Могилёву 750 (XX век. Часть II)

Jul 16, 2017 14:17



Могилёву 750 (основание - 17 век)

Могилёву 750 (18 - 19 века)

Могилёву 750 (XX век. Часть I) )




Яркой легендарной страницей вошла в историю Великой Отечественной войны оборона Могилева. Город на 23 дня (с 3 по 26 июля) стал непреодолимым препятствием на пути движения немецких войск совершавших блицкриг к Смоленску и Москве. Это позволило советскому командованию выиграть время для подготовки обороны Смоленска, эвакуации промышленного оборудования в тыл, формирования и передислокации новых воинских подразделений.
Мероприятия по строительству оборонительных сооружений вокруг города начались 26 июня. Ежедневно работали от 30 до 40 тысяч горожан и жителей окрестных деревень. За короткий срок был прорыт противотанковый ров длиной 25 км, построены блиндажи, дзоты, траншеи и эскарпы, установлены минные противопехотные и противотанковые поля, на некоторых улицах - баррикады, в отдельных домах оборудованы пулеметные огневые точки, в стенах пробиты бойницы. 3 июля в междуречье Березины и Днепра разведывательные отряды под командованием капитана Метельского и старшего лейтенанта Волчка вступили во встречные бои с передовыми подразделениями немецкого 46-го танкового корпуса Второй танковой группы генерала Гудериана. 6 июля под натиском превосходящих сил противника отряды отошли вглубь обороны советских войск.
5 июля, прибывший из-под Орши штаб 61-го стрелкового корпуса генерал-майора Ф. А. Бакунина, принял командование над тремя стрелковыми дивизиями, находившимися в районе Могилёва (53-й полковника И. Я. Бартенева, 110-й полковника В. А. Хлебцева и 172-й генерал-майора М. Т. Романова). С этого же дня передовые отряды этих советских дивизий приняли участие в сдерживающих боях западнее Могилёва.
7 июля 61-й стрелковый корпус (1-го формирования) был подчинён штабу 13-й армии, который отступал от самого Молодечно. Как раз в этот день командующий армией генерал-лейтенант П. М. Филатов был тяжело ранен (умер в госпитале в Москве 14 июля 1941 года), и новым командующим был назначен генерал-лейтенант Ф. Н. Ремезов.
10- 11 июля началось форсирование Днепра тремя моторизованными корпусами 2-й танковой группы генерал-полковника Гейнца Гудериана. 47-й мотокорпус занял плацдарм в районе Копысь южнее Орши, откуда начал наступление на Смоленск, 46-й мотокорпус занял плацдарм в районе Шклова, 24-й мотокорпус форсировал Днепр южнее Могилёва и захватил плацдарм в районе Старого Быхова (у деревни Борколабово). Расширяя этот плацдарм, 24-й мотокорпус 11 июля взял под контроль шоссе Могилёв-Гомель, его передовые отряды направлены к Могилёву.
Особенно жестокие бои велись в районе деревень Селец - Буйничи - Тишовка. На Буйничском поле только 12 июля воинами 388-го стрелкового полка полковника Кутепова и приданными частями и подразделениями 172-й дивизии, народным ополчением фабрики искусственного волокна в 14-часовом кровопролитном бою были уничтожены 39 фашистских танков и бронемашин, сотни солдат и офицеров врага. 13 июля немецким частям удалось ворваться на позиции 3-го батальона, но оттуда их контратаковали солдаты полка. Данная контратака позволила выбить немецкие войска с захваченных позиций. Свои позиции советские войска удерживали до 22 июля
Свидетелями боёв на Буйничском поле стали корреспондент газеты «Известия» писатель К. Симонов и фотокорреспондент той же газеты П. Трошкин. По результатам этой командировки его статья «Горячий день» была опубликована 20 июля 1941 г. в газете «Известия». Там же была помещена фотопанорама подбитой и искореженной нашими артиллеристами немецкой бронетехники, сделанная фотокорреспондентом Павлом Трошкиным. Вот как вспоминал писатель о своей статье через некоторое время "Я ничего не мог написать, пока не коснулся "точки опоры" - встретил часть, которая не отступила, а дралась... Я увидел, что есть люди, которые остановят врага. О полке Кутепова и была моя первая, чего-то стоившая, корреспонденция в газете". Позже про героическую оборону Могилева писатель напишет в своем романе "Живые и мёртвые". Одним из прототипов собирательного образа комбрига Серпилина послужит Семён Фёдорович Кутепов - командир 388-го стрелкового полка героически сражавшийся на Буйническом поле. По крайней мере внешний облик, и многие черты биографии Серпилина взяты именно с полковника Кутепова. Перед смертью Константин Симонов завещает развеять свой прах над Буйничским полем. 28 августа 1979 г. его не стало, и завещание писателя было выполнено.




Фотографии Павела Трошкина фотокорреспондента газеты «Известия»












Мемориальный комплекс «Буйничское поле»


Автор Cédric Lafont



Автор givi



Автор Futureal


Автор Futureal


Автор Yuriy Tim


Автор Futureal

image Click to view



14 июля передовой отряд немецкой 3-й танковой дивизии обошёл Могилев и без особого сопротивления взял Чаусы. Прекратился подвоз боеприпасов, продовольствия и медикаментов, защитники города оказались в оперативном окружении. Город был блокирован полком «Великая Германия» и частями 3-й танковой дивизии.
17 июля начался штурм Могилёва силами 7-го армейского корпуса генерала артиллерии В. Фармбахера при поддержке танков 3-й танковой дивизии: 7-я пехотная дивизия атаковала советские позиции вдоль Минского шоссе, 23-я пехотная дивизия наступала вдоль Бобруйского шоссе. В район Могилёва была переброшена из Франции 15-я пехотная дивизия, южнее Могилёва подошла 258-я пехотная дивизия
20 июля в район Могилёва подошла ещё одна немецкая пехотная дивизия, 78-я - она переправилась на восточный берег Днепра в районе Борколабово и атаковала советскую оборону вдоль Гомельского шоссе, но была остановлена. Однако немецкие войска постепенно теснили защитников города. 21 июля немецкий генерал Ф. Гальдер в своем дневнике сделал запись: "В районе Могилева противник продолжает оказывать ожесточенное сопротивление". 23 июля начались уличные бои; противник прорвался к железнодорожному вокзалу и занял аэродром Луполово, который использовался для снабжения окружённых в Могилёве войск. Связь штаба 61-го корпуса с 172-й стрелковой дивизией, которая оборонялась непосредственно в Могилёве, прервалась. 24 июля уличные бои проходили у днепровского моста, железнодорожного вокзала, станции Могилев-Товарный, фабрики искусственного шелка и др. 25 июля на совещании командиров окружённых соединений в деревне Сухари (26 км восточнее Могилёва), на котором присутствовали командир 61-го стрелкового корпуса генерал-майор Ф. А. Бакунин, командир 20-го механизированного корпуса генерал-майор Н. Д. Веденеев, командиры дивизий полковник В. А. Хлебцев (110-я стрелковая), комбриг Ф. А. Пархоменко (210-я моторизованная) и генерал-майор В. Т. Обухов (26-я танковая), обсуждалась возможность вывода оставшихся сил корпуса из окружения. Было решено начать прорыв вечером этого же дня. Планом предусматривалось движение войск тремя маршрутами в общем направлении на Мстиславль, Рославль. В авангарде следовал 20-й механизированный корпус, в арьергарде - наиболее боеспособные части 110-й стрелковой дивизии. К этому времени в расположение 61-го стрелкового корпуса вышли остатки 1-й мотострелковой дивизии, 161-й стрелковой дивизии и некоторые другие части 20-й армии, ранее окруженные в районе Орши. В ночь на 26 июля остатки 61-го стрелкового корпуса тремя колоннами начали прорыв из окружения в направлении Чаусы. Командир отрезанной от основных сил 172-й стрелковой дивизии генерал-майор М. Т. Романов отдал приказ о выходе из окружения из города с боем в ночь с 25 на 26 июля. Сводному полку майора В.А. Катюшина было приказано прикрывать выход частей из окружения, а на рассвете 26 июля взорвать деревянный мост через Днепр. Полковнику С.Ф. Кутепову было поручено составить две ударные группы прорыва, поддерживаемые легкой артиллерией полка полковника И.С. Мазалова. 26-27 июля оставшийся в городе для прикрытия сводный полк майора В.А. Катюшина вел бои на улицах города. К вечеру 27 июля немецко-фашистские войска полностью заняли Могилев

Первые месяцы оккупации

























После захвата 26 июля 1941 Могилёва, немцы установили жестокий оккупационный режим принесший могилевчам много бед и страданий. В августе 1941 года по распоряжению 7-го отдела Военного управления фельдкомендатуры было образовано Могилёвское городское управление. Бургомистром стал бывший врач 1-й советской больницы И.С. Фелицин. В обязанности городского головы входило прежде всего внедрение «нового порядка» на территории города, наблюдение за строгим исполнением всех распоряжений. Голова имел право направлять и регулировать все стороны жизни города: управы, её отделов, всех других учреждений. В том числе налагать административные и дисциплинарные штрафы, взыскания, отправлять на принудительные работы, арестовывать, проводить вербовку людей на работу в Германию, отменять и изменять решения мирового суда. 28 августа 1941 свежеиспеченный голова города издал указ по которому все горожане старше 15 лет должны были зарегистрироваться в городском управлении. Граждан которые уклонялись от регистрации либо давали неверные сведения ждало наказание от штрафа до ареста и отправки в концентрационный лагерь.К слову в Могилёве существовало 5 лагерей смерти самый страшный из них Луполовский лагерь военнопленных (шталаг No 341). За время существования лагеря с 1941 по 1943 года в нем погибло более 40 тысяч человек. Кроме того новая власть запретила деятельность всех организаций, проведение митингов и собраний. В городе вводится пропускной режим, начал действовать комендантский час. Так же для оккупированных территорий была разработана система законов, отвечающих интересам германских властей: за сопротивление немецким военнослужащим, за невыход на работу, за слушание советских радиопередач - смертная казнь.

Несмотря на жесткие меры введённые оккупантами жители города не покорились. С августа 1941 года начало действовать Могилёвское подполье. Подпольные группы были созданы на авторемонтном заводе, железнодорожном узле, хлебозаводе, в городской больнице, военном госпитале, на фабрике искусственного шёлка. К концу 1941 года в Могилеве боролось с врагом около 40 подпольных групп. Подпольщики собирали оружие и выводили людей из города в партизанские отряды, вели разведку размещения воинских частей и расположение оборонительных сооружений, проводили диверсии на важных объектах. На счету могилевских подпольщиков такие дерзкие операции, как освобождение из тюрьмы приговоренных к смерти и (совместная с партизанами) операция по разгрому Пашковского гарнизона власовцев, взрыв в унтер-офицерской школы, диверсии на ТЭЦ, на шелковой фабрике, хлебозаводе и железнодорожном узле.
Весной 1942 часть групп вошла в подпольную организацию «Комитет содействия Красной Армии». С августа 1942 года начались аресты подпольщиков. В октябре 1942 года была разгромлена группа на фабрике искусственного шёлка, арестованы и замучены многие члены «Комитета содействия Красной Армии» и других подпольных групп. Но усилиями оставшихся групп и командования партизан в Могилёве была восстановлена разветвлённая сеть патриотических групп, которая действовала вплоть до освобождения города летом 1944 года. Почти за три года борьбы с немецко-фашистскими захватчиками около 100 участников подполья погибло.




























В июне 1944 советские войска начали наступательную операцию по освобождению Белоруссии под кодовым названием "Багратион". Ей ставилась задача сокрушить группу армий «Центр», освободить Минск и полностью изгнать оккупантов с белорусской земли. На могилевском направлении действовали войска 2-го Белорусского фронта генерала армии Г. Ф. Захарова. Фронту Захарова противодействовали части и соединения 4-й немецкой армии занимавшие подготовленные позиции из трех оборонительных рубежей. Первый проходил на расстоянии 3 - 4 км от города, второй - по городской окраине, третий - по центральным кварталам. Рубежи были связаны между собой ходами сообщений, баррикадами, минными полями, надолбнями и колючей проволокой. На крышах каменных домов размещались пулеметные точки. Огневая мощь гарнизона была усилена поступившими на вооружение фаустпатронами. Все мосты через Днепр противник подготовил к уничтожению. 23 июня 1944 года начались бои на дальних подступах к городу. Несмотря на ожесточённое сопротивление войскам 49-й армии генерала И. Т. Гришина удалось пробить в обороне противника 12-километровый пролом, форсировали Проню и продвинулись в глубину до 8 км. С утра 24 июня в бой был введен 121-й стрелковый корпус генерала Д. И. Смирнова из 50-й армии генерал-полковника И. В. Болдина, чтобы ударом на Благовичи перерезать шоссе Чаусы - Могилев. 26 июня отряд из 42-й стрелковой дивизии около часа ночи скрытно вышел к Днепру и в районе Добрейки на подручных средствах первым форсировал его. Стремительным ударом он отбросил заслон противника и, продвинувшись до 3 км в глубину, перерезал шоссе Шклов - Могилев. В тот же день передовые отряды 199-й и 238-й стрелковой дивизии захватили плацдармы на западном берегу Днепра. Для частей, сражавшихся на маленьких плацдармах на правом берегу Этот день оказался тяжелым. В середине дня немцы, стянув силы отходящих отрядов, усилив их самоходной артиллерией и танками, пытались остановить продвижение наших частей, ликвидировать захваченные плацдармы на западном берегу и сбросить передовые отряды в Днепр. 27 июня по всему фронту от Шклова до Быхова шло форсирование Днепра. Части 199-й и 290-й стрелковых дивизий форсировали Днепр, и к 7 часам утра овладели д. Полыковичи, отбили несколько контратак 60-й немецкой моторизованной дивизии и к 19.00. достигли Казимировки, откуда развернули наступление на Могилев. Части 121-го стрелкового корпуса 50-й армии генерал-полковника И. В. Болдина, овладев Луполовом и форсировав Днепр, охватили Могилев с юга и юго-запада, а его 139-я стрелковая дивизия достигла д. Тишовки и соединилась с частями 23-й гвардейской танковой бригады 49-й армии. Таким образом, к 19.00. 27 июня противник в Могилеве был окружен. В кольце оказались 12-я пехотная дивизия, 632-й охранный полк, 49-й охранный батальон и несколько специальных и тыловых частей 4-й армии противника. Сразу же после завершения окружения Могилева врагу был предъявлен ультиматум "Прекратить бессмысленное сопротивление, сложить оружие и сдаться в плен". Ультиматум был отвергнут и немцы предприняли попытки прорваться из окружения к основным силам. Впрочем, успеха контратаки противника не имели. В ночь с 27на 28 июня было принято решение провести ночной решающий штурм Могилева. Начались жестокие уличные бои. Постепенно штурмовые отряды отбивая у противника дом за домом, квартал за кварталом продвигались к центру Могилева. К 16.00 начали появляться белые флаги, а в 18.00 28 июня генерал фон Эрдмансдорф капитулировал, бои в Могилеве закончились.
















Источники

ОСВОБОЖДЕНИЕ МОГИЛЁВА
Оккупация Могилёва в документах городского управления
Могилёв в годы Великой Отечественной войны
Геннадий ВОЛЧОК, Могилевская область в годы Великой Отечественной войны
Могилев. В годы Великой Отечественной войны
Оборона Могилева
Хроника мужества
Буйничское поле
Могилёвская оборона

История Могилёва

Previous post Next post
Up