Стокгольм - Северный музей. Часть первая, посудная.

Nov 11, 2017 18:31

Оригинал взят у solnuha в Стокгольм, день для мамы - Северный музей. Часть первая, посудная.
Это был такой уговор: мама и Варя развлекаются по очереди, поэтому на следующий день Северный музей был моим на столько, на сколько я того захочу. Чего хочет папа выяснить не удалось - он загадочно улыбался и снисходительно смотрел на своих спорящих дам.
Ясное дело, меня несло в залы с фольклором, посудой и текстилем. И еще немножко с куклами и игрушками прошлых времен. Барбарка честно терпела сколько могла, а потом просто ложилась на пол в знак протеста и пела песни. Но я точно знала, что в шведских музеях можно а)кататься по полу хоть колобком, б)быть скучающим ребенком, потому не обращала на чадо никакого внимания. Папа подстраховывал как мог.

Ну и пара слов про то, что под катом и вообще во всем моем ЖЖ.
Мне чертовски приятно, что вы меня читаете и даже иногда комментите! Но тырить, копировать, копипастить и репостить материал отсюда без моего на то письменного разрешения нельзя!
По роду своей деятельности я никак не связана с фотографией, журналистикой и работой переводчика, поэтому каждый пост отбирает много времени и сил. Вспомните про авторское право и ведите себя прилично!

Итак, Nordiska Museet



Ручка на входных дверях, хочу такую же домой!



Ребенок с печальным лицом подошла к ковру на стене гардероба и повелела ее сфотографировать:)



А это сам король Густав I Васа, статуя которого установлена в холле музея. Фигура вырезана из дуба Карлом Миллесом и подарена жене Ольге. Кто бывал в Миллесгордон, тот знает, что это была ОЧЕНЬ ТЕРПЕЛИВАЯ ЖЕНЩИНА. Я бы давно выставила такого муженька из дома. Ну да не будем отвлекаться ^__^.



Текущая сменная экспозиция: «Полосы. Ритм. Направление».
Пара фото просто для настроения












И наконец-то зал с посудой... кругом тьма-тьмущая, тусклые желтоватые лампочки подсвечивают экспонаты, вспышку включать нельзя.
Поэтому постараюсь компенсировать унылость картинок историями про шведский стол трех веков: 17-го, 18-го и 19-го.

17 век. Роскошь и изобилие
Праздничный ужин включал 3 или 4 вида блюд: молочного поросенка, щуку, жареного лебедя, голубей, пирог с малиной, праздничный торт и устриц. Вкус блюд колебался от пикантного до сладкого, и был пряным, избыточным и острым.
Мужчины и женщины сидели за одним столом, а не раздельно за двумя разными столами как в 16 веке. Вдоль стены стоял буфет с напитками: пиво и вино пили из серебряных, оловянных или стеклянных кубков. Виночерпии должны были первыми пробовать напиток, чтобы убедиться в том, что тот не отравлен.
Убранство стола должно было быть прекрасным и поражающим воображение, непременно с жареным лебедем посередине. Свернутые красивые салфетки служили лишь декором, гостям выдавали для пользования простые. Вилки были новшеством и люди ели просто из оловянных тарелок, ножи использовались только для нарезания хлеба или мяса.



Все хорошо, что хорошо кончается
Десертный стол с позолоченным марципановым тортом был великолепным финалом вечера. Изящные серебряные вазы манили засахаренными цветами, марципаном, сливами, вишнями и яблоками, орехами и жареным миндалем. Сладости привозили из кондитерских больших городов.
Регулирующий расходы закон предписывал различным социальным классам свое оформление десертного стола: фермеры могли подавать только орехи и засахаренные в меду фрукты, в то время как знать могла подавать все, что бы ни захотела. Никто даже представить не мог насколько сахар вреден для здоровья - его прописывали как лекарство и продавали как медикамент.
При более детальном изучении стола можно увидеть библейские мотивы и персонажи в посуде, также покрытые золотом.



Середина 17-го века. История описана Йоханом Экебладом, послом Швеции в Париже времен Людовика XIV. Датирована 1685 г.
Эта деревянная тарелка использовалась отцом посла Кристофером Йохансоном Экебладом (господи, надеюсь я правильно написала) до самой его смерти в 1664 году, а затем служила сыну на протяжении 20 лет. После чего треснула. За свою долгую службу была убрана в сундук на хранение.



Только для мужчин
Шведская Восточно-Индийская Кампания была основана в 1731 г. для торговли с восточной Азией. Огромные корабли везли домой дорогой шелк, фарфор, чай и арак. И новый напиток - пунш.
Название «пунш» произошло от индийского слова «пять» и обозначало смесь сахара, воды, чая, лимона и арака. Пунш разливли серебряным ковшом из огромных китайских фарфоровых чаш или чаш из шведского фаянса. И он мог быть выпит как в горячем, так и в холодном виде.
Напиток быстро набрал популярность: новым развлечением мужчин по вечерам стали карты, курение и пунш.



Посуда 1733-1748 гг. Фаянс, стекло, серебро и позолота.



18 век. Цвет, дизайн и изысканность
Гармония и симметрия на столе были типичны для 18 века, цвета блюд так же непременно должны были сочетаться между собой. Этот праздничный стол накрыт в соответствии с кулинарной книгой Джоан Винберг (1761 г.) Композиционно блюда выстроены на столе вокруг центральной скульптуры. Здесь мы можем найти испанский пирог, говядину, индейку, глазурованную ветчину, заливное, артишоки, французские бобы и грибы с раковыми шейками, скатанными в аккуратные шарики-«яйца» - было крайне модно заставлять продукты выглядеть чем-то, чем они не являлись на самом деле.
Стол сервирован фаянсовым сервизом работы Рёрстранда и серебряными приборами. На столе нет посуды для питья: любой, кто хотел пить, подзывал слугу, который на серебряном подносе подавал наполненный вином бокал.



Только для дам
После обеда в лучших домах Швеции витали новые экзотические ароматы - наступало время чая. Женщины наслаждались чаепитием и самым спокойным часом дня. Чай подавался с сахаром и сливками, чайник стоял на горелке, чтобы поддерживать воду горячей.
Интерес к Китаю и Востоку вызвал вспышку популярности чаепития. Китайщина «шинаузри» - европейская интерпретация китайского дизайна, - стала популярна в мебели и интерьерах.
Маленький чайный столик накрыт китайским фарфором: чайник, чашка и сливочник, банки для чая и чаша для использованных чайных листьев - предшественница чайного ситечка. Ложка, пересекающая чашку, говорит о том, что чаепитие леди закончено.



Поднос в китайском стиле, модель Чиппендейла. Из Англии, 1840 г.



Выпьем перед обедом?
В одном из углов обеденной комнаты располагался стол, накрытый, хлебом, маслом, сыром и селедкой - здесь собирались мужчины в ожидании обеда. Они запивали закуски пивом и крепким шнапсом, разновидностей которого было множество: со вкусом аниса, тмина, лимона и горькой полыни.
В конце 18 века стол со шнапсом стал распространенным явлением перед принятием пищи. Иногда к мужчинам присоединялись дамы, но у них был собственный стол, накрытый сэндвичами и фруктовыми ликерами.
В 19 веке к шнапсу добавилось множество маленьких блюд - так родился классический «шведский стол», который стал особенно популярен на железнодорожных станциях.



Cупница с подставкой, мелалл, узор в "северном стиле". Д.Дж. Карлсон, Густавсберг 1877.



Полуденный перекус
Настенные часы показывают 5 минут пополудни. В квартирах среднего класса сервирован завтрак. Особенный час и новое модное явление - приостановить тяжелую работу, чтобы поесть.
Красивый старый оловянный сервиз уже использовался ежедневно. Овсяная каша подавалась в котелке для дичи. В кувшин наливалось молоко или вода с патокой - так называемый «напиток к овсянке». Сервировка напоминает популярный ныне завтрак в отеле, где каждый сам наполняет тарелку, а потом садится за стол.
Сбоку находится блюдо с жареной сельдью и вареным картофелем. И если сельдь была традиционным блюдом со времен средневековья, то картофель еще только становился основным блюдом в рационе шведов. Завершал трапезу кофе.



Слева: графин для шнапса, чеканка, резьба. Представлен фабрикой Коста в 1890 г., но был распространен и в 20-м веке.
Справа: не помню что, но симпатично.



Вечер с помпой и великолепием
Стол состоятельного среднего класса блестел и сверкал, обещая пришедшим незабываемый праздник. Эту роль выполняли лежащие рядом с тарелками меню, написанные на французском.
Гостей обслуживали слуги во фраках и горничные в черных платьях и белых фартуках. Блюда подавались горячими, одно за другим. В меню ужина были фаршированная курица в бульоне, пирожки из слоеного теста, тушеное филе тюрбо, стейк из оленины, фаршированный бычий язык, жареные рябчики, террин из гусиной печенки, спаржа, английский сливовый пудинг, мороженое, сыр и фрукты.
Центральную часть стола занимала платформа из позолоченной бронзы и зеркального стекла, уставленная хрустальными вазами с фруктами и орехами. Посуда сделана из полевошпатового фарфора, а приборы из серебра. Вилки лежат зубцами вниз на французский манер, в сервировке изобилие бокалов - каждое блюдо сопровождалось подходящим вином в новом бокале.



7 видов бисквитов
В конце 19 века кофе становится альтернативой приглашению на ужин. Это была возможность социализироваться в более неформальной обстановке. В этот период новые технологии и ингредиенты пришли на кухню: металлические плиты с духовками, прессованные дрожжи и пекарский порошок. Добавьте к этому муку тонкого помола, сливочное масло, яйца, сахар, миндаль, специи и вы получите все, что нужно к кофейному столу.
К хорошему кофе (на который могли пригласить по случаю дня рождения или после поминок) подавались пшеничный хлеб, бисквиты и печенье. Полагалось выставлять не менее 7-ми видов бисквитов, и гости были обязаны попробовать каждый из них!



За кадром остались моря и океаны посудной красоты, но Барбарка уже подвывала. И мы сменили обстановку и двинулись в сторону традиционных ремесел и текстиля.

Продолжение следует!

МУЗЕЙ, швеция

Previous post Next post
Up