Close-up: Ку-клукс-клан, Семана Санта, чума, ориентализм и прекрасные одалиски

Sep 06, 2017 07:55

Если вы думаете, что заголовок такой странный только для привлечения внимания, то спешу вас заверить, что в статье ниже вы можете узнать о непосредственной связи всего перечисленного и, возможно, удивиться не меньше моего.

В испанском городке Малага, на родине Пикассо, почти в самом центре есть светлый и просторный музеей Кармен Тюссен (Museo Carmen Thyssen Málaga). Здание музея сочетает в себе все прелести современной архитектуры с её открытыми, наполненными светом пространствами и традиционной испанской с арками и широкополыми белыми парусами от знойного солнца под самыми сводами. Приютили эти стены коллекцию живописи 19-20 веков: испанской или посвящённой испанской жизни.

Я с большим интересом и любопытством ходила по приятно охлаждённым залам в один из особенно жарких дней в Малаге и рассмативала полные народного колорита картины: костюмы, танцы, безмятежная летняя жизнь во дворах, сцены крещений и религиозных процессий. Почему с любопытством? Потому что понимала, что в то время, когда создавалась эта народная живопись вовсю полыхал гений Тёрнера. Французские импрессионисты шли на свои первые баррикады с пленэрной живописью, про которую критики говорили, что картины этих художников попросту забыли дописать. Правда на одном из этажей в музее Тюссен представлен и Соройя с коллегами - испанскими импрессионистами. Про него я подробно писала здесь, если кому-то интересно. Но в основном живопись, которая представлена в музее Кармен Тюссен, напоминает советскую или современную китайскую, хоть и очень качественную. Это когда художнику нельзя говорить о социальных проблемах или ударяться в эксперименты, но надо что-то есть, он вкладывает всю свою душу и мастерство в соцреализм: крестьянки в национальных костюмах с серпом и младенцем в авоське, мускулистые рабочие в облегающих комбинезонах с молотом да в строительной каске. Фольклор, словом. Картины примерно вот такого плана, чтобы вы себе представляли, о чём я говорю.



Альфред Деоденк, "Танец цыганки в садах Альказара", 1851, холст, масло. Находится в музее Тюссен в Малаге.

Кстати, а вы знакомы с этимологией слова фольклор? Я почему-то была уверена, что словечко немецкое. Но нет. Folk lore происходит от английского 'folk' - народ и 'lore' - быль, рассказ, знание. А значит что мы имеем? Что фольклор - это видимое выражение всех традиций одной этнической группы: от вещей и предметов обихода до танцев и картин.

Так что у художников 19-20 веков, которые представлены в музее Кармен Тюссен, сплошной фольклор. И виной тому стала именно что неспокойная социальная и политическая ситуация того времени. Ведь именно начиная с 19 века Испания распалась как империя и растеряла практически все свои колонии *. При этом одна гражданская война сменялась другой, роялисты при поддержке наполеоновской Франции сражались с либералистами и революционерами, а некоторые под шумок ради личной выгоды сразу со всеми. Всё как обычно. При этом бедному художнику было так же сладко, как тому деду Нечипору в фильме "Свадьба в Малиновке":"Опять власть меняется!"

Одна из картин меня всё же очень сильно заинтересовала. О чём вы сразу подумали? Лично я о Ку-клукс-клане.


Альфред Деоденк, "Confraternity in Procession along Calle Génova, Seville" ("Братство в шествии по улице Женова в Севилье"), 1851г., холст, масло

В музее можно было фотографировать в залах постоянной экспозиции, поэтому я покажу фрагменты покрупнее. Они ближе к цветам оригинала в музее, чем те репродукции, что можно найти в сети.


Альфред Деоденк, деталь работы "Братство в шествии по улице Женова в Севилье", 1851г.

Оказалось, что речь в этой работе Деоденка идёт о совершенно другом явлении, которое примерно на 500 лет старше преступного Ку-клукс-клана.

Вообще здесь нужно для начала немного присмотреться к самому художнику и месту действия его картины. Автор этой крупноформатной работы вообще-то француз - Альфред Деоденк (Alfred Dehodencq; 1822 - 1882). Он был одним из представителей французского Романтизма и слыл так называемым ориенталистом. Экзотика, яркие личности, одухотворённость, прекрасные одалиски и прочие сентименты Востока - вот главные темы Романтизма 19 века. И если имя Деоденк вам, может быть, ничего не говорит, хотя при жизни он был весьма уважаемым художником французского Салона живописи, то Эжена Делакруа (Eugène Delacroix; 1798-1863) - французского живописца, графика и предводителя Романтического направления в европейской живописи вы уж точно знаете. Его женщин Алжира, "Смерть Сарданапала", вдохновлённая произведением лорда Байрона и тем более "Свободу, ведущую народ", посвящённую франузской буржуазной революции 1830, знает в общем-то каждый.



Эжен Делакруа, "Смерть Сарданапала", 1827 год, холст, масло.



Эжен Делакруа, "Свобода, ведущая народ", 1830



Эжен Делакруа, "Женщины Алжира", 1834 год, холст, масло, находится в Лувре

Для того, чтобы понять, почему ориентализм набрал столь мощные обороты во Франции середины 19 века и пошёл раскатами грома по всему миру, достаточно присмотреться к некоторым ключевым событиям того времени. Франция владела целым рядом колоний в Северной Африке, но причиной про-ориентального настроения и романтичных представлений об экзотической жизни Востока стала страшная греческо-турецкая война 1830 года, в которой европейские страны стали на сторону молодой Греции. Не удивляйтесь, что я называю её молодой. Ниже есть объяснения.

Европейскими союзниками были мобилизрованы тысячи молодых мужчин, которых отправили на войну в Ориент. Многие художники и поэты (вроде лорда Байрона) направили туда же свои стопы, чтобы увидеть своими глазами прекрасный и сказочный мир гаремов и дворцов с садами и фонтанами (кстати, с большим удовольствием расскажу как-нибудь подробнее об андалусской Альгамбре, в которой я побывала в этом году).



Эжен Делакруа, эскиз к работе "Женщины Алжира", 1832 год, 10х15 см

Войну в то время кто только не вёл! Впрочем как и сейчас. Так откуда же взялся такой внезапный интерес именно к Греции? Конечно же благодаря Классицизму и возврату к идеалам Античности. Интерес к искусству античных Греции и Рима оказал огромное влияние не только на школу живописи 18-19 веков, но и на европейское общество в целом. Представьте только, с какой ностальгией и грустью европейцы, подверженные веяниям новой старой античной моды, вздыхали по исчезнувшей с лица земли Греции. Удивились, что она когда-то исчезала? А вот так. Еще в 146 году до н.э. Греция перешла во владение Римской империи и престала существовать как государство на следующие почти 2000 лет. Хотите ещё пожаловаться на монголо-татарское иго на Руси, которое всего каких-то "нелепых" 200 лет продлилось?



Пример работы эпохи Классицизма. Жак-Луи Давид. «Клятва Горациев» (1784).



Пример архитектуры эпохи Классицизма. Мюнхенская глиптотека (нем. Münchener Glyptothek) - собрание произведений древнегреческой и древнеримской скульптуры. Построена по проектам архитектора Карла фон Фишера (нем. Karl von Fischer; 1782-1820)

Как я упомянула выше, сначала Греция находилась достаточно продолжительное время в составе Римской империи. Потом христиантсво с Константином оставили на ней свой отпечаток и сделали частью Византийской империи. Задумайтесь только на минутку, что такой национальной единицы как греки вообще больше не существовало. В основном потому что греческие мамаши рожали византийцев, а не греков. Смешались люди кони и их культуры, ассимилированные стали ассимиляторами и наоборот.

Но тут наступил 15 век и по душу Византийской империи пришла Османская. С захватом Византии в середине 15 века, в состав которой входила уже христианская Греция, последняя попала на очередные 400 лет под османское господство. И терпелось оно до 1821 года, пока Греция не объявила свою независимость от Турции. Война шла до 1919 года (98 лет!) и османско-христианский брат убивал брата, а заодно стариков, детей и женщин. Куда ж без этого. Кстати, именно после того, как немцы, англичане и французы поддержали старую молодую Грецию в борьбе за независимость, жители византийской Греции воспряли духом и сразу стали говорить о себе:"Мы - потомки античной Греции!" Про Византию и тем более Османскую империю быстро и благополучно забыли, когда это стало удобно.

В общем к чему я всё это говорю? К тому, что тема Греции, Востока и прочих религиозно-садистских радостей была ежедневной в европейской прессе и аристократических салонах. Человек просыпался с утра и совал нос не в Инстаграм с его прелестными картинками, а в газету с иллюстрациями смертоубийства. Экзотического. Ориентального. Эдакого.



Эжен Делакруа, "Резня на Хиосе", 1824г

Девиц оголённых опять же давали. Томные, неутолённые красавицы, скучающие в золотых клетках гаремов, рабыни и много обнажённого, доступного тела будоражили воображение европейских мужчин.



Работа швейцарского художника-ориенталиста Отто Пилни (Otto Pilny) "Сцены из жизни работорговцев"



Отто Пилни, "Сцены из жизни работорговцев"



Отто Пилни, "Сцены из жизни работорговцев"

К слову, а вы знали, что ни один из европейцев так никогда и не побывал ни в одном гареме? Всё, что мы с вами думаем знать о жизни в гареме - плод фантазии художников и писателей, которые наслушались дивных рассказов и украсили их, передавая нам дальше.



Jean-Léon Gérôme "Le Marabout: in the Harem bath", 1889



Jean-Léon Gérôme, "Femmes au bain"



Jean-Leon Gerome, "The Large Pool of Bursa", 1885



Карл Павлович Брюллов, "Бахчисарайский фонтан", 1838-1849 гг.

Испания того времени тоже была не менее ориентальной и экзотичной, чем Греция. В основном благодаря своему арабскому прошлому и богатым ориентально-католическим традициям. Дворец Альгамбра в Гранаде, Севилья и прочие города Андалусии будоражили воображение ориенталистов не меньше, чем события в Греции. Полюбуйтесь только на Альгамбру на фото ниже. Кстати, именно в конце 19 века в Альгамбре сдавались почти все комнаты и постройки дворца как жилые. Там снимал комнату и отец американской литературы - Вашингтон Ирвинг (Washington Irving), после чего написал свою знаменитую книгу "Легенды Альгамбры".



Фото отсюда: www.alhambragranada.info



Фото отсюда: www.getyourguide.com

Я провела в Альгамбре целый день и поняла, что ещё немного, и у меня расцветёт пышным цветом синдром Стендаля: у меня уже кружилась голова от увиденной красоты, и хотелось смеяться и плакать одновременно. На языке крутилась только одна фраза Вашингтона Ирвинга:"Альгамбра - это 1000 и одна ночь!" Это правда. Она как из сказки 1000 и одной ночи.

Но, давайте вернёмся к нашему французу-ориенталисту, живущему в Испании - Альфреду Деоденку- и его картине как будто о Ку-клукс-клане на улицах Севильи, столицы испанской Андалусии.



Альфред Деоденк, деталь работы "Братство в шествии по улице Женова в Севилье", 1851г.

С Ку-клукс-кланом изображённая сцена не имеет ничего общего. Здесь изображена католическая пасхальная процессия одного из братств Севильи в период празднования Semana Santa (исп. Святая неделя).



Альфред Деоденк, деталь работы "Братство в шествии по улице Женова в Севилье", 1851г.



Альфред Деоденк, деталь работы "Братство в шествии по улице Женова в Севилье", 1851г.

К концу 19 века ориентально-кружевная Севилья превратилась из цветущего центра искусства и главного торгового порта Испанской империи, из которого в Новый свет уходили роскошные парусники, в арену политических интриг. Она стала страшным местом жестокого противостояния роялистов и революционеров. В страну ввалились наполеоновские войска под предлогом освобождения Испании от бунтарей и чтобы якобы поддержать законного испанского короля Фердинанда VII. А потом их пришлось долго просить вернуться назад на свою Родину.

На фоне беспокойств и бесконечной войны народ с особенным рвением отстаивал традиции и обычаи, к которым относились и покаянные пасхальные процессии различных религиозных братств, как на картине выше. После того, как я просмотрела массу материала по теме, я охотно верю, что на Альфреда Деоденка такие процессии произвели неизгладимое впечатление! Кстати, пока вспомнила, по легенде Севилья была основана греческим героем Гераклом. Вот вам ещё одна тонкая ниточка связи между событиями того времени и картиной.



Альказаба в Севилье, фото отсюда: www.urlaubsguru.at

В Пальмовое воскресенье (Вход Господень в Иерусалим на Вербной неделе) за неделю до Пасхи процессии различных братств во всех городах Испании до сих пор наполняют улицы. Зрелище это настолько захватывающее, волнующее и одновременно шокирующее, что люди в масках и ужасных колпаках раздают детям сладости, чтобы те не боялись. Очень понимаю малышей. Мне бы тоже стало страшно от людей в таких нарядах.



Шествия в пасхальную неделю на улицах Севильи, фотографии отсюда: www.weser-kurier.de



Фото отсюда: professor-falken.com

Исторически так сложилось, что различные религиозные братства одеваются к шествию Semana Santa (исп. Святая неделя) в костюмы разных расцветок. Вот, к примеру, белое братство "La-Paz", которое уже традиционно открывает религиозное шествие в Севилье.



Шествия в пасхальную неделю на улицах Севильи, фотографии отсюда: www.weser-kurier.de

Вот так идёшь себе, никого не трогаешь, в телефон пялишься. Оборачиваешься нечаянно, а там такое а-а-а-а-а-а-а!


Фото отсюда: www.weser-kurier.de

Как я уже упомянула выше, Semana Santa ( = Святая неделя) празднуется по всей Испании - даже на островах вроде Майорки. Однако самый знаменитый, великолепный и пышный праздник проходит именно в андалусской Севилье. Кстати, не пропустите! В следующем году празднования будут проходить с 25 марта. Для верующих Испании это самый великий духовный праздник - время покорных молитв и радости.

В Андалусии верующие оплакивают в неделю Semana Santa всю ту боль, которую пришлось вынести Христу, радуются его воскрешению из мёртвых и сочувствуют потере и страданиям Марии. В Севилье деталям празднования уделяют особенное внимание. Каждое братство несёт фигуру Христа или Марии на специальной платформе (Paso), роскошно украшенной цветами. Платформы эти выплывают в прямом смысле слова из почти каждой церкви Севильи и случаются весом до нескольких тонн. Кающиеся, те самые, что в длинных платьях и с острыми капюшонами, которых так же зовут Nazarenos, несут на себе эти платформы через весь город. (Ниже можно посмотреть в видео.)

Зрелище, видно, настолько захватывающее, великолепное и трогательное, что люди плачут и не скрывают своих слёз. Особенная волна восхищения захлёстывает зрителей тогда, когда они видят фигуру Марии. Кстати, ее почетают в Испании пожалуй больше, чем Христа. Культ Марии опять-таки особенно ярко выражен именно в Севилье. То, что происходит на улицах Севильи в период Святой недели граничит с чем-то магическим. Религиозная эйфория, радость, восторг, блаженство - целый спектр светлых чувств.



Фото отсюда: www.weser-kurier.de

Меня поразило, что в основе эмоциональных шествий Semana Santa лежит, к сожалению, довольно банальня, но эффективная маркетинговая стратегия католической церкви. Чтобы народ не расслаблялся и не забывал, в кого они верят, церковь приказала устраивать ещё в 16 веке хотя бы раз в год празднования с фигурами Христа и Марии, высеченными из дерева и нарядно одетыми. С помощью этих фигур происходила своего рода народная театральная постановка истории жизни и страданий Христа и его матери. Грешникам, которые пускались в процессию и подвергали себя самобичеванию, отпускались все грехи. Маски стали надевать, чтобы скрыть лица. Видимо чтобы никто не задавал лишних вопросов, какие именно грехи замаливались окровавленной спиной.

Первые процессии протекали довольно хаотично, пока очередная директива католической "партии" не приказала ввести правила по проведению подобных праздников. В основном для того, чтобы массовое самоизбиение не перерастало в снежный ком, сметающий на своём эмоциональном пути весь город. Кстати, братства часто образовывали люди одного социального круга или профессии. Они не были тайными или запретными, а скорее такими своего рода кружками по интересам для кающихся. Традиция образования подобных групп до сих пор жива и отражается в названиях различных братств (слава богу по спине себя кнутом больше никто не лупит). Например, в Севилье это Los Panaderos (пекари) или Los Gitanos (цыгане).



Братство Capuchones из церкви Valladolid, фото отсюда: Semanta Santa

В результате французской оккупации в Севилье исчезла львиная доля "пасхальных" братств. Зато сам праздник стал менее кровожадным и страшным, хотя костюмчики остались те же. Люди из последних сил держались за традиции, лишь бы вернуть веру в себя и светлое будущее Родины. Поэтому даже в трудные времена политических волнений и социальных лишений церковь поддерживала инициативу граждан по проведению празденств Святой недели. Кстати, сейчас уже даже женщинам и детям разрешается участие в ярких и праздничных процессиях. Прогресс. 500 лет спустя.

image Click to view





Кающиеся выносят очередное Paso (платформу с телом Христовым) из церкви Valladolid, фото отсюда: Semanta Santa



Братство Асторга, фото отсюда: Semanta Santa

Мне стало любопытно, откуда же взялись эти остроконечные шапочки-маски, которые, "благодаря" вездесущему американскому телевидению, любой ребёнок принимает в первую очередь за костюмы Ку-клукс-клана. Называют их вообще-то капюшонами Назарено или capirotes (с исп. острая шапка).

Традиция надевать и носить capirotes пошла со времён чумы в Испании, когда добровольцы помогали врачам бороться с "чёрной смертью". Помните европейские маски Чумных докторов, которые защищались странными масками-клювами от чумы в надежде выжить? Вот это из той же оперы. Из-за специфического внешнего вида, а также придаваемого им мистического ореола, чумные доктора оставили глубокий след в европейской культуре. Всё-таки традиция отпугивать устрашающими масками демонов, болезни и злых духов прошита у нашего брата на подкорке.



Посредине маска немецкого чумного доктора из Германии. Справа гравюра Поля Фюрста "Доктор Шнабель фон Ром («Доктор Клюв Рима»)", 1656

Так и в далёком 1348, когда в Севилье бушевала чума, народ думал, что подобные маски не только сохранят анонимность докторов и их помощников, но и помогут уберечься от страшной болезни и даже смерти. А потом уж повелось, что во время Semana Santa (Святой недели) подобные маски надевали уже почти по привычке и из побуждений остаться анонимными.

А что же Ку-клукс-клан? Они каким боком притёрлись к этим сapirotes?

Честно? У меня создалось впечатление, что никаким. Мне очень понравилось, как по этим придуркам проехался Тарантино в "Джанго". На 20 секунде фрагмента из фильма ниже:
- Чёрт! Я ничего не вижу в этом чёртовом мешке!
- Ну чё мы, выступаем?
- Сейчас погодите, разберусь с этими дырками для глаз. О! Стало только хуже!
- Кто сшил эти дерьмовые штуки?
- Жена Уилла ...

image Click to view



Никто не может толком объяснить, каким образом богатая и красивая религиозная традиция братских шествий в Испании послужила прототипом для полных ненависти тайных "братств" в Америке. Такое чувство, что изначально Ку-клукс-клану униформу действительно пошила жена Уилла, которой севильские маски показались достаточно страшными, а слово "братство" достаточно заговорческим. Из оперы "слышал звон, да не понял, где он".

Если верить Википедии, это тайное общество Ку-клукс-клан было учреждено бывшими солдатами-южанами после Гражданской войны (1861-1865). Цитата источника: "Преступлениям членов Ку-клукс-клана обычно предшествовало предупреждение, посланное в причудливой форме. В некоторых частях страны это была ветка дубовых листьев, в других - семена дыни или зёрнышки апельсина. Получив такое предупреждение, жертва могла либо отречься от своих прежних взглядов, либо покинуть страну. Если человек игнорировал предупреждение, его ждала смерть."

А вот так выглядели эти "герои" Ку-клукс-клана в начале своего мерзкого и бесчеловечного пути. Если бы не беспощадноть этих нелюдей, можно было бы от души посмеяться над их клоунским видом. Но, думаю, что жертвам и их семьям до сих пор не до смеха.


Фотография и гравюра отсюда: wikipedia.org/wiki/Ku-Klux-Klan

По ходу дела обратила внимание на другую любопытную деталь. С 1930 масками, очень похожими на те, что на фото выше, себя стали украшать борцы Луча либре (исп. lucha libre) - стиль реслинга, свободной борьбы, распространённый в Мексике. К чему бы это...



Слева фото отсюда alarido.wordpress.com, справа отсюда pinterest.de

Кстати о клоунах. На фото ниже слева стоит известный подлец из рядов Ку-клукс-клана - ихний предводитель Hiram Wesley Evans (фото отсюда), а справа - один из немецких пасторов, который с удовольствием празднует карнавал в Кёльне в так называемой Narrenkappe - шутовском колпаке. (Фото отсюда.)


Шутовской колпак для немецкого карнавала произошёл от шутовской шапки с бубенцами из Средневековья. Дизайнером современного шутовского колпака считают жившего в 18 веке генерал-майора Carl Heinrich Maximilian Freiherr von Czettritz-Neuhaus. Любил он выпить и погулять на карнавале. В эту шапочку наряжали выбранного короля карнавала и под именем "Герой карнавала" разрешали стебаться над настоящим прусским королём.



Празднование карнавала в Кёльне. Фото отсюда.

В общем, как видите, весь этот Ку-клукс-клан - сплошное, брутальное недоразумение! И как же обидно, что своим визуальным рядом и печально-жестокой знаменитостью они вытеснили знание о том, что остроконечные маски - это часть ритуала в католической Испании, с которым связаны религиозный восторг, очищение, радость и возрождение. Лично я открыла для себя целый огромный и интересный мир! Так что все в музей! ;-)



Альфред Деоденк, деталь работы "Братство в шествии по улице Женова в Севилье", 1851г.



Фото отсюда



Фото отсюда

Теперь буду знать, что сapirotes - это не аксессуар Ку-клукс-клана (cлишком много чести!), а часть прекрасной, трогательной, хоть и немного пугающей традиции празднования Пасхи в Испании. Посмотрите обязательно фильм ниже (хотя бы на перемотке). Это просто магия какая-то! И слёзы на глаза наворачиваются - настолько душевно и трогательно!

image Click to view


---------------------------------
Источники:
Museo Carmen Thyssen Málaga
Alfred Dehodencq
Alfred Dehodencq - Artworks
Geschichte Griechenlands
Folklore
Die Geschichte Spaniens vom 19. Jahrhundert bis 1936
Романтизм
The Large Pool of Bursa
Резня на Хиосе
Otto Pilny
Otto Pilny - Scenes from the Slave Market
Jean-Léon Gérôme
www.alhambragranada.info
www.getyourguide.com
Vermummte Buesser ziehen durch Sevilla
Semana Santa in Sevilla
wikipedia.org/wiki/Ku-Klux-Klan
Lucha Libre
Carl Heinrich Maximilian Freiherr von Czettritz-Neuhau

знаменитые люди, art & artists, spain, мои статьи, close-up, travel, удивительное рядом, разные культуры, insta

Previous post Next post
Up