Оригинал взят у
conjure в
Тюльпанная лихорадка, Мария Сибилла Мериан и Куда исчезли пламенные тюльпаны, Часть IВы уже поняли по заголовку, да, что тут просто не будет? Так и есть. Я не только в музеи
так хожу, что потом погружаюсь в развёрнутую детективную работу на несколько недель. Кино тоже не исключение. В этот раз поиски и открытия превзошли все мои ожидания. А началось всё с того, что недавно я отправилась на потрясающе прекрасный и давно ожидаемый фильм - «Тюльпанная лихорадка». Разве могла я такое пропустить? Голландия 17 века, истории любви, художники, великолепные костюмы и море тюльпанов! Пост с детективным расследованием получился очень большим. Поэтому я разбила его на 2 части. Сегодня, собственно, первая часть для вас.
Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год
О понятии «Тюльпанная лихорадка», вернее «Тюльпаномания»[5], я слышала в одной связке с, казалось бы, очень странной вещью - «Чёрной пятницей» на бирже (Black Friday). Причём это не та «Чёрная пятница» в американских магазинах (перед Рождеством?), когда любую вещь можно купить с огоромной скидкой, а обвал на торгах - настоящий коллапс, когда банкроты из окон своих пентхаузов выпрыгивают. В 17 веке в Нидерландах как раз произошёл первый в истории биржи обвал - лопнул мыльный пузырь торгов редких сортов тюльпанных луковиц. За необычные тюльпаны, купленные по 20-кратной цене до обвала, на следующий день не дали ни гроша. Виновником этого события считают лабильную человеческую психику. Речь о неком моменте по времени на торгах, когда люди пугаются баснословно растущих цен, подозревают, что события не могут и дальше так хорошо развиваться, начинают дрейфить и быстро избавляться от луковиц акций, пока не стало совсем поздно. В итоге товар сильно обесценивается и приводит к разорению тех, кто надеялся продать его ещё подороже.
Авторы фильма «Тюльпанная лихорадка» выдвинули версию, что "курс" луковых акций обвалился, потому что власти закрыли биржу и прикрыли все тайные торги. Кстати, исторические торги проходили совсем не в Амстердаме, а в голландском Алкмаре (нидерл. Alkmaar). Понятие тюльпомании даже вошло в книги по истории как чёрная пятница Алкмара. Так же существуют исторические доказательства того, что тюльпанную биржу закрыли уже после того, как огромное количество людей обанкротились и стали посмешищем общества. Более того, ещё много лет после закрытия биржи шли сотни судербных тяжб, в которых люди жаловались, что товар, который на тот момент был ещё в земле (ведь дело было в ферале), не оправдал ожиданий покупателей. [1]
Художественный фильм «Тюльпанная лихорадка» был снят по одноимённому любовно-историческому роману Деборы Моггэч (Deborah Moggach):
Tulip Fever: A Novel. Если честно, я уже смеюсь в голос, когда очередной успешный именно британский автор рассказывает, что как только вышел его роман - права на экранизацию тут же захотел купить Спилберг. Вот тут совсем недавно я писала о
Поле Хокинс, авторе романа "Девушка в поезде". Хотя там действительно Спилбергу достались тексты. Он какой-то прям нервный, этот Спилберг - скупил уже весь британский книжный рынок ;-) Как будто дома его плохо текстами кормят. К счастью, права на книгу «Тюльпанная лихорадка» ему всё-таки не достались. А вот автор, как и ряд других (как та же Пола Хокинс или Стивен Кинг), уже прямо по традиции снялась в эпизодической роли в фильме. Скоро будем так делать: смотришь фильм - найди в нём скрывающего автора. Как там сказал Мефистофель-Альпачино в фильме «Адвокат дьявола»? «Тщеславие - мой самый любимый грех!» ;-)
Съёмки фильма проходили в Великобритании и в Австрии, а не в нидерландском Амстердаме, хотя иллюзия присутствия в Нидерландах просто потрясающая. Роман я не читала, увы, но мне было очень любопытно узнать, причём тут любовная история и первый катастрофальный провал на бирже. Игра слов или красивый фильм о судьбах нидерландцев 17 века?
На съёмочной площадке фильма «Тюльпанная лихорадка». Дебора здесь смеющаяся дама, на которой завязывают воротник. Фотография отсюда:
moviepilot.de Мои детективные расследования я проиллюстрирую для начала вот этой работой немецкого художника-графика Якоба Марреля. Тюльпаны много кто писал и рисовал в то время. Я даже видела версию, что изображённые ниже "пламенные тюльпаны" якобы называют Рембрандтом, потому что именно он их много писал.[10] Но это глупости. Рембрандт нервно курит в углу по сравнению с тем, СКОЛЬКО тюльпанов написали, нарисовали и напечатали художники нидерландских школ Утрехта и Хаарлема, о которых я рассказываю ниже. К тому же, как вы поймёте из текста, мой выбор Марреля в качестве примера для этого поста далеко НЕ случаен.
В фильме «Тюльпанная лихорадка» белый тюльпан с красными языками пламени, который можно увидеть ниже в правой части иллюстрации Марреля, называют "Адмираэль Мария". Якобы по имени любимой женщины продавца загадочной луковицы. На самом деле речь о редком виде тюльпанов, которые вошли в историю ботаники под названием «Semper Augustus». Только вот незадачка! Если вы сейчас напряжёте память и мысленно пробежитесь взглядом по вёдрам с тюльпанами в цветочном, то быстро вспомните, что таких тюльпанов сейчас днём с огнём НЕ сыскать! И я вам с удовольствием расскажу, куда они пропали и почему. Поехали?
Jacob Marrel: Zwei Tulpen, ein Schneckenhaus und ein Insekt, 1634
Кто был декоратором?
Каждый кадр этого фильма - картина маслом! Декоратором картины была знаменитая Ребекка Олвей (Rebecca Alleway)[7]. Именно благодаря ей зритель погружается с головой в убранство и красоту домов того времени. Вот, к примеру, снимки с сайта Ребекки.
Фото с сайта декоратора картины
Ребекки Олвей Фото с сайта декоратора картины
Ребекки Олвей Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год
Слева кадр из фильма, справа фото с сайта декоратора картины
Ребекки Олвей Художник по костюмам Майкл О'Коннор тоже превзошёл сам себя, на мой взгляд. Кстати, не так давно у Ирины Жигмунд (
la_gatta_ciara) вышла красивая статья с рассказами о вышивках того времени, тканях и пышных белых воротниках, а так же с переводом интервью c Майклом о работе над костюмами для фильма:
Фильм «Тюльпанная лихорадка»... Я же именно благодаря фильму «Тюльпанная лихорадка» сделала для себя море потрясающих открытий в несколько другой сфере. Меня больше заинтересовали исторические и художественно-изобразительные аспекты фильма. Ведь там один из главных героев - художник Ян ван Лос, которого играет американский актёр Дейн Дехан (Dane William DeHaan). Создатели фильма очень щедро рассказали о жизни Яна. Там есть всё: и мастерская, и рабочие моменты - как именно художники писали картины с моделями у них дома и в условиях студии, и наброски, и даже упоминание тематики картин того времени.
Мастерская молодого художника Яна ван Лоса. Работа над двойным портретом в условиях студии. Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год
Создание набросков Яном. Работа над портретом с моделями. Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год
В мастерской художника. Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка»
Кто рисовал картины для фильма?
Актёр Дейн Дехан до съёмок в «Тюльпанной лихорадке» совершенно не умел рисовать. Ему пришлось брать уроки у Джейми Роутли (Jamie Routley)[9], чтобы войти в роль. Именно Джейми писал портреты для фильма. Ниже можно посмотреть на работы с его сайта и на соотвествующие кадры из фильма.
Работы Джейми Роутли для фильма взяты с сайта художника:
Jamie Routley Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год
Работы Джейми Роутли для фильма «Тюльпанная лихорадка». Кадр из фильма.
Мастерская художника Яна в фильме «Тюльпанная лихорадка». Слева художнику позирует служанка в студии художника, чтобы не утруждать госпожу (жену заказчика) длительными сеансами позирования. Фотографии с сайта декоратора картины
Ребекки Олвей Но почему Нидерланды, правда же? Откуда такая потрясающая популярность искусства, садоводства и прочего?
Для этого немного занимательной истории. 17 век был Золотым веком (нидерл. Gouden Eeuw) для молодой страны купцов и промышленников, художников и кораблестроителей, архитекторов, мельников, сыроделов и... садовников. Молодой, потому что примерно в это время Нидерланды отвоёвывает независимость у могущественной Испании. Свежеиспечённой республике остаются шикарные торговые пути, в том числе и в Новый Свет, а так же хорошо развитые, бурлящие торговые порты на берегу Северного моря. Кстати, вы же знаете, да, что даже известный нам Нью-Йорк (Новый Йорк) назывался в то время Нью-Амстердам (Новый Амстердам)? [11]
Фрагмент карты Нью-Йорка во времена, когда он ещё был частью голландской колонии и назывался Нью-Амстердам. Изображение
отсюда.
Нидерланды 17 века - магнит для охотников за богатством, торговцев, учёных, художников и вольнодумцев со всей Европы. Ведь правительство молодого государства предоставляло большие религиозные свободы своим гражданам, потрясающие возможности для образования и огромное поле для заработка хороших денег. Многие писатели и исследователи приезжали в Нидерланды с целью опубликовать свои труды. Молодая республика стала тогда на целых 100 лет важным центром науки и культуры, а так же самой свободной страной Европы![2]
Как следствие, у молодой нидерландской республики выросла не только численность населения, но и его, населения, благосостояние. Граждане Нидерландов позволяли себе люксус, которому могли только позавидовать соседние страны, сотрясаемые в то время различными катаклизмами. Богатые украшения, искусно выкрашенная и расшитая одежда, ткани и бумага, дорогие пигменты, фарфоровая утварь из Китая, нарядное убранство домов и стол, полный экзотических яств - обыденные вещи даже для людей среднего класса молодой республики.
Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год
Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год. Кристофер Вальтц в роли купца Корнелиуса Сандфордта. Чёрная одежда в протестантской Голландии считалась признаком большого богатства. Для того, чтобы выкрасить ткань в глубокий чёрный, нужно было обращаться в специальные красильные мастерские, которые хоть и известны со средневековья, но и в 17 веке всё ещё были большой редкостью. Для покраски тканей красильщики использовали только натуральные пигменты, которые кроме всего прочего добывали из сажи и экстрактов довольно редких сортов растений. Например, из рододендрона с добавками элементов из железной руды.[6]
Живопись и графика как роскошь
Как вы уже наверняка поняли, к предметам люксуса относилась живопись и графика. Именно в 17 веке развитие живописи в Нидерландах достигло своего апогея настолько, что многие историки, наши с вами современники, начинают описание и анализ Золотого века Нидерланд с введения в историю искусства того времени. Чтобы вы примерно представляли, почему так, вот вам парочка знаменитых имён того времени: Питер Брейгель (Младший) (нидерл. Pieter Bruegel de Jonge, 1564 - 1636), Рембрандт (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606-1669) и Ян Вермеер (нидерл. Jan Vermeer van Delft 1632-1675).
Pieter Brueghel der Jüngere, nach Pieter Bruegel dem Älteren: Die Volkszählung zu Bethlehem. Lille, Palais des Beaux-Arts
Фрагмент картины Вермеера. Johannes Vermeer (1632-1675) "Woman Writing a Letter with her Maid", c.1670-71 Oil on canvas, 72.2 x 59.7 cm National Gallery of Ireland, Dublin Photo © National Gallery of Ireland. [12]
Ян Вермеер, "Бокал вина" (нидерл. Het glas wijn), 1660г. Холст, масло. 66.3 × 76.5 см. Берлинская картинная галерея, Германия [13]
Не так давно я писала, что фламандская живопись уже в 15-16 веках пользовалась большой популярностью в Европе и приводила в пример
Яна ван Эйка и школу "Ранней нидерландской живописи". А теперь представьте только, что существуют свидетельства того, что во фламандском Антверпене 17 века проживали более 300 мастеров живописи и графики.[4] И это только те, кто был от заката и до рассвета загружен работой и заказами и регулярно отмечался в отчётных книгах. Для сравнения, в то же время в Антверпене числились всего 169 пекарей und 78 мясников. Хотелось бы такую ситуацию с искусством сегодня, правда же?
Я выше упоминала уже мега-продуктивность художников Хаарлемской школы живописи. Вот вам один из любимых мотивов на заказ. Примерно такие натюрморты висели в те времена в каждом уважающем себя доме.
Флорис ван Дайк (Floris van Dyck (1575 - 1651), "Голландский банкет с сыром, хлебом, орехами и фруктами", 1613, масло по дереву, 49.1 × 77,4 cм. Кстати, Флорис был одним из основателей школы нидерландского банкетного натюрморта, известного так же под названием "Хаарлемская сервировка" (нем. Haarlemer Schautafeln или англ. Haarlems Still Life - не путать с нью-йоркским Гарлемом) по названию города Хаарлем, в котором школа достигла своего расцвета. Здесь речь о типичном примере натюрмортной, постановочной живописи этой школы. [3]
Это вот всё тоже о богатстве владельцев.
Йорис ван Сон (Joris van Son, 1623-1667), Натюрморт с фруктами в фарфоровой миске, устрицами и виноградом на выступе, 1654, масло по дереву, 29.6 х 34.8см
За сравнительно короткое время молодая и густо населённая республика Нидерланды обогатилась сразу несколькими художественными центрами. Самыми известными как раз и были Амстердам (Amsterdam), Хаарлем (Haarlem), Утрехт (Utrecht), Ден Хааг (Den Haag) и другие. Некоторые источники даже утверждают, что страна Нидерланды превратилась в одну большую художественную фабрику.[4] Ежегодно на нидерландский рынок живописи "выбрасывались" до 70.000 картин. То есть понимаете, да, эту математику? Порядка 700 нидерландских живописцев создавали до 100 картин в год! Причём абсолютно каждый нидерландец (вельможа или купец, рабочий или крестьянин) того времени владел как минимум 3 картинами фламандских мастеров.[4] Кто из сегодняшних рабочих и крестьян может похвастаться настоящим живописным полотном современного мастера у себя на стене?
Традиционные библейские сцены, которые доминировали рынок искусства в остальной Европе, отвергались гражданами Нидерландов. Как последователи Реформации они считали библейскую живопись слишком католической. Протестанты хотели видеть на стенах своего дома отражение собственных религиозных взглядов и стиля жизни. В первую очередь они хотели видеть на полотнах себя - за работой или в домашних условиях. Отсюда и такой поток живописных портретов нидерландцев в домашней обстановке. Большой популярностью так же пользовались так называемые "Ванитас-мотивы". Ванитас (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи Золотого века, аллегорический натюрморт.[14][15]
В фильме художник Ян как раз предлагает Корнелиусу Сандфордту (Кристофер Вальтц) украсить портрет типичными символами: черепом - напоминанием о неизбежной смерти, цветами - символом любви, нежности, но и тленности, и прочими предметами, которые бы подчеркнули богатство и состоятельность их владельца.
Кадр из фильма «Тюльпанная лихорадка», 2017 год
Адриан ван Утрехт (Adriaen van Utrecht), Натюрморт с цветами и черепом, около 1642, холст, масло, 67 x 86 cm
Кстати, по словам автора романа «Тюльпанная лихорадка» Деборы Моггэч, на книгу её тоже вдохновил фламандский мастер, работу которого она приобрела на художественном аукционе Christie's. [17] На фото ниже это произведение висит по центру за спиной Деборы.
Портрет Деборы Моггэч (Deborah Moggach) из
интервью аукциону Christie's. Photograph by Gareth Phillips
Дебора рассказала в интервью аукциону, что была очень удивлена их доступными ценами на старых мастеров и тут же купила себе сразу три картины (всего за нелепые 15.000 фунтов, чего уж там). Если вдруг вы не в курсе, Christie's - это один из старейших и успешнейших аукционов мира по продаже предметов искусства. Они сами о себе вот так говорят:"Founded in 18th Century London, today we are a global art business" ("Основанные в 18 веке в Лондоне, сейчас мы глобальный бизнесс искусства.)[18] Сами понимаете, да, "мы Николай второй" и "Государство - это я". Так и Кристис:"Бизнесс в искусстве - это мы".
Но когда Дебора увидела работу Джоба Беркхайда (Job Adriaensz. Berckheyde, 1630-1693) сидящей женщины с прислугой, автор влюбилась в это произведение. Но увы, она уже потратила все деньги на другие работы. В итоге картина всё равно оказалось у Деборы и вдохновила её на создание романа «Тюльпанная лихорадка» [17]. Цитата: «На картине изображена женщина, которая готовится к выходу в свет. На ней отороченный мехом бархатный жакет, который в то время был очень моден, и она взирает на нас с холста с очень загадочным выражением лица. Служанка подает ей жемчужное ожерелье, а слуга - бокал вина. Она избалована, довольно богата, но ее выражение лица заставило меня задуматься. Она явно что-то замышляет. Интересно, куда она собралась? Быть может, туда, где ей не следовало бы находиться? Я повесила картину у себя в гостиной. Я все смотрела и смотрела на нее...»[10]
Circle of Job Adriaensz. Berckheyde (1630-1693), A Maid dressing a Lady, as a Manservant proffers an Ewer on a Tray, as a child looks on from an adjacent bedroom (The picture displayed depicts Hercules slaying Cerberus). Oil on canvas. 24¼ x 18⅜ in (61.6 x 46.7cm). Sold for £5,750 in the Old Master Pictures sale on 31 December 1996, at Christie’s in London
Как сказала Дебора в интервью
Tulip Fever Movie inspired by Old Master painting at Christies, на одном из кино-фестивалей её спросили, сценарий к какому бы фильму она хотела написать. Автор ответила, что что-нибудь про Вермеера. Ей так нравится рассматривать его работы и следовать за его визуальным рядом. В итоге она всё-таки "проследовала" за другим, но тоже нидерландцем, и рада, что оживила женщину с картины старого мастера.[17]
Но, вернёмся к тюльпанам. По фильму художник Ян изображает рядом с типичными мотивами жанра Ванитас - тюльпаны. И если сейчас можно прочесть, что эти цветы считаются по символике жанра олицетворением беспечности и алчности, то до обвала тюльпанной биржи в феврале 1637 года в Алкмаре тюльпаны были символом неслыханного богатства! Причём стоили они настолько много, что нидерландские богачки украшали себя тюльпанами вместо золота и драгоценностей. [1]
В фильме круг как раз замыкается на том, что художник понимает, что для того, чтобы бежать с возлюбленной, ему нужны деньги. А заработать их можно куда быстрее на торгах луковицами, чем живописью. Для сравнения, предполагаемому учителю Рембрандта - Якобу ван Сваненбургу (нидерл. Jacob van Swanenburgh, 1571-1638) для того, чтобы заработать один гульден, нужно было написать три тюльпана. [10] На бирже в Алкмаре некоторые луковицы продавались по цене до 6000 гульденов. Стоит ли удивляться, что тюльпанная лихорадка накрыла всех, кого можно.
Когда-то круг так же замкнулся и для немецкого художника-графика Якоба Марреля (Jacob Marrel, 1614-1681), которого я упоминаю в начале этого поста. А почему - об этом во
второй части рассказа ;-) Там же будет и рассказ о том, почему в современных магазинах больше нет этих прекрасных тюльпанов с красными языками пламени.
Продолжение
здесь_____________________
Источники
[1] -
Документальный фильм немецкого телеканала Phoenix «Тюльпанная лихорадка»[2] -
Holländische Malerei[3] -
«Накрытые столы» («Банкеты» и «Завтраки»)[4] -
Золотой век Нидерландов (текст на немецком)[5] -
Тюльпомания[6] -
Schwarzfärberei[7] -
Rebecca Alleway[8] -
Jacob Marrel[9] -
Jamie Routley[10] -
Триллер «Тюльпанная лихорадка», вдохновленный аукционом старых мастеров[11] -
New Amsterdam[12] -
Vermeer ‘gives you ideas, but not the manual’[13] -
Ян Вермеер, "Бокал вина"[14] -
Vanitas-Stillleben[15] -
Аллегорический натюрморт[16] -
Адриан ван Утрехт[17] -
Tulip Fever Movie inspired by Old Master painting at Christies[18] -
christies.com/about-us