История деревни Плешевичи на Несвижчине начиналась как история татарской околицы. В начале 17 столетия князь Николай Радзивилл “Сиротка” с сыновьями Яном Ежи и Альбрехтом Владиславом выдали татарским семьям из Крымского ханства привилей на 31 волоку земли в Плешевичах за обязанность земской и военной службы. В 1620-х годах
Альбрехт Владислав Радзивилл, будучи несвижским ординатом подтвердил этот привилей и разрешил поселиться в Плешевичах ещё нескольким татарским родам, увеличив их владения здесь до 72-х волок. В 1628 году в Плешевичах насчитывалось 10 мусульманских семей - Богушевичи, Юхновичи, Хасеневичи, Добриновские, Опольские, Агишевичи, Тупальские и другие. Здесь у татар была даже своя мечеть, а также кладбище. В войско князя Радзивилла татары должны были выставлять 10 вооружённых всадников.
Однако, получилось так, что татары в Плешевичах не прижились. Часть родов пресеклась или асимилировалась, а часть разъехалась по другим околицам, например, в соседнее
Осмолово. Постепенно исчезла мечеть, а кладбище, когда на нём похоронили последнего татарина, стояло бездействующим, но овеянное местной легендой - что всякого, осмелившего покуситься на его землю, ждут несчастья и неудачи. Радзивиллы же продолжили использовать Плешевичи как место для поселения поступавшей к ним на службу шляхты. В 18 веке они перераспределили бывшие татарские владения и расчертили новые уже для христианских шляхетских семей. Так в окрестностях Несвижа появилось интересное явление - целая деревня, состоящая не из простых крестьян, а из шляхтичей с гербом, традициями и родословной. Здесь были дворы с большими домами (подражавшие стилю помещичьих усадеб), крупные земельные наделы, своя особая культура, в том числе культура ведения хозяйства, которая позволяла жить в достатке жителям этого застенка. В начале 20 века при содействии владельца соседнего имения Куковичи Яна Петрозолина в Плешевичах на местном христианском кладбище появился небольшой костёльчик, освящённый в честь святого Роха. Жизнь в Плешевичах текла своим нормальным чередом, и в 1921 году здесь насчитывалось 44 двора с 257 жителями - наследников тех, кто когда-то был на службе у князей Радзивиллов.
Для коммунистов, захвативших край в 1939 году, жители Плешевичей были абсолютно чуждыми “элементами”. Крепкие хозяева, помнящие вековые традиции и историю своего рода, не годились в безвольные рабы их колхозного строя. Поэтому началось их планомерное истребление и выживание. Ещё до войны 1941 года НКВД чумой прошлось по Плешевичам, отправив многих жителей в лагеря. А после войны советская власть поставила условия: либо жители отдают большую часть своей земли в колхоз, либо уезжают отсюда в Польшу, либо едут всё в те же лагеря. На места выселенных коренных жителей коммунисты заселяли новых из числа своих преданных сторонников. Причём, даже здесь они старались создать немногим оставшимся несносные условия, подселяя переселенцев к ним в дома в качестве “уплотнения”. За время советского колхозного тоталитаризма старый уклад шляхетского застенка был почти полностью уничтожен. А преданные наследники СССР из числа лукашенковских “хозяйственников” его возрождению, мягко говоря, не способствуют. Сегодня от Плешевичей, некогда многолюдной деревни с давней и славной историей, осталось только несколько доживающих свой век дворов. И старое кладбище, на котором ещё можно найти следы старосветских благородных фамилий и их обычаев.
Ещё до второй мировой войны в Плешевичах существовало заброшенное татарское кладбище. Оно находилось на холме прямо напротив и поныне существующего моста через речку Выню. Татары уже давно не жили и не хоронили здесь, однако местные жители всё равно не трогали его. Во-первых, таковы были наши обычаи, во-вторых, местная легенда говорила, что всякого, кто отрежет себе под поле хотя бы кусочек старого кладбища, ждут несчастья вплоть до смерти. Дуракам и коммунистам закон и предания не писаны, поэтому после войны татарское кладбище было уничтожено и запахано под колхозное поле. Вот так теперь выглядит холм, на котором оно находилось.
Католическое кладбище Плешевичей находится у восточного края почти уже исчезнувшей деревни на въезде с тракта Несвиж-Тимковичи.
Главной его достопримечательностью можно считать небольшой костёл св. Иосифа, построенный, как уже упоминалось, в начале 20 века на средства протестанта Яна Петрозолина. Тогда шляхетское сообщество в Плешевичах было большим и сильным, ему хотелось иметь у своей околицы храм.
В рамках мероприятий по уничтожению старосветского уклада в Плешевичах, советской власти, конечно, было очень важно разрушить и местный костёл, что и было «успешно» сделано в 1954 году. Современное здание было восстановлено в 1990-е годы, в том числе при помощи бывших жителей деревни, которых коммунисты изгнали в Польшу.
Над входом находится подлинная деталь первоначального храма, фрагмент некой детали интерьера с вырезанной надписью «A bramy piekielne niezusycieża go!». В советское время этот фрагмент хранил у себя кто-то из местных жителей
К сожалению, всё то, что не смогли сделать врата ада, успешно осуществила мудрая политика лукашенковских «хозяйственников». Надежды на возрождение деревни после коммунистов не оправдались, поскольку коммунисты, собственно говоря, никуда не делись. Богослужения в восстановленном костёле проводятся очень редко, а ходить на них уже практически некому.
Что же можно найти на самом кладбище? Во-первых, здесь, среди старых надгробий и деревьев, просто даже красиво и атмосферно.
Памятники на снимке выше принадлежат семье Гедроновичей. За ними скрывается некая очень трагическая история. На самом большом колоритном памятнике читаем: «Елена из Гедроновичей Масилевич, 27 лет, умерла 11 октября 1918 г. ; Александра, 14 лет, умерла 13 октября 1918 г. ; Анна, 24 года, умерла 13 октября 1918 г. ; Ядвига, 12 лет, умерла 15 октября 1918 г.». Конечно, доподлинно неизвестно, что за страшные события произошли в тот не лучший период истории с этой семьёй, но можно предположить, что эти девушки стали жертвой небезызвестной
«испанки».
Кстати, этот памятник самый старый из находящихся в Плешевичах, так что не исключено, что с него и началась история кладбища.
Здесь же находится памятник Франтишка Гедроновича 1924 года.
И некой женщины из близкого Гедроновичам рода Масилевич. Несмотря на внушительный вид, надпись на памятнике очень невнятная.
Рядом находятся могилы шляхтичей Осмульских. Антоний, Анна и их внучка Галина. Галина Осмульская была выдающимся человеком для всего несвижского края. После второй мировой войны её семья, как и многие другие, была изгнана коммунистами со своей родины в Плешевичах. В Польше Галина организовала землячество несвижан, также вынужденных покинуть свою землю. Там они публиковали ценные воспоминания о довоенном прошлом Несвижа и окрестностей. С 1990-х годов каждый год Галина Осмульская собирала делегацию, которая посещала Несвижский район, где им рассказывали о том, где и как жили их предки. Также общество бывших несвижан всячески поддерживало различные проекты восстановления исторических мест несвижского края, например, тот же костёльчик в Плешевичах. Галина Осмульская жила в Варшаве, но завещала похоронить себя именно здесь, в месте, где она родилась и к которому в мыслях возвращалась всю жизнь. Со смертью Галины несвижская земля потеряла одну из последних свидетельниц тех старых времён, а также искренне любящего и неравнодушного к этому месту человека.
Также на плешевичском кладбище пока ещё есть очень скромная одинокая могила славного Яна Петрозолина. О том, почему этот выдающийся и знаменитый в Российской империи человек был похоронен здесь, а не на своём родовом кладбище, можно почитать в
рассказе о его усадьбе Куковичи.
Неверовские - старый автохтонный наш род, известный в Слуцком княжестве ещё во времена Олельковичей! Земли в Плешевичах Неверовские получили ещё в 1722 году от
Анны Катерины Радзивилл. Во второй половине 18 столетия Якуб Неверовский из Плешевичей был хорунжим в легендарной «милиции» Кароля Станислава Радзивилла «Пане Каханку», с которой он устраивал свои знаменитые «наезды» на соперников, а также разнообразные мятежи и кутежи. Сегодня эти памятники единственные свидетельства жизни этого рода здесь.
Лозовские - ровесники Неверовских по происхождению рода. А памятник из чёрного гранита Юзефа Лозовского 1919 года один из самых старых на кладбище в Плешевичах.
Адам Земацкий и его жена Михалина из Неверовских, быть может, даже и не жили в Плешевичах, ведь они владели собственным фольварком Кореневщина под Клецком.
Большой род Цвирко-Годыцких издавна заселял все несвижские окрестности. Им одним из немногих удалось пережить на своей земле советский погром и сохранить некоторые свои традиции. К сожалению, того же нельзя сказать о большинстве других шляхетских фамилий, которые пропадают на плешевичском кладбище после 1945 года.
В Плешевичах православным с именами Иван и Надежда пишут на русскоязычном памятнике «Тут спачывае…». А сверху ставят православный крест с фигурой Христа, прибитого к нему тремя гвоздями, в соответствии с католической иконографией.
Ещё одной из достопримечательностей кладбища в Плешевичах является могила неизвестного польского пограничника, погибшего во время вторжения СССР 17 сентября 1939 года. Между прочим, самая настоящая жертва вероломного нападения тактического союзника нацистской Германии. Возможно, он был даже наш земляк, белорус по рождению, из Несвижа, Барановичей или Новогрудка. Однако про него не вспоминают во всякие пафосные «дни памяти жертв» и не отправляют сюда отряды БРСМ. Позаботилась о его могиле только Галина Осмульская и её землячество несвижан. Именно это означает надпись на плите.