуальной казуальности): Стадии ФрейдаСтадии ПиажеСтадии ИСОральнаяСенсо-моторнаяОбъекты и ШагиАнальнаяДооперациональнаяСочетания и рецептыФаллическаяКонкретных операцийИерархии и правилаПродуктивнаяФормальных операцийМодели и метаправилаНасколько я помню, сам Фрейд не считал нахождение на какой-либо стадии проблемой. Он считал проблемой застревание на какой либо фазе. Неофрейдисты вроде Фромма потеряли эти стадии как вектор развития, и начали считать эти стадии типами личности ( ... )
Reply
Reply
Reply
Leave a comment