Статья блестящая и пронзительно честная, несмотря на некоторые простительные неточности. Автор - Ян Юзеф Липский (род. 25 мая 1926 года в Варшаве, ум. 10 сентября 1991 года) Критик и историк литературы, публицист, политик-социалист, масон, многолетний Великий Мастер подпольной ложи "Коперник". Солдат Армии Крайовой, участник Варшавского восстания.
С 1980 года активный деятель "Солидарности", в 1987 возрождал в стране ППС - Польскую Социалистическую Партию, в которой с 1987 года был председателем. С 1989 сенатор РП, умер в ходе первой каденции Сената. Полный текст - здесь:
http://www.mankurty.com/lipsky%20ru.html "...И тут наступила война и оккупация, вместе с ужасным гитлеровским геноцидом евреев. Оценка экзамена, который держали в этой ситуации поляки, не может быть, к сожалению, простой и однозначной.
На Западе, главным образом, среди евреев, пораженных трагедией истребления миллионов, появились безответственные и почти ничего не имеющие общего с действительностью обвинения польского народа в соучастии. Появились даже оскорбительные определения, как «нация шмальцовников» («шмальцовниками», от немецкого «шмальц» - «взятка», называли в годы оккупации тех, кто брал выкуп с евреев за недонесение на них в гестапо,- прим. перев.). Антиполонизм должен считаться не менее позорным, чем антисемитизм. Фраза «все поляки - антисемиты» или «все поляки - пьянчуги» равносильна фразе «все евреи - мошенники».
«Шмальцовничество», то есть шантаж скрывающихся евреев и сотрудничество с гестапо в их истреблении, в чем упрекают поляков Запад и многие евреи,- явление маргинальное. Каждое общество имеет своих преступных маргиналов. Для евреев это были маргиналы столь грозные, что многим они заслонили собой всю остальную Польшу. Трудно упрекнуть в деформации зрения людей, которые несколько лет были объектом охоты. Нужно, однако, помнить, что гестапо, пользуясь предателями, не только вылавливало скрывающихся евреев, но и расконспирировало целые отряды подпольной армии (ср. провал диверсионного отряда Главного командования Армии Крайовой «Оса - Коса») и деятелей даже такого ранга, как главный комендант АК «Грот»-Ровецкий. Так что в принципе речь шла не об антисемитизме, а об омерзительной деятельности, направленной против всех, кого выслеживало гестапо.
В полемическом запале против несправедливых мнений об отношении польского общества к евреям пропаганда ПНР обобщенно утверждала, что такова позиция всех евреев на свете, но это ложь с антисемитской тенденцией, ложь, рассчитанная на плохую информированность. Список поляков, награжденных израильской медалью «Праведный среди Народов», длинен и наверняка не закончен. Он свидетельствует, что евреи в Израиле оценивают заслуги поляков в деле спасения евреев в Польше во время второй мировой войны. Более того, присуждая недавно эту медаль бывшему шефу руководства Подпольной Борьбы, институт Яд Вашем, который решает вопрос о присуждении награды, в качестве обоснования официально указал на заслуги польского подпольного государства в этом деле. Еврейские ученые, такие как Филип Фридман 69, внесли существенный вклад в выяснение правды об участии поляков в спасении евреев. Ан-типолонизм среди части евреев на Западе нельзя приписывать всей общности - как нельзя целому польскому народу приписывать антисемитизм.
Нужно, однако, с болью, но отважно сказать, что правда в этом вопросе не кажется столь простой и ясной, как это часто представляют. Не в преследовании и выслеживании скрывающихся евреев виновны поляки главным образом (хотя были среди них и такие), а в равнодушии. Это правда, что нужен был буквально героизм, чтобы спасать евреев. Я знаю людей, которых немцы схватили с оружием в руках и которые, однако, выжили в концлагерях,- но не знаю ни одного человека, укрывавшего еврея, который был бы пойман на этом и остался жив, и я не слышал о таком. Больше того: солдат АК знал, что если его арестуют, его ждут пытки, может быть, арестуют его жену, наверняка его вскоре расстреляют; но он мог рассчитывать, что маленькие дети уцелеют. Кто укрывал еврея, не мог рассчитывать и на это. Французы и голландцы не платили такой цены - и, несмотря на это, их успехи в спасении евреев не чрезмерно велики, а вина французов при выдаче евреев даже, можно сказать, значительна. Усилия польского общества в деле спасения евреев были велики, достойны уважения, щедро оплачены кровью - и небезуспешны. Речь не только об отдельных лицах и семьях, спасавших своих друзей,- действовали такие организации, как Совет помощи евреям, пользовавшийся поддержкой и помощью польского подпольного государства. Позиция польских властей в этом деле была ясной. Я считаю, однако, что значительная часть общества была равнодушна к истреблению евреев и что вину за это несет, в частности, и предвоенный антисемитизм. Да что там, конспиративная пресса крайних правых оставалась антисемитской даже во время войны! Более того, разве мы не слышали во время оккупации фразу: «После войны Гитлеру будет поставлен памятник!»? Если бы перед войной не отравляли польский народ антисемитизмом, наверняка меньше было бы равнодушных. Не было бы, может быть, и тех подонков, которые в местечках Мазовша занимались грабежами и разбоем, когда из гетто вывозили людей, их сограждан, об этом писал открыто - протестуя и грозя репрессиями - «Информационный бюллетень», официальный орган АК.
История антисемитизма в Польше на этом не кончается. Сразу же после войны всю страну потрясло сообщение о келецком погроме. Многое указывает на то, что это была провокация НКВД и службы безопасности. Нужно было мнению Запада представить Польшу как страну гитлеризованную, в которой только коммунисты могут установить порядок. Но стопроцентных доказательств мы не имеем, и если бы даже они нашлись - остается фактом, что такого рода провокации удаваться могут только тогда, когда падают на подготовленную почву".