Оригинал взят у
conjure в
Тюльпанная лихорадка, Мария Сибилла Мериан и Куда исчезли пламенные тюльпаны, Часть IIЕсли вы пропустили начало рассказа о событиях и художниках вокруг прекрасного фильма «Тюльпанная лихорадка», то вы можете прочесть (в основном посмотреть)
первую часть здесь.
Мы остановились на том, что по фильму художник Ян ван Лос изображает тюльпаны рядом с такими типичными мотивами жанра Ванитас, как череп. Я повторюсь ещё раз, что Ванитас (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи Золотого века, аллегорический натюрморт.[14][15] Такие картины художникам заказывали с большим удовольствием по довольно разным причинам: дань моде, из соображений престижа или как возможность продемонстрировать состоятельность. По свидетельствам многих источников, чисто декоративную роль подобные произведения искусства в то время не играли.
Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год
Питер Клас (Pieter Claesz 1597-1660), Ванитас-натюрморт с автопортретом, 1628г., масло по дереву. Кстати, Питер был родом из Хаарлема, о котором я рассказывала в прошлом посте, и был одним из представителей Хаарлемской школы живописи в Нидерландах.
Сейчас можно прочесть, что по символике Ванитас тюльпаны олицетворяют беспечность и алчность. Виной тому «Тюльпанная лихорадка». Поэтому в поздних картинах жанра Ванитас появилось много роз (символ любви) и мыльных пузырей (символ краткости жизни), но почти полностью исчезли тюльпаны. Никто не хотел казаться глупцом. Хотя до обвала тюльпанной биржи в Алкмаре в 1637 году, тюльпаны были символом неслыханного богатства! Потому что цена за них была высокой настолько, что нидерландские состоятельные женщины украшали себя тюльпанами вместо золота и драгоценностей.[1]
Питер Сион (Peeter Sion 1620 - 1695), «Суета сует», масло по дереву
Как я уже говорила ранее, в фильме круг замыкается на том, что художник Ян решает бежать с возлюбленной, ему нужны деньги, а заработать их можно куда быстрее на торгах луковицами, чем живописью. В некоторых источниках я встречала фразу, что в фильме «Тюльпанная лихорадка» рассматривается судьба Рембрандта. Потому что это он писал тюльпаны, и он так проигрался на бирже, что умер в нищете [10][23]. Если честно, не припомню, чтобы в биографии Рембрандта были какие-то авантюры, связанные с торгами луковицами. Особое увлечение тюльпанной живописью в его творчестве тоже не просматривается. К тому же примерно в период трагедии в Алкмаре Рембрандт женился на очень состоятельной Заскии и, судя по рассказам современников, в средствах не нуждался. Я могу, естественно, ошибаться, потому что читала книгу о Рембрандте подростком и не считаю себя экспертом по Рембрандту. Не исключаю, что он пытался подзаработать - соблазн ведь был очень велик. Но все свои деньги он оставил вовсе не там, где утверждают некоторые источники. На долю Рембрандта выпали очень тяжёлые жизненные испытания: за достаточно короткий период времени он потерял двоих детей, жену и мать. Огромные долги за ипотеку и взращивание сына-младенца в роли отца-одиночки. Потом снова женитьба, новый ребёнок и весьма расточительный образ жизни. Всё это очень сильно отразилось на продуктивности, продаваемости и репутации художника. Более того, вопреки известности при жизни и популярности работ Рембрандта у коллекционеров, его манеру письма жёстко критиковали, а работы считали ужасными.
Я специально не поленилась и нашла жизнь Рембрандта в датах. Оказалось, что обанкротился он в 1656 году. Чёрная пятница Алкмара с лопнувшим мыльно-тюльпанным пузырём случилась в феврале 1637 года. То есть понимаете да, что там почти 20 лет между событиями.[24] Так что все эти названия "пламенные тюльпаны Рембрандта", потому что именно он проигрался в «Тюльпанной лихорадке» на бирже или написал очень много тюльпанов для заработка - обычный маркетинговый трюк. Привязка к знакомому имени для более простого распространения новых сортов тюльпанов. Поэтому оставим судьбу Рембрандта и вернёмся к Якобу Маррелю. Он действительно имел прямое отношение к событиям «Тюльпанной лихорадки», хотя был умницей и остался при своих средствах.
Когда-то круг, как и для героя фильма Яна, так же замкнулся и для немецкого художника-графика Якоба Марреля (Jacob Marrel, 1614-1681), которого я упоминаю в первой части моего рассказа. По словам доктора наук и исследователя экономических аспектов истории Мартена Ян Бока (Dr. Marten Jan Bok) [1], Маррель быль художником-графиком, который создал самое большое количество рисунков, гравюр и картин различных сортов тюльпанов. В архивах города Утрехт, который был, как я упоминала ранее, одим из крупных центров нидерландской живописи в 17 веке, нашлись доказательства бесчисленных произведений Марреля.
Ванитас-мотив руки Якоба Марреля. Jacob Marrell, Vanitas Still Life
Якоб Маррель, Натюрморт с вазой цветов и мёртвой лягушкой, 1634, 40х30см, холст, масло.
Всё в тех же архивах Утрехта существует свидетельство того, что для того, чтобы писать свои работы, Якоб снимал у одного торговца цветами небольшой дворик и возделывал там свой небольшой сад. Цветы на его работах писаны в большинстве случаев с натуры. Художник сам выращивал диковинные цветы и рисовал их на продажу. Причём сад этот держался в большом секрете и для того, чтобы защититься от воров луковиц, и для того, чтобы спокойно заниматься экспериментами и рисунком.
Jacob Marrel (1634) "Still life with a tulip, anemones, lily-of-the-valley, caterpillar, butterfly and other insects on a wooden ledge’ oil on panel
Вообще здесь нужно отметить, что для рядового горожанина явление «сад для удовольствия» было достаточно новым в 17 веке. Как правило, сады среднего класса имели конкретную цель - прокормить семью. Там выращивали овощи и фрукты, возделывали огородные грядки и использовали землю максимально по назначению и исключительно из практических соображений.
А тут вдруг такое нововведение - сад красоты и наслаждения ради. Если вы думаете, что возделывание таких садов было простой данью моде, то в какой-то степени окажетесь правы. Ведь мода на красивые сады у простых горожан именно в Нидерландах пошла от того, что выставлять своё богатство напоказ в виде золотых цепей и перстней считалось постыдным. Поэтому богатые горожане нашли более изысканные пути продемонстрировать своё благостояние. Наряду с очень простой на вид, но весьма дорогостоящей одеждой богатые люди Нидерландов стали заводить сады, наполненные красотой, а не едой. В Нидерландах того века именно дворики в зелёно-цветочном убранстве были признаком богатства и изысканности его хозяина. Ведь только истинно богатые люди могли позволить себе не использовать дорогостоящие клочки земли для выращивания урожая.
Итак, Маррелю было известно, что его сад - это роскошь. Но в его случае роскошь совершенно необходимая. Ведь художник довольно быстро заметил, что на живых цветах и луковицах можно заработать куда больше денег. В его домовых книгах нашли свидетельства того, что он пытался сам скрещивать тюльпаны, чтобы вывести новые диковинные сорта и продать подороже на бирже. Однако результаты были не очень примечательными. К счастью Маррель довольно быстро понял, что биржа - это не про него, и посвятил себя живописи и графике, пусть и довольно тесно связанной с «Тюльпанной лихорадкой».
Jacob Marrel (1614-1681), A Still Life of an Overturned Glass Vase with Flowers and Flying Insects, Fairfax House
Именно состоятельность и благоразумие Марреля привели его несколько лет спустя назад на Родину - во Франкфурт-на-Майне, где судьба свела его с потрясающей женщиной по имени Сибилла. Речь о матери знаменитой Марии Сибиллы Мериан (нем. Maria Sybilla Merian, 1647-1717). Да-да, именно Якоб Маррель был не только отчимом, но и учителем знаменитой Марии Сибиллы. Именно он первым заметил необычайный талант падчерицы и научил девочку своему мастерству, которое позже прославило эту талантливую и независимую женщину.
Слева Якоб Маррель (гравюра,автопортрет), справа Мария Сибилла Мериан около 1700 года, гравюра Якоба Хубракена (Jakob Houbraken) по портрету Георга Гзеля (Georg Gsel)
Если вы слышите имя Марии Сибиллы впервые - она была одной из самых известных энтомологов своего времени, исследовательницей, художницей, графиком, книжным иллюстратором и наставницей. Кстати, в 17 веке знатным женщинам запрещалось получать какую-либо профессию и тем более работать. Но Мария была исключением, потому что как дочь ремесленника её просто не считали дамой. Она спокойно выучилась иллюстраторскому ремеслу, путешествовала по всему свету (даже в Америку за гербариями и редкими экземплярами растений - и это женщина того времени, да ещё с дочерью - без мужского сопровождения), преподавала рисование знатным дамам, продавала свои гравюры и акварели, при этом очень сносно зарабатывала своим творчеством. Она совершила неслыханное по тем временам дело - бросила своего непутёвого мужа (хотя женщины и дети считались, как какой-нибудь стул, собственностью супруга) и растила дочерей одна. Кстати, она была одной из первых, кто по собственным наблюдениям установила связь между гусеницей и бабочкой. До неё считалось, что это два разных насекомых.[19] Современные биологи, как и когда-то коллеги в 18 веке, часто упрекают Марию Сибиллу в недостаточной ботаничности её иллюстраций. Мол, они слишком декоративные, чтобы восприниматься научными. Но давайте не будем забывать, что она была в первую очередь художницей и зарабатывала на жизнь тем, что продавала свои иллюстрации и книги.
И вот они, пламенные тюльпаны Марии Сибиллы. Улавливаете сходство с рукой приёмного отца и учителя Якоба Марреля?
Иллюстрации Марии Сибиллы Мериан
Cамой известной и значительной книгой Марии Сибиллы считается
Metamorphosis insectorum Surinamensium - Метаморфоз насекомых Суринамы. Ещё её современники восхищались этим произведением. Книга представляет из себя сборник гравюр и научных текстов о циклах жизни насекомых в республике Суринам, которая в те времена была нидерландской колонией.
Фрагмент иллюстрации Марии Сибиллы Мериан из книги Metamorphosis insectorum Surinamensium
Click to view
Книга Марии Сибиллы Мериан "Metamorphosis insectorum Surinamensium"
Но, вернёмся к Якобу Маррелю. Существуют свидетельства того, что его мастерская взялась незадолго до «Чёрной пятницы Алкмара» за изготовление обширного каталога тюльпанов по заказу некоего богатого торговца луковицами из Португалии.[1] Похожий каталог о различных сортах тюльпанов в исполнении Марреля сейчас можно увидеть в
Рейксмюзеум (Rijksmuseum) - Государственном музее Амстердама.
Ведь как было дело? Часто во время торгов луковицы были ещё в земле. Внешний вид экзотических красавцев можно было разглядеть только по весне, а за редкие сорта вроде Земпер Аугустус, Висерой или Адмираэль ван Энчисен платили до 5.500 гульденов за луковицу. Мало кто был готов заплатить такую кучу денег за растение, пусть и очень экзотическое, которое в глаза не видел. Поэтому Маррель получил задание нарисовать в качестве каталога все тюльпаны, какие были у торговца в наличии. Кстати, в подобных каталогах на торгах часто сразу помечали, за какую сумму продалась луковица. Ещё и поэтому сохранились свидетельства баснословных цен за редкие растения.
Jacob Marrel, Four Tulips: Boter man (Butter Man), Joncker (Nobleman), Grote geplumaceerde (The Great Plumed One), and Voorwint (With the Wind), ca. 1635-45, watercolor on vellum (34 x 44.9 cm). Репродукция отсюда:
The Metropolitan Museum of Art Вообще тюльпаны попали в Нидерланды скорее случайно. Потому что их настоящая родина - Центральная Азия, откуда они попали в Турцию. Туркменские кочевники привезли тюльпаны - «слёзы Ориента» - ещё в 13 веке в Анатолию. Для кочевников тюльпаны были предвестниками весны и олицетворяли силу жизни и плодородие. В Турции до сих пор есть огромные поля диких тюльпанов, которые теперь всевозможные ботаники изучают, чтобы вывести путём скрещивания более устойчивые сорта.
В 16 веке тюльпаны завоевали Константинополь: в качестве орнамента на стенах дворцов и мечетей, на одежде, посуде и коврах, в ориентальных садах и в вазах. Lâle - тюльпан на турецком - стал одним из самых любимых мотивов турецких художников. Даже султаны украшали им одежду, потому что считалось, что одно только название прекрасного цветка, которое похоже на имя 'Аллах', приносит счастье. Тюльпан так и остался одним из самых излюбленных мотивов восточного искусства.
Сувениры из Турции. Фото отсюда:
de.depositphotos.com Исторические узоры керамики из Стамбула. Фото отсюда:
de.depositphotos.com Нидерландцы вели очень бойкую торговлю с османским Константинополем, сегодняшним Стамбулом. Можно только предположить, когда же именно луковицы тюльпанов «переплыли» Босфор. Одно остаётся бесспорным: в Нидерландах 17 века тюльпан был королём всех экзотических цветов. Хотя уже тогда садоводам и торговцам были известны такие не менее прекрасные растения как лилии или гианцинты. Предпочтение всё равно отдавалось именно тюльпанам. Ведь ни одно другое растение не было представлено в таком невероятном разнообразии! Знаете ли вы, что за последние 100 лет были зарегистрированы более 400 новых сортов тюльпанов?
Может помните, я как-то рассказывала о вот этих тюльпанах
здесь? Они так ни разу и не взошли в моём саду.
Сорт «Мороженое» ('Ice Cream').
Фотографии отсюда:
bakker-holland.de Вот эти называются «Red Revival» - красное возрождение.
Фотографии отсюда:
poetschke.de Вот эти попугайчатые сорта из моего сада одни из самых любимых, и, конечно же, капризных. Всего за 3 года жизни в моём саду они выродились почти полностью - много болели и чахли.
Сегодня Нидерланды контролирует 80% цветочного мирового рынка.[1] Фантастика для такой маленькой страны, правда же? По словам нидерландского ботаника Сэма Сегала (Dr. Sam Segal) широкому распространению тюльпанов в Голландии поспособствовала как раз упомянутая выше «Тюльпанная лихорадка», а так же отец тюльпановедения - французско-нидерландский ботаник Шарль де Леклюз, более широко известный под именем Карл Клузиус (лат. Carolus Clusius или, нидерл. Karl Clusius, или фр. Charles de l’Écluse, 1526 - 1609).[1][20] «Тюльпанная лихорадка» - потому что луковицы отчаянно воровали из садов для быстрого обогощения. Потом рассаживали, теряли, снова находили в диком виде и так, пока тюльпаны не заполнили всю Голландию. Почему Карл Клузиус? Потому что он одним из первых занялся научным изучением тюльпанов. Кстати, если вам вдруг ничего не говорит это имя, посмотрите внимательно на его портрет и скажите спасибо за картоху и каштаны. Шучу и утрирую, конечно. За тюльпаны тоже надо сказать спасибо, разумеется. Этот человек посвятил всю свою жизнь тому, чтобы зарисовать и записать как можно больше растений и поспособствовать их окультуренному распространению.
Слева портрет Карла Клузиуса руки Якоба де Монте (Jacob de Monte), 1585г., холст, масло. Справа тюльпан из каталога цветов для торгов "Great Tulip Book: Admirael De Gouda"
отсюда В его распоряжении был прекрасный сад для исследовательской работы - Hortus botaniсus (лат. для 'Ботанический сад') в нидерландском Ляйдене (Leiden) - на сегодняшний день один из самых древних ботанических садов Нидерландов. После основания университета в Ляйдене в 1575 кураторы университета были в восторге от идеи, организовать при учебном заведении свой собственный сад для взращивания и изучения растений. Речь здесь о богатой европейской традиции так называемых учебных садов при университетах, которые впервые появились в Ватикане, позже в Падуе (Pаdua) близ Венеции, и таких университетских городах как Пиза, Флоренция и Болонья.
Молодой университет в Ляйдене очень хотел заработать такую же репутацию и предоставить широкие возможности для обучения специалистов. В конце 16 века университет обзавёлся кафедрами медицины и ботаники, а приглашённым профессором и руководителем ботанического сада был сам Карл Клузиус. Именно благодаря ему в начале 17 века в Hortus Botanicus насчитывалось более 250 видов растений, среди которых были многочисленные тюльпаны. Коллеги-ботаники со всего мира обменивались между собой семенами, луковицами и клубнями. Коллекция Клузиуса была редкой и шикарной. Но в итоге много великолепных сортов тюльпанов были просто украдены из сада во время Тюльпанной лихорадки. Кстати, сад был в своё время разрушен и восттановили его сравнительно недавно - в 1990г.
Вид Ботанического сада в Ляйдене во времена Карла Клузиуса.
Современный вид Ботанического сада в Ляйдене. Фото
отсюда.
Большую роль для тюльпанной Голландии сыграли центры искусства в Хаарлеме и Утрехте. Именно там, не в последнюю очередь благодаря художникам, расцвели пышным цветом частные сады и дворики. Тюльпаны выращивали, чтобы продавать и торговать на бирже. Они пользовались спросом у многочисленных художников и их потребителей. Именно Хаарлем, который к середине 17 века представлял из себя садоводческую колонию, стал ядром будущей цветочной державы.
Выяснила в процессе любопытное, каким образом сейчас можно покупать тюльпаны вне сезона. Оказалось, что в оранжереи с тюльпанами охлаждают, чтобы замедлить цветение. Но куда же делись прекрасные пламенные тюльпаны? Почему с лица земли практически исчезли растения, луковицы которых были в прямом смысле слова на вес золота, а иногда и более ценнее, чем драгоценный металл?
Jacob Marrel, AN OVERTURNED VASE OF FLOWERS RESTING ON A LEDGE, 1669, oil on canvas, 35.5x43.3cm Репродукция
отсюда.
Здесь всё просто и сложно одновременно. Многие поколения селекционеров сломали себе голову над проблемой размножения пламенных тюльпанов. Никто не мог понять, почему нельзя было никаким образом предсказать результат. Доходило до абсурда. Иногда из одной и той же луковицы на будущий год мог вырасти совсем другой цветок! В ход пускались всевозможные ухищрения от связывания двух половинок различных луковиц до подкрашиваний и алхимии.[1][22] Секрет непредсказуемости разгадали только в 20 веке (мнение источников расходится, случилось ли это в 1920 году или в 1982 году в Лондоне). А всё дело в том, что причиной прекрасной и непредсказуемой окраски была и есть болезнь растений, которую вызывает «Мозаичный вирус». Представляете, если переместиться на машине времени и рассказать будущим банкротам тюльпанной биржи, что они ломают копья за инфицированные вирусом растения?
Jacob Marrel Page from a Tulip Book, Copyright Rijksmuseum Amsterdam
По описаниям в источниках [1][23] бактерии, поражающие тюльпаны, разносятся лиственной вошью. Сначала заражаются листья, а через листья и сами луковицы. Если вовремя не удалить растение из земли, вирус поражает всё вокруг себя и приводит к полному вымиранию растений. Но боже мой, какие же они прекрасные!
Фото
отсюда.
Современные селекционеры, заинтересованные в стабильном развитии и росте тюльпанов, выбраковывают все пламенные тюльпаны с грядок. Они ведь кровно заинтересованы в том, чтобы сохранить урожай здоровых тюльпанов и иметь в распоряжении запасы здоровых, устойчивых растений. Поэтому именно таких тюльпанов как Земпер Аугустус, который был звездой Золотого века, в продаже просто нет. Но есть другие!
Больше чем то, что дорогостоящие тюльпаны Золотого века были причудой природы, меня удивил факт, что современные селекционеры всё-таки научились выводить различные сорта так называемых (я бы сказала даже так упорно называемых) Рембрандских тюльпанов. На одном сайте (ниже) я нашла забавное описание к нескольким сортам тюльпанов, которых объединяют в одно семейство "Тюльпаны Рембрандта". Мол да, это так называемые тюльпаны Рембрандта, которые получили печальную славу в Золотом веке Нидерландов и вообще-то искореняются селекционерами. Но вы можете купить их у нас. При этом как будто специально нет никаких подробных объяснений. Я даже в какой-то момент рассмеялась: я что - куплю эти луковицы и заражу себе сад, а так же все соседние? Или была ни была - красво же до боли в груди?
Признаться, я ничего не могу вам рассказать по поводу того, как именно выводят новые сорта пламенных тюльпанов, но знаю одно, что визуально они всё-таки отличаются от растений, инфицированных Мозаичным вирусом. Вот, к примеру.
Сорт «Grand Perfection».
В описании к этому сорту указано, что это выведенный сорт с отголоском пламенности того времени. Что это значит? Что ещё за отголоски такие? Что там - бактерии котролируемо за ручки маршируют по стеблям и луковицам? Кстати, сначала тюльпаны этого сорта распускаются жёлтым с красным, а через время становятся белоснежными с красными языками пламени. Как-то страшно такое в саду размножать, но как же хочется порисовать их с натуры!
Фотографии с сайта продавца
fluwel.de Или вот сорт «Torch Song»
Фотографии с сайта продавца
fluwel.de Сорт «Flaming Parrot» - похоже это мой из сада с фотографий выше. Те самые, что выродились.
Фотографии с сайта продавца
fluwel.de Повторюсь, судя по весьма равномерной окраске речь не идёт о тех тюльпанах Золотого века, которые были случайно заражёны мозаичным вирусом. Но всё равно повторюсь, что это как-то прекрасно и боязно одновременно. Видимо поэтому в шикорокой продаже этих тюльпанов очень мало или совсем нет - страшно. Ведь сейчас многие простые люди (не ботаники) знают, что тюльпаны с пламенной окраской скорее всего непоправимо больны и могут заразить весь сад.
Фото выведенных тюльпанов с тюльпанной фермы
отсюда.
А это вот фото больных мозаичным вирусом растений. Когда я смотрю на это, то понимаю всех, кто попал под тюльпаноманию. До чего же они хороши! Не обманули нидерландские художники!
Фото
отсюда Фото
отсюда Как бы там ни было, спасибо Золотому веку и Тюльпаномании за это огромное количество бесконечно прекрасных натюрмортов с тюльпанами! За это невероятное количество потрясающей графики. И за любимую мною Марию Сибиллу тоже спасибо. На этой ноте завершу свой рассказ о фильме «Тюльпанная лихорадка» и о моём детективном расследовании. Пойду перечитаю биографию Рембрандта - вдруг найду что-то про тюльпаны. А вам тоже нескучных открытий и хороших выходных!
Jacob Marrel Page from a Tulip Book 1640 Copyright Rijksmuseum Amsterdam
Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год
Click to view
Click to view
_____________________
Источники
[1] -
Документальный фильм немецкого телеканала Phoenix «Тюльпанная лихорадка»[2] -
Holländische Malerei[3] -
«Накрытые столы» («Банкеты» и «Завтраки»)[4] -
Золотой век Нидерландов (текст на немецком)[5] -
Тюльпомания[6] -
Schwarzfärberei[7] -
Rebecca Alleway[8] -
Jacob Marrel[9] -
Jamie Routley[10] -
Триллер «Тюльпанная лихорадка», вдохновленный аукционом старых мастеров[11] -
New Amsterdam[12] -
Vermeer ‘gives you ideas, but not the manual’[13] -
Ян Вермеер, "Бокал вина"[14] -
Vanitas-Stillleben[15] -
Аллегорический натюрморт[16] -
Адриан ван Утрехт[17] -
Tulip Fever Movie inspired by Old Master painting at Christies[18] -
christies.com/about-us[19] -
Maria Merian's Butterflies [20] -
Carolus Clusius[21] -
Hortus Botanicus Leiden[22] -
Spiegel: Große Gartenhure[23] -
Tulpenmosaikvirus [24] -
Жизнь Рембрандта в датах