Михайлов снова о троллейбусах

Sep 21, 2015 09:40




Генеральный директор ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов снова посетил радиостанцию «Говорит Москва». И как и в прошлый раз значительная часть интервью руководителя наземного транспорта Москвы была посвящена троллейбусам, как отдельным маршрутам, так и судьбе московского троллейбуса в целом. В частности была озвучена новая версия причин отмены маршрутов и ликвидации троллейбусных линий в Москве.

Ю. БУДКИН: Раз уж мы заговорили об этом направлении, довольно много вопросов, во всяком случае я видел, в интернете по поводу 68-го троллейбуса. У вас был такой троллейбус, который ходил от Авиамоторной в сторону Ивановской, куда-то туда, в районе МКАД. Там расширили Шоссе Энтузиастов, перевешали провода троллейбусные, из-за чего взяли и закрыли троллейбусное движение на этом промежутке. Это не единственный троллейбусный маршрут. «Вы что, боретесь с троллейбусами?», - спрашивают люди.

Е. МИХАЙЛОВ: Я, наверное, из тех немногих людей, кто борется за троллейбусы. И Мосгортранс борется за троллейбусы. Но, очевидно, есть понимание, где троллейбус необходимо, где он нужен, где он уместен и где троллейбус неуместен. Мы действительно занимаемся оптимизацией троллейбусного движения. Основная причина - это то, что отечественная промышленность не может нам предложить современного троллейбуса просто по нормальной цене. Если говорить о троллейбусах и автобусах, автобус сделал очень большой шаг вперёд. И он сейчас в принципе на уровне хороших западных образцов. Нам в принципе есть и нестыдно, наверное, за тот автобус… К сожалению, отечественная промышленность… Мы работаем с ними, мы их пытаемся заставить сделать хороший троллейбус, но, к сожалению, пока всё равно это всё вчерашний, позавчерашний век. Это большая проблема, потому что парк Мосгортранса стареет. И альтернатива - это только морально устаревшие троллейбусы либо иностранные машины, цена за которых сейчас в рублях - это 25-30 млн рублей, в условиях нынешнего курса.


Ю. БУДКИН: Из-за этого, что ли, год назад или когда там построили Покровку с Маросейкой. Говорили, что там будет какой-то особенный троллейбус ходить. А до сих пор автобусы.

Е. МИХАЙЛОВ: Мы сейчас как раз согласовываем ТЗ, мы должны в этом году подписать на поставку 15 троллейбусов с автономным ходом длиной 15 км. Как раз для того чтобы они часто маршрута проходили под контактной сетью, потом выходили на улицы, где контактной сети нет, проходили, снова возвращались под контактную сеть. Мы как раз планируем в тестовом режиме эту работу запустить. Мы в этом плане не уникальный город. Сейчас в принципе большинство городов мира как раз экспериментируют с различными видами электробусов. Либо это автобусы на каком-то полном либо комбинированном ходу, или дизель-электрический, либо там троллейбусы с какой-то ёмкостью батареи и с каким-то уровнем подзарядки.

Ю. БУДКИН: Сейчас можно сказать, когда такие троллейбусы по той же Покровке поедут?

Е. МИХАЙЛОВ: Мы протестировали всё лето электробус, проводили эти тесты. Мы не можем выпустить на улицу с пассажирами. Он не готов, он сырой. И мы сейчас с ЛиАЗом будем дорабатывать. Что касается троллейбусов, то в данный момент мы производим процедуру согласования технического задания, цены контракта с департаментами мэрии города Москвы.

Ю. БУДКИН: Раз уж мы заговорили про Покровку, там же раньше два троллейбуса было, 25-й и 45-й, и вот люди, которые живут на Покровке, говорят: как так мэрия допустила, что раньше мы, к примеру, на 45-м троллейбусе могли спокойно со своей Покровки доехать до Ашана куда-нибудь, куда ходил 45-й, а теперь не можем. И мы должны делать какие-то пересадки. Почему так сделали, что то, что было доступно для людей…

Е. МИХАЙЛОВ: Я этих жалоб не видел, честно говоря. Я у себя посмотрю ещё раз. Но я не видел этих жалоб. 25-й автобус у нас…

Ю. БУДКИН: То, что было раньше троллейбуса.

Е. МИХАЙЛОВ: Да, ходит очень хорошо, очень активно, пользуется очень большим спросом. Мы сейчас рассматриваем возможность… там просто конечная станция, на ней удобно довезти её до Семёновской, там развернуть, чтобы людям было удобнее. Мы наоборот создаём за счёт этого более интересные связи. Да, появятся троллейбусы с большим автономным ходом - мы сможем это сделать через троллейбусы. Опять же, троллейбусы с автономным ходом - всё-таки это сырая технология в условиях того, что может предложить отечественная промышленность.

Ю. БУДКИН: Когда вы длинные маршруты укорачиваете, разве вы не сталкиваетесь с жалобами? Так или иначе, люди предпочитают ехать довольно долго на одном и том же троллейбусе, чем с пересадкой.

Е. МИХАЙЛОВ: Понятно. Но мы не можем создать тысячу беспересадочных связей для совершенно каждого жителя города. То есть, к сожалению, это есть некая данность. И мы всегда смотрим, с тем чтобы та маршрутная сеть, которая есть у нас, имела максимальный совокупный эффект для жителей города Москвы. Да, возможно, для кого-то это станет чуть неудобнее в случае любой модификации. Но мы смотрим так, чтобы для большинства жителей система становилась более удобной.

Ю. БУДКИН: То, что сейчас произошло на Мясницкой - 9-й троллейбус всё-таки будет ходить дальше? Или как?

Е. МИХАЙЛОВ: Да. Пока планируем, что да.

Ю. БУДКИН: Сергей спрашивает про троллейбус тоже: «Скажите, с чего начать? Мы хотим всё-таки инициировать, чтобы троллейбус пошёл в Жулебино и Люберцы. Что делать?».

Е. МИХАЙЛОВ: Жулебино и в Люберцы - это, собственно говоря, Московская область. И обращаться в правительство Московской области либо администрацию города Люберцы. У нас в Новокосино есть троллейбусный парк.

Ю. БУДКИН: Но туда ведь не ходят троллейбусы. Маршрута нет.

Е. МИХАЙЛОВ: В Новокосино есть контактная сеть. Мы сейчас занимаемся тем… То есть её в своё время построили, но не сдали, к сожалению. Это было лет 10 назад, наверное. И сейчас мы занимаемся тем, что просто доводим до ума контактную сеть, доводим до ума тяговую подстанцию, с тем чтобы в Новокосино, в этой части у нас троллейбус появился внутрирайонный. Троллейбус в Жулебино - это уже вопрос отдельный. Наверное, это сложно сделать. Потому что нужно выбрать место и нужно в первую очередь разместить не только провода, но и на самом деле тяговые подстанции.

Итак, вместо портящих вид троллейбусных проводов и узких улиц центра в ликвидации троллейбусных маршрутов в Москве теперь виноваты отечественные производители подвижного состава. Однако, чем конкретно так уж плохи и несовременны все российские модели троллейбусов, почему-то толком не сообщается. (Если кто знает, поясните в коментах.) Допустим есть, действительно, определённые претензии к «Мегаполисам», которые в основном покупал последние годы Мосгортранс. Но ведь помимо «Тролзы» в России и ближнем зарубежье есть ещё несколько производителей троллейбусов. Если, например, так уж прям «на уровне хороших западных образцов» автобусы от ЛиАЗа, то можно попробовать заказать у него и троллейбусы. Благо ЛиАЗ как раз собирался возрождать производство троллейбусов ради их поставок в Москву.

Впрочем, из ответов на дальнейшие вопросы возникает впечатление, что отсталость отечественных троллейбусов в заключается в первую очередь в отсутствии надёжных моделей с большим запасом автономного хода. Такие троллейбусы, действительно, начала пока серийно выпускать только «Тролза» в прошлом году. Однако, пока не начали ликвидировать контактную сеть в центре Москвы и срочной нужды в таких троллейбусах тоже не было. При этом всё также остаётся непонятным, почему прекращены закупки обычных троллейбусов. Даже если они и уступают в чём-то дорогим импортным аналогам, то это не повод их вообще не приобретать уже два года. Это, действительно, повод перевозчику более плотно взаимодействовать с производителями и совместно доводить их продукцию до ума, чем похоже озаботились только сейчас.

Между тем, проблема с нехваткой подвижного состава похоже достигла своего апогея. На проходящих по Нахимовскому проспекту троллейбусных маршрутах №49, 52 и 85 последние пару недель значительная часть выпуска осуществляется в виде автобусов. Впрочем 49-й троллейбус в нынешнем виде, по всей видимости, доживает свои последние дни. Ещё в месяц назад в реестр городских маршрутов ДепТранса были всё-таки внесены изменения, согласно которым он вместо поворота на Севастопольский проспект будет ездить по трассе 52-го троллейбуса до Московорецкого рынка. Также согласно другим поправкам в этом реестре троллейбус № 2 в ближайшее время будет обрезан до метро «Александровский сад».

Ю. БУДКИН: Вот тут много вопросов. Я даже за эфиром пытался сказать. Какая-то путаница. Судя по всему, с этой путаницей надо разбираться. Что за 10-й троллейбус, вместо которого выходит 10-й автобус, который ходит очень редко, а в Яндекс.Транспорте не отслеживается? Елена пишет: «Дайте нам доступ к центру. Верните». Вы можете как-то это прокомментировать?

Е. МИХАЙЛОВ: Я посмотрю, что коллеги имеют в виду. Просто 10-й троллейбус, который был, он вообще не пользовался спросом пассажиров. И мы не получаем жалоб на отсутствие этого троллейбуса. Сейчас, если он появился, что там есть с точки зрения транспортных связей, и, конечно, мы никогда не отменяем общественный транспорт, никогда не изменяем траекторию движения, если там не возникает альтернативной транспортной связи. Мы либо её создаём, либо она там уже есть.

Логика руководителя Мосгортранса просто потрясающая: если он не получает жалобы на отсутствие троллейбусов, их можно смело ликвидировать. Собственно это было лейтмотивом всего интервью, ибо этот тезис несколько раз повторялся и по поводу других отмен и укорачиваний маршрутов. Так что вывод простой: не хотите, чтобы ликвидация троллейбусов в Москве продолжалась и отменили нужные вам маршруты, пишите жалобы в мэрию Москвы и Мосгортранс. Образец обращения и более подробные инструкции можно посмотреть в статье «Как спасти московские троллейбусы?».

Евгений Михайлов, Мосгортранс, Электробусы, Троллейбусы

Previous post Next post
Up