Гей по дороге
Музыка: обр. А. В. Александрова Слова: народные
Гей, по дороге!
По дороге войско красное идет.
Гей, оно стройно,
Оно стройно песню звонкую поет.
Гей, это сила,
Это сила, сила грозная идет.
Гей, власть Советов,
Власть советов никогда не пропадет!
Гей, мы докажем,
Мы докажем всему миру уж тогда,
Гей, что такое,
Что такое значит армия труда!
Гей, по дороге!
По дороге войско красное идет.
***************************
Гей, поглядите!
Поглядите вы буржуи, кулаки,
Гей, как проходят,
Как проходят пролетарские полки.
Гей, это сила,
Это сила, сила грозная идет.
Гей, власть Советов,
Власть советов никогда не пропадет.
Гей, мы сражались,
Мы сражались за народ за трудовой.
Гей, за несчастных,
За несчастных, обездоленных судьбой.
Гей, за несчастных,
За несчастный, обездоленный народ,
Гей, мы готовы,
Мы готовы снова двинуться в поход!
http://sovmusic.ru/download.php?fname=geipodor В фильме Чапаев несколько куплетов исполняется, не помню на какой минуте, где-то посередине.
В современной научной литературе вопрос о «раскулачивании» является дискуссионным, - речь идет как о типологии и хронологии этого явления, так и о самом термине.
Официальное «раскулачивание» проходило в период коллективизации, т.е. на рубеже 1920-30-х гг. При этом необходимо отметить, что традиционно в России «кулаками» называли шинкарей и деревенских ростовщиков. В конце XIX - XX это термин в публицистике означал уже земельных спекулянтов, зажиточных крестьян, «столыпинских помещиков», которые были ликвидированы «как класс» уже в годы революции и Гражданской войны в 1917 - 1922 гг. Таким образом, собственно «раскулачивание» относилось уже к «нэповским» кулакам, которые «богатели» в рамках официальной установки: «Советская власть, чтобы выйти из хозяйственной разрухи, должна некоторое время опираться на крестьянство как на костыль», - заявлял В.И. Ленин. Кроме того, коллективизация нередко касалась «подкулачников», «середняков» и «единоличников», чье имущественное положение было довольно неопределенным, а в число «кулаков», зачисляли и тех, кто использовал сезонный наемный труд, что было в деревне всеобщим явлением, да и определение кулака как «зажиточного» крестьянина часто зависело от конкретной местности, то есть было оценочной и весьма субъективной характеристикой. Другими словами, четких критериев того, какого крестьянина считать «кулаком», а какого «середняком» не было. Известно также, что «раскулачивание» касалось не только собственно «кулаков», но и их родственников, которые подвергались всевозможным репрессивным мерам, как «жесткого», так и сравнительно «мягкого» характера, что подтверждает и публикуемый документ. Кроме того, коллективизация проводилась путем «обострения классовой борьбы в деревне», то есть, по сути, посредством разжигания большевиками гражданской войны. В этом ярким образом проявились чисто «колониальные» приемы управления покоренным населением - «разделяй и властвуй» - то есть стравливание различных групп населения, используя местные ссоры, дрязги и т.п.
Следует сказать и еще об одном важном обстоятельстве - коллективизация не была «сплошной», она затянулась примерно на 20 - 30 лет. Наличие «единоличных» хозяйств фиксировалось и в более поздний период. Только по официальным данным к 1937 г., когда по заявлению И.В. Сталина социализм был «в основном построен», обобществленных хозяйств насчитывалось порядка 90 %. Таким образом, остававшиеся «единоличники» могли быть потенциальными жертвами «раскулачивания», которое продолжалось и позднее и включало всевозможные репрессивные меры, даже и в послесталинский период.
Необходимо также отметить, что известная установка - лозунг - «ликвидация кулака как класса» был в некотором роде не совсем корректным. Дело в том, что марксистское учение выделяет только два класса - эксплуататоров (буржуазия) и эксплуатируемых (пролетариат). В коммунистических установках крестьян в целом относили к классу «мелкой буржуазии», т.е. «эксплуататоров» вплоть до XXII съезда КПСС в 1961 г. Ленин утверждал, что крестьяне, прежде всего, «собственники» и «социалистами не являются»: «старой, мелкобуржуазной стихии, мелких хозяйчиков гораздо больше, чем нас. Они сильнее, чем социалистическое производство»; «крестьянин, как мелкий хозяйчик, по природе своей склонен к свободной торговле, а мы считаем это дело преступлением»; «хозяйский, собственнический инстинкт отталкивает крестьянина от пролетариата, порождает в крестьянине мечты и стремление выйти в люди, самому стать буржуа, замкнуться против общества на своем клочке земли, на своей, как злобно говорил Маркс, куче навоза»; «Крестьянин имеет средства производства … и продает продукты своего хозяйства, будучи мелким хозяйчиком, мелким предпринимателем, мелким буржуа».
Большевики как до 1917 г., так и после, заявляли, что в странах с «недоразвитым» капитализмом социалистическая революция завершит революцию буржуазную. В данном случае речь шла о ликвидации «пережитков феодально-крепостнической эпохи», то есть об окончательной ликвидации сословного устройства общества, помещичьего и общинного землевладения. В ходе революции и Гражданской войны были ликвидированы сравнительно малочисленные сословия - дворянство, духовенство, купечество и др., а их имущество обобществлено. Наконец, пришла очередь и крестьянства как сословия, которое в ходе коллективизации было превращено в сельский пролетариат (рабочие совхозов) или колхозников. Другими словами, произошло раскрестьянивание - то есть ликвидация традиционного сословия, к которому принадлежали лица, занимавшиеся аграрным трудом, жившие в деревне, получавшие доход от результатов своего труда либо на собственной, либо на надельной земле. Это обстоятельство выглядит довольно странным, поскольку крестьяне (по сословию) составляли в предреволюционной России порядка 80 % населения, а фактических крестьян (лиц, занятых в сельском хозяйстве было около 70%). Получается, что большевикам пришлось «ликвидировать» целое сословие, к которому принадлежало большинство населения и эта задача была потруднее ликвидации дворянства или духовенства.
Через этот процесс разрушения традиционного крестьянского уклада прошли все развитые страны. Не была исключением и Россия. Однако в отличие от других стран, в которых процесс раскрестьянивания шел, если так можно сказать, «столыпинским» путем, - разрушение общины и укрепление частной собственности на землю. Противоположный путь выбрали коммунисты (хотя и в их среде высказывались по этому поводу разные точки зрения, тот же Сталин, как до, так и после 1917 г. настаивал на дальнейшем проведении «буржуазных» преобразований в деревне) - коллективизация и полное упразднение частной собственности, не только крупной, но и мелкой, тотальное огосударствление аграрных отношений.
Однако заявить с «пролетарской прямотой» большей части населения страны, что ее хотят «ликвидировать», исходя из «научных» постулатов марксистского учения, большевики по совершенно очевидным причинам не могли. Поэтому они прибегали к всевозможным демагогическим приемам и заявлениям о «рабоче-крестьянской» власти, армии, демократии, союзе «пролетариата и трудового крестьянства» и т.п. Однако сам Ленин опровергал такого рода установки: «Теорию марксизма подтвердил опыт 1905 года, показавший невозможность в России единой крестьянско-рабочей партии»; «Надо прямо признать глубокую, неустранимую в пределах капиталистического общества, в пределах господства рынка, классовую рознь крестьян и рабочих в России»; «Всякие попытки созидания «надклассовой» партии, попытки объединить крестьян и рабочих в одну партию, попытки выставить какую-то несуществующую «трудовую» интеллигенцию особым классом крайне вредны». В сущности, Ленин был совершенно прав, когда говорил, что никакая «рабоче-крестьянская партия» в России невозможна. В подтверждение этому можно привести в пример хотя бы такой факт; из делегатов на 13-й []ской областной партийной конференции (20 - 22 сентября 1961 г.) собственно крестьян практически не было, хотя в []ской области преобладало аграрное население вплоть до начала 1970-х гг. Так, в работе указанной конференции приняло участие «857 делегатов, в их числе: рабочих 201, колхозников 243. Среди последних - руководители колхозного производства и специалисты сельского хозяйства, а также 44 механизатора, 32 доярки и 17 свинарок, знатные звеньевые - свекловоды и кукурузоводы».
Однако в силу объективных обстоятельств, правящая партия и ее номенклатура, которая фактически управляла государством, во многом формировалась из бывшего крестьянского сословия. Тем не менее, крестьяне, как класс «мелких хозяйчиков» оставался под подозрением и считался относительно лояльным, о чем и свидетельствует нижеприведенный документ. Следует обратить внимание и на тот факт, что обвинения в «сокрытии кулацкого происхождения» были не в 1920-30-х гг., а в послесталинский период, накануне ХХ съезда КПСС. Однако и позднее, в 1958 г. обращалось внимание на социальное происхождение: «вырос в семье единоличника, в условиях отчужденного и несколько враждебного отношения ко всему окружающему»; «восхвалял единоличную и ругал колхозную жизнь». Другими словами, «раскулачивание» представляло собой не единовременный, а более продолжительный процесс, затянувшийся, по меньшей мере, на тридцать лет и включавший в себя всевозможные репрессивные меры, преследовавший своей целью изменение социального устройства общества.
Публикуемый документ представляет собой разбор персонального дела коммуниста С.В. Зайцева на собрании первичной парторганизации []ского облисполкома. Целью собрания являлось исключение Зайцева из партии. Главным формальным обвинением Зайцева было сокрытие им сведений о «кулацком происхождении» при вступлении в партию. На деле, реальной причиной, судя по всему, было разоблачение Зайцевым каких-то злоупотреблений, имевших место в гараже облисполкома, где он работал, что как раз и было настоящей причиной его исключения из партии. Иных обстоятельств дела выявить не удалось, равно и как аргументов Зайцева в конфликте с парторганизацией, да и они не так важны. Главным в указанном деле является иллюстрация вышеуказанных вопросов о хронологии и типологии раскулачивания и коллективизации. Важным является вопрос и о том, был ли в результате уволен Зайцев с работы в облисполкоме, а также были ли приняты какие-либо меры против его родственников. Однако этот вопрос не представляется возможным раскрыть. Тем не менее, очевидно, что это уже не были сталинские времена, тогда судьбу Зайцева решали бы органы НКВД. Можно с уверенностью полагать, что в годы сталинщины он оказался бы в лагере.
ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАКРЫТОГО СОБРАНИЯ ПЕРВИЧНОЙ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ []СКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛКОМА СОВЕТА ТРУДЯЩИХСЯ[машинопись, 1955 г.]
ПРОТОКОЛ № 3.
Закрытого партийного собрания первичной партийной организации облисполкома.
От 16 января 1955 г.
Состоит на партийном учете членов КПСС - 37
Присутствует членов КПСС - 33
Отсутствует по уважительным причинам - 4
/отпуск, командировки/
Президиум : тт. Бельский, Назаров, Шевченко.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Персональное дело члена КПСС т. ЗАЙЦЕВА С.В.
/доклад т. Шевченко /
[…]
СЛУШАЛИ: Персональное дело члена КПСС т. Зайцева С.В.
Зайцев Сергей Васильевич 1911 года рождения, села Котовка, Котовского сельсовета, Касторенского района, Курской области, член КПСС с июня 1942 года, п[артийный]/билет № 02726324) образовании низшее, работает шофером у корреспондента газеты «Известия». Состоит на партийном учете в парторганизации облисполкома. Постановлением бюро первичной партийной организации от 7 февраля с.г. т. Зайцев С.В. за непартийное поведение, выразившееся в неискренности и неправдивости признания своего неправильного действия, скрытие социального происхождения при вступлении в ряды Коммунистической партии и учинении подложных подписей в заявлении исключен из рядов КПСС с внесением этого вопроса на рассмотрении партийного собрания.
Обстоятельства дела: Зайцев С.В. при приеме в ряды Коммунистической партии Советского Союза скрыл свое социальное происхождение. Указал занятие родителей до Октябрьской и после Октябрьской революции крестьяне-бедняки.
Проверкой и по документам установлено социальное происхождение Зайцева - кулацкое. В хозяйстве отца имелось три дома, три лошади, две коровы, 10-15 овец, полтора гектара земли и ежегодно привлекалась сезонная рабочая сила 5-6 человек.
Хозяйство отца в 1929-1930 гг. раскулачено, после чего он выехал в г. [].
Зайцев С. В. работал в хозяйстве отца до 1926 года.
Ближайшие родственники Зайцева находились на территории, временно оккупированной немецко-фашистскими захватчиками в период Отечественной войны: брат Зайцев Павел Васильевич служил старостой в селе Котовка Касторенского района, Курской области. В 1945 г. Арестовывался органами НКВД и осужден, местонахождение которого в настоящее время неизвестно.
Сестра Зайцева Антонина Васильевна работала писарем в немецкой канцелярии. Сестра Анастасия была замужем за кулаком Рыкуновым, раскулаченным вместе с отцом Зайцева, родственник которого служил старостой в селе Котовка.
Тов. Зайцев скрыл это от парторганизации. Кроме того, т. Зайцев допустил непартийный поступок - написал на имя председателя облисполкома клеветническое заявление о непорядках в гараже от имени шоферов тт. Волошкова, Ульянова и Зайцева, учинив подложные подписи.
При выяснении этого вопроса впервые в беседе с т. Буренкиным т. Зайцев не отрицал написанное им, а впоследствии отказался.
При рассмотрении на партбюро вопроса о скрытии социально положения т. Зайцевым и непартийного его поведения с заявлением, т. Зайцев вес себя неправильно, неискренно и неправдиво, все отрицал, поясняя незнанием.
/доклад т. Шевченко, объяснение т. Зайцева заслушано/
Вопросы:
тов. Коротеева - Почему 15-летним мальчиком ушли от родителей на заработки, когда материально были обеспечены. Почему отреклись от отца и всех родственников, проживая вместе в городе [], не встречались с ними?
тов. Жданов - Знали ли Вы т. Зайцев, что хозяйство Вашего отца раскулачено и если знали, так почему же об этом скрыли при приеме в партию и при заполнении личного дела при поступлении на работу - в облисполком, Вы указали, что занятие родителей до Октябрьской и после Октябрьской революции крестьяне-бедняки. Чем мотивировались?
тов. Круглов - Объясните точно Ваше месторождение.
тов. Афанасьева - Что за история с заявлениями и почему Вы пошли на подлог, поделывая фамилии других товарищей?
тов. Буренкин - Пытались ли Вы выяснить соцпроисхождение после партийного бюро?
тов. Василенко - Почему Вы скрываете, на какой станции Касторное работали с 1926-1928 гг., там три станции Касторное. Неужели не помните?
тов. Гостев- Где вступали в партию и кто давал рекомендации?
тов. Патэюк- Почему Вы неправдиво, путано и лживо даете объяснения на заданные Вам вопросы?
ВЫСТУПИЛИ:
тов. Василенко - Я по поручению партийного бюро выезжал в Касторенский район Курской области для проверки компрометирующих данных на Зайцева С.В. При проверке выяснилось, что т. Зайцев не совсем правильно указал месторождение. Села Богоявленки ни по каким справочникам не значится, а есть село Котовка, где родился т. Зайцев. Он в одном месте указывает Краснодолинской волости Землянского уезда, а в другом с. Богоявленка Щигровского уезда. Я беседовал со старожилами села, которые у его отца служили батраками и они утверждают, что хозяйство отца было кулацкое. Ежегодно он брал подрядные работы на сах[арном] заводе и привлекал сезонно рабочую силу 5-6 чел. В [] по ул. Донбасской д. №5 проживает член партии с 1932 года т. Чуйков Николай Федорович, который сам принимал участие в раскулачивании хозяйства отца. Тов. Чуйков узнал, что Зайцев работал в облисполкоме, при встрече с Зайцевым спросил: «как же ты можешь работать в облисполкоме и знают ли там о том, что отец раскулачен?». Зайцев ответил, что все знают. Зайцев обманным путем прошел в партию, и продолжает неискренно вести себя перед партийным собранием. Он на протяжении всего времени занимался клеветой на честных людей, писал заявления, сообщал компрометирующие сведения, но все это не подтверждалось. Такие люди с кривой душой недостойны быть в партии и правильно партийное бюро сделало, что исключило Зайцева из партии.
тов. Буренкин - Считаю, что т. Зайцев не сделал для себя вывода на партийном бюро и не делает вывода на партийном собрании. Продолжает вести себя неискренно, неправдиво, лживо дает пояснения противоречивые одни другим. Члены партбюро разъясняли т. Зайцеву предупреждали его о том, что если он будет искренно вести себя, он не будет потерян для партии и может оставаться в ее рядах. Зайцев упорно старается все скрыть от партии, не по партийному себя ведет и в отношении заявления. Бесспорно, заявление написано было т. Зайцевым. Почерк один при сличении его других заявлений. А потом когда я впервые беседовал с т. Зайцевым и сообщил результаты проверки его заявления, он не отрицал и пополнял мои вопросы. Я спрашивал: «Вы пишете в заявлении, что Чернышев и Корчагин являются родственниками, откуда Вам известно?», т. Зайцев ответил «у т. Стольной». Но вторично, когда я вызывал т. Зайцева и сообщил, что шофера Волошков и Ульянов отказываются, что они не писали заявления, тогда и Зайцев сказал, что он не писал заявления.
У т. Зайцева нет партийности, поэтому он все путает, претворяется незнайкой и старается всех обвести. Его поведение можно расценивать или он боится еще что-нибудь раскроется более серьезное, или в партии он случайный человек.
тов. Малютин - Тов. Зайцев ведет себя неискренно. Всем достаточно убедительно, что хозяйство его отца раскулачено, но Зайцев зная об этом, не написал в личном деле и не сказал при приеме в партию умышленно. И сейчас не хочет сознать, воображая «раз обманул авось и на этот раз пройдет». Если бы т. Зайцев был убежден, что хозяйство отца его, как он утверждает, было бедняцким, то он давно бы уточнил. Времени было достаточно. Сейчас мы предъявляем обвинение т. Зайцеву ни за то, что его отец был кулак и что он написал клеветническое заявление, а за то, что он не по-партийному ведет себя, скрывает от партии. А вот если бы признал, то партийное собрание учло его чистосердечное признание и не так строго подходило бы к решению вопроса. А сейчас я считаю, что партийное бюро правильно решило исключить т. Зайцева из рядом КПСС и мы должны будем утвердить это решение.
тов. Афанасьева - Выступление т. Зайцева лживое, неправдивое и непоследовательное. Отвечая на вопрос он сказал, что у его отца был дом, в объяснении сказал два дома, а потом говорит три дома. Путает о своих родственниках, просто возмущает своим поведением. Я поддерживаю постановление партбюро об исключении Зайцева из партии, такие люди нам в партии не нужны.
тов. Круглов - Я считаю, что Зайцев, имея кулацкое происхождение и пытаясь скрыть от партии, занимался клеветой на честных товарищей по работе. Он всегда был чем-то недоволен. Когда член КПСС т. Волошков задал т. Зайцеву вопрос, - зачем он «подделал его подпись в заявлении?», т. Зайцев ответил, «а что разве заметно?» и сейчас отказывается от своего неправильного действия. Поведение т. Зайцева характеризует его как человека, случайно попавшего в партию и недостойного состоять в ее рядах. Я поддерживаю предложение предыдущих товарищей об исключении Зайцева из рядов КПСС.
ПОСТАНОВИЛИ:
Постановление партийного бюро от 7 февраля с. г. утвердить.
За непартийное поведение, выразившееся в неискренности и неправдивости признания своего неправильно действия, скрытие социального происхождения при приеме в ряды Коммунистической партии Советского Союза и учинении подложных подписей в заявлении - Зайцева Сергея Васильевича исключить из членов КПСС.
Просить бюро Ворошиловского РК КПСС утвердить настоящее постановление.