Оригинал взят у renatar в Репортаж с крыши Миланского собора Покажу еще одну фотосерию от нашего фотокора, правда, обработанную очень необычным способом (а почему - увидите под катом ;-) Дело происходило почти три года назад, в итальянском городе Милане, куда мы приехали в составе организованной экскурсии. Общий отчет о той экспедиции был тут. Вернее, экскурсии как таковой не было - дали два часа на осмотр города, и всё. Два часа! В Милане! В общем, все кто куда, а мы вдвоем спуртовали от замка Сфорца, где была стоянка автобуса, в сторону Дуомо, знаменитого миланского собора. Там есть возможность подняться на крышу. Но я, как и пани Иоанна Хмелевская, не люблю лестниц и преодолеваю их не быстро. Поэтому, чтобы не терять времени, фотокор пошел штурмовать их один. Что он увидел там, наверху, и предлагаю вашему вниманию. Заодно расскажу, как что называется из архитектурных деталей. Фотографий получилось много, поэтому часть будет под спойлерами.
2. Символ города - Миланский собор (Duomo di Milano) построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 г. при герцоге Джан-Галеаццо Висконти, завершилось лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона было закончено оформление фасада. Некоторые детали доделывались и позже, вплоть до 1965 года. Посвящен Рождеству Пресвятой Девы Марии.
3. Считается пятой по величине церковью в мире (после соборов в Ямусукро, Риме, Лондоне и Севилье). Соответственно он четвертый по величине в Европе после уже упомянутых соборов св. Петра в Ватикане, св. Павла в Лондоне и Севильского собора. По вместимости среди готических храмов уступает только Севильскому, а среди итальянских храмов лишь собору св. Петра в Риме. Общая длина храма - 158 метров.
4. Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился несколько веков: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 г. при легендарном правителе Джан Галеаццо Висконти, а проект фасада, законченного в 1813 г. Карлом Амати, утвердил Наполеон в 1805 г. Здесь перечислены все архитекторы собора, а было их больше 70-ти. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал всё же итальянец Симоне де Орсениго. В течение 10 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 г. собором не занялся Джунифорте Солари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными для того времени ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный в основании купол.
5. В 1417 г. главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 г., после того как его торжественно открыл кардинал Карло Борромео, будущий святой. Более подробно о соборе хочу рассказать отдельно, поэтому не показываю пока фасады в исторической ретроспективе.
6-7. Переходим сразу к крыше. С улицы по лестнице с 500 ступенями от северной стены храма или на лифте со стороны апсиды можно подняться на крышу собора, откуда открывается вид на город. К лифту стояла огромная очередь, поэтому выбор был очевиден. Некоторые лестницы, которые встретятся по пути.
8. Немного информации: Время работы крыши Дуомо: С ноября по апрель - ежедневно с 9.00 до 19.00, последний подъем: в 18.15 (продажа билетов закрывается в 18.00) С апреля по октябрь включительно - с 9.00 до 21.30, последний подъем 20.45 (продажа билетов до 20.30)
9. Цена билета: 12 евро - подъем на лифте, 7 евро - по лестнице. Билеты за полцены - детям с 6 до 12 лет, инвалидам и сопровождающим. Детям до 6 лет - бесплатно.
10. С крыши открываются хорошие виды города и его окрестностей вплоть до Альп в хорошую погоду. На паре достопримечательностей остановлю ваше внимание.
11. Чуть южнее Соборной площади высится башня, чем-то напоминающая красный карандаш. Это церковь св. Готтарда. Построена в качестве герцогской часовни Аццоне Висконти в 1330-1336 гг. Первоначально была посвящена деве Марии, но Висконти страдал от подагры и церковь посвятили св. Готтарду из Хильдесхайма, покровителю больных подагрой. Проект был создан архитектором Франческо Пекорари из Кремоны. На восьмиугольной колокольне были установлены первые общественные механические часы в Милане. Интерьер был восстановлен в неоклассическую эру Джокондо Альбертоли. От прежней церкви сохранилось «Распятие» школы Джотто, полотно «Святой Карл Борромео» Джованни Баттисты Креспи и "висячий" саркофаг Аццоне Висконти.
12. Один из самых знаменитых итальянских небоскребов - башня Веласка названа так по площади в честь испанского губернатора Хуана де Веласко. Построена в 1956-1958 годах по проекту Энрико Перессути, Джана Луиджи Банфи, Эрнесто Натана и Лодовико Бельджойозо. Должна была закрыть собой разрушенную во время войны застройку. У башни 26 этажей, высота 87,5 м, с техническими сооружениями 106 м. Облик здания восходит к формам средневековой ломбардской архитектуры - верхние этажи по площади превосходят нижние и поддерживаются специальными опорными балками, что напоминает старинные замки. В свое время башню называли как самым уродливым строением Милана, так и шедевром инженерной мысли. Ныне здесь верхние этажи отведены под жилые апартаменты, а на нижних располагаются офисы и магазины.
13-14. К сожалению, погодные условия не благоприятствовали фотосъемке, было пасмурно и небольшая дымка. Но главное в крыше - это ее детали. И чтобы их можно было получше рассмотреть, большинство фотографий пропустила через специальный фильтр, подчеркивающий детали. Получилось похоже на архитектурный скетч, рисунок. Но так даже нагляднее, обычных фото в интернете много, а вот в такой подаче я еще не видела.
15. Вся крыша состоит из множества деталей устремляющихся вверх - как пишут в интернетах, «каменный лес» из 135 мраморных башен и башенок, делающих собор воздушным и передающих настроение готической архитектуры. Иногда их называют мраморными иглами. Но это непрофессионально - так их называть. Это в данном случае правильно называть не башенками, а фиалами.
16. Стержень фиала называется пинакль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum - крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре - декоративная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить ее сдвиг.
17-18. Аркбутан (фр. arc-boutant) - наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора от сводов постройки на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами основного объёма здания. Применение аркбутанов позволяло значительно сократить размеры внутренних опор, освободить пространство здания от лишних колонн, увеличить оконные проемы, а также пролеты сводов. Такие полуарки в декоративном плане придают ощущение ажурности и легкости всему зданию.
19. Шпиль фиала украшен зубцеобразными декоративными элементами. Называются они краббы.
20-21. Крабб (нем. Krabbe) - крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре. Выполнен чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах и других элементах готических зданий.
22. Крестоцвет (нем. Kreuzblume) распространенное в готической архитектуре украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов, щипцов. Строго говоря, термин «крестоцвет» (Kreuzblume) точно определяет лишь одну наиболее распространенную форму этого декоративного элемента.
23. В качестве более общего названия используется термин «флерон» (фр. fleuron от фр. fleur - цветок), поскольку в ряде случаев цветок не имеет крестообразной формы. Однако повсеместное распространение в украшении готических храмов получила именно крестообразная форма, несущая определенное символическое значение и представляющая в профиле, откуда бы ни смотрел зритель, форму креста.
24. Хотя формы эти готические, основное убранство крыши было возведено уже в XIX веке, являясь по сути уже неоготикой, возрожденной как раз в этом столетии.
25. Еще из готико-неоготических деталей. На этом фото можно увидеть ажурный фриз с крестоцветами:
26-27. Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной или под небольшим углом полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
29-30. Треугольный элемент - вимперг (нем. Wimperg от Windberg - защита от ветра) - остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами.
32. Есть у собора и ренессансные элементы - здесь не последнюю роль сыграл Леонардо да Винчи, который консультировал архитектора Солари еще на этапе проектирования. В Амброзиане хранятся рисунки Леонардо некоторых архитектурных деталей строившегося собора.
33-34. Рог изобилия и вообще тема плодов - явно ренессансный мотив:
35. На осмотр крыши советуют оставлять не меньше часа, а в идеале - два. Это не просто смотровая площадка, наверху ждут целые улицы, лабиринты, лестницы, балкончики... целый большой сказочный мир, непривычный и оттого завораживающий.
36-37. Крышу можно обойти по всему периметру и в мельчайших подробностях в разных ракурсах рассмотреть статуи ангелов, химер, библейских персонажей:
38. Всего, по некоторым источникам, Дуомо украшают 3400 статуй, не считая горельефов, из которых 2245 (по др. сведениям, более 2300) различных и весьма примечательных скульптур расположены на крыше.
39. Это и статуи святых, здесь в частности, св. Варвары, как можно прочитать на консоли скульптуры:
54. На украшающих здание деталях изображено много лиц из средневековья. Можно предположить, что большинство из них - это спонсоры строительства и их семейства.
55. А вот эта фигура - статуя Джан-Галеаццо Висконти, исполненная Кристофоро Солари в 1404 г. Это копия, оригинал находится в Музее миланского собора в восточном флигеле Королевского дворца.
56. Королевский дворец виден на этом фото. Неоклассическое здание находится на месте старой городской ратуши и обращено к южному фасаду собора. Подробнее о дворце как-нибудь в другой раз:
57. Некоторые женские фигуры, находящиеся на центральном балконе фасада считаются похожими на нью-йоркскую статую Свободы, и вполне резонно считаются ее прообразами. Фасады потом покажу, а пока другой женский образ:
58. Слышала, что на одном из шпилей должна стоять фигура Наполеона, который внес огромный вклад в строительство Миланского собора и одним рывком практически довёл это строительство до конца. Возможно, это она, а может быть и нет.
59-60. Настолько изящно выполнена каждая скульптура, движения, выражения лиц, мимика, и детали одежды, что хочется просто стоять и любоваться этими произведениями искусства:
61. Восьмигранный ажурный барабан был поставлен в средокрестии зодчим Амадео на рубеже 15-16 веков. На барабане в 1765-1769 гг. возвели 106-метровый шпиль (по др. сведениям, 108,5 м). Чуть позднее его увенчала четырехметровая статуя Девы Марии ("Мадоннины") из позолоченной бронзы, работы скульптора Джузеппе Перего. После этого появился декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города.
нельзя судить о Миланском соборе, не поднявшись на его мраморную кровлю. Переходя по крыше боковых нефов, поднимаясь по лестницам на крышу центрального, а затем - на башню, постоянно чувствуешь необычайную силу этой архитектуры, мощную и в то же время утонченную, напряженную и по-своему гармоничную. Рациональность основных элементов архитектуры чувствуется постоянно, ибо при всей своей сложности они прослеживаются всегда с исключительной ясностью. Но это не привносит ни сухой функциональности, ни аскетичности: те же архитектурные формы, выполнив свою конструктивную роль, преображаются как бы от переизбытка сил, распускаясь цветами причудливого скульптурно-архитектурного декора. При этом каждый поворот, каждый шаг открывают поразительное богатство быстро сменяющихся архитектурных картин. Готический собор всегда воспринимается как живое существо, в вечном росте то быстром, то едва заметном. Он исполнен духа становления материи, подчас кажущегося самопроизвольным, растительным. Эта архитектура и поднимает человека, увлекая его своим порывом ввысь, и как бы растворяет его в своих стремительных ритмах, подчиняет себе. В.Н. Прокофьев, По Италии, «Искусство», М., 1971 г.