Тициан - князь художников Венеции

Nov 06, 2017 14:15

Оригинал взят у conjure в Тициан - князь художников Венеции
Однажды уже умудрённый опытом Тициан писал портрет знаменитого Карла V - выбранного правителя Священной Римской империи германских наций. Того самого Карла, к ногам которого слетались не только все птички и олени из леса, но и в чьём королевстве никогда не заходило солнце.



Слева портрет молодого Карла руки фламандского живописца Бернарта ван Орлей в год коронования на престол кайзера, справа портрет более зрелого Карла 28 лет спустя руки Тициана, который сечас принято относить к работам голландца Ламберта Сустриса (Lambert Sustris).

Тициан уронил нечаянно кисть, и тот самый Карл V - птички, олени, солнце и всё такое - вскочил со своего места, чтобы подать мастеру кисть. Обожание кайзера к Тициану не знало границ. Карл V сделал для любимого художника всё, что мог - одаривал заказами, возвёл в графы, посвятил в рыцари Ордена Золотого руна - династический орден которого остаётся по сей день одной из самых древних и почётных наград Европы. Даже дети Тициана получили дворянский статус со всеми вытекающими. Подобных почестей не удостаивался до Тициана ни один художник. Завистливые придворные не могли сдержать своё негодование. Недовольство и зависть стали выражать даже в лицо могучему правителю. На что тот нетерпеливо отмахивался и заставлял замолчать всех:"Да, мне подвласно сотворение графов и герцогов, но только не второго Тициана!"

В художественной жизни того времени Тициан занимал весьма уникальное место. Два его мощных конкурента - Леонардо да Винчи и Рафаэль умерли. Тициану практически не было равных среди современников. Славился он настолько, что сильные мира сего посылали к мастеру прошения, чтобы тот соизволил написать своей святой рукой их портрет.

В чём была особенность Тициана? Необычная разносторонность и новаторская техника работы маслом. Он писал всё от алтарей до пасторали, от прекрасных обнажённых Венер до монументальных сцен сражений. О его портретах ходили легенды не только благодаря потрясающему сходству с моделью, но и потому, что художнику удавалось улавливать характер, отражать душу портретируемого. Его работы стали примером для для подражания для всех последующих поколений художников, в том числе для Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, Веласкеса и более современных, таких как Мане. Все они находились под сильнейшим влиянием творчества Тициана. Но кем был великий мастер? Как стал тем, кем стал?



Тициан, автопортреты, около 1562-1567 годов


Около 1477 года в итальянских Альпах в крестьянско-солдатской семье родился мальчик - Тициано Вечеллио (Tiziano Vecellio). По легенде уже в 7 лет он написал свой первый портрет Мадонны на стене родительского дома выжатыми из цветов соками. Семья была очень бедной. Настолько, что даже не было средств отправить ребёнка в школу. Однако дорогой папенька вовремя разглядел талант сына и отправил ребёнка в нежном возрасте 9 лет к дядюшке в Венецию, где мальчик должен был получить наставления в рисунке и живописи. Так началась головокружительная карьера того самого Тициана, которому короли подавали кисти и дворянские звания.

Сначала Тициано попал в мастерскую мозаики, где научился работе с пигментами и созданию красок. Потом ему посчастливилось стать учеником знаменитого художника и терпеливого учителя Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Ниже знаменитые работы Джованни.



Слева портрет дожа Леонардо Лоредано руки Беллини, 1501, Лондон, Национальная галерея. Справа Madonna degli alberetti, 1487, Gallerie dell’Accademia, Венеция

Именно Беллини заметил, что у деревенского мальчика Тициано потрясающий талант к передаче света и цвета, но вот форма иногда страдает. Поэтому он заставил Тициано как следует прокачать рисунок. Однако раскрыть талант Тициана было суждено не учителю, а другому ученику Беллини - Джорджоне (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал. Giorgio Barbarelli da Castelfranco, Giorgione; 1477/1478-1510) - итальянский художник, один из величайших мастеров Высокого Возрождения). Именно Джорджоне, который изображал людей так, как видел - жизнерадостными, яркими, поэтичными - произвёл на молодого Тициана неизгладимое впечатление. И когда первый решил покинуть мастерскую учителя, Тициан тут же упаковал свои кисти, чтобы следовать за своим кумиром.



Джорджоне, "Спящая Венера", 1508/10г, Национальная галерея Дрездена.

Однажды Джорджоне получил солидный заказ на роспись внешних стен торгового немецкого дома в Венеции. Сам он перенял фасад здания, который выходил на Гранд-канал (итал. Canal Grande) - самый известный канал Венеции. Задняя часть, находившаяся в узком переулке, досталась Тициану. Когда работы по росписи дома были завершены, Тициан получил куда больше похвал, чем сам Джорджоне. Последний так и не смог простить за это друга, хотя ему оставалось жить всего два года. Тициан недоумевал, что такая вещь смогла разбить их дружбу. Его уважение к Джорджоне сохранилось даже после смерти мастера. Тициан даже закончил начатые картины Джорджоне.

После смерти Джорджоне Тициан получил официальный статус - "Первый художник Венеции". Вскоре после этого последовал и первый громкий заказ - крупноформатное полотно "Вознесение Марии" для церкви Фрари (Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари) - один из самых известных и знаменитых соборов в Венеции. Представьте себе только эту махину - 7 метров высотой и 4 метра шириной! На открытие картины собралась вся Венеция, вот только овации заставили себя долго ждать. Церковь не хотела платить и тянула резину. Помещение деи Фрари наполнилось художниками, которые дотошно изучали картину и копировали её куски. Кульминацией всего стало появление некоего посланника испанского двора, который предложил Тициану прямо на месте мешок золотых дукатов за работу. Тут-то братья-церковники спохватились и оплатили работу художника.



Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Святой Марии Словущей или Успения Девы Марии, итал. Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) - один из самых известных и знаменитых соборов в Венеции. Находится в районе Сан-Поло на одноимённой площади. Короткое и общеупотребимое название церкви - Фрари.

Как я уже писала выше, техника работы Тициана была весьма новаторской для той эпохи. В то время, как большинство коллег сначала тщательно прорабатывали контур изображения, Тициан работал цветовыми пятнами. Наносил краску много и густо не только кистью, но и мастихином, и даже пальцами. Особенно ему удавались оттенки кожи. (Здесь начинается самое интересное, как мне кажется.) Белое пространство холста Тициан грунтовал красным, который поверх грунтовал ещё одним слоем смеси белого с оттенками синего и зелёного. В итоге цвет кожи людей на картинах Тициана выглядел настолько натуральным, что казалось, будто его герои вот-вот задышат и сойдут с полотна. Кстати, золотой, скорее рыжий цвет волос Тициановских женщин плотно вошёл в речь как "Красный Тициана" (Tizian Red). Этот цвет символизировал страсть в работах Тициана. Вдохновительницами были венецианские куртизанки, которые часто стояли моделями для мастера.



Фрагмент картины Tizian (1488-1576), "Небесная и земная любовь", Galleria Borghese в Риме

Несмотря на свой головокружительный успех Тициан оставался верным родине в Альпах. Каналы и гондолы были большой редкостью в работах мастера. Там, на своей родине, Тициан встретился и со своей женой. Говорят, что он был любящим мужем и заботливым отцом своим детям. Большая редкость.

Во второй половине своей длинной жизни (согласитесь, 86, по некоторым сведениям 99, и в наши медицински продвинутые дни большая редкость) Тициан путешествовал от одного королевского двора к другому. Писал фрески и портреты королей и кайзеров, епископов и кардиналов. В Венеции мастера можно было встретить в окружении учеников. Люди уважительно расступались перед почётным гражданином Венеции - князем всех художников и другом великих мира сего. Тициан писал картины до самой смерти. Его трудолюбию и железному здоровью можно было только позавидовать.

Работал он реально, как мул! Вставал ранним утром, пил много вина и частенько засиживался с гостями до поздней ночи. А наутро вставал бодрым и свежим и принимался за работу. Мне кажется, что он мог бы стать настоящим долгожителем, потому что в итоге умер не от старости, а от чумы, которая унесла в конце 16 века почти 50 000 жителей Венеции. Похоронили мастера во Фрари, но в сердцах людей, и я тому не исключение, великий мастер живёт до сих пор!

-------------------------------
Источники:
George Kent "Tizian - der Malerfürst von Venedig" (Das große Reader's Digest Jugendbuch, 10 Jahre (10. Folge)
)
Тициан Вечеллио
Собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари
Джорджоне
Антонис Ван Дейк
Karl V
Giovanni Bellini

живопись

Previous post Next post
Up