Будущим пилотам гражданской авиации. Часть 4-я: как была устроена подготовка пилотов во времена СССР

Sep 17, 2017 12:19

В свете событий, разворачивающихся сейчас в российской гражданской авиации, захотелось узнать, всегда ли в системе подготовки пилотов гражданской авиации в нашей стране было всё так плохо? Отнюдь. Мой коллега Дмитрий Самохин помог сделать замечательную историческую справку, которую я с радостью размещаю на страницах этого журнала.


После создания гражданской авиации СССР (официальная дата - 9 февраля 1923 года) возникла необходимость подготовки значительного количества пилотов гражданской авиации. Для обеспечения этой потребности в 1935 г. в г. Батайске Ростовской области при 1-й объединенной школе пилотов и авиатехников Гражданского воздушного флота (ГВФ) были организованы Курсы высшей летной подготовки (КВЛП), основной целью которых была «переподготовка пилотов по самолетовождению, по приборам, по радио, ночью и в затруднительных метеорологических условиях, а также переподготовки пилотов в высший класс и на тяжелые самолеты».
В 1947 г. КВЛП были реорганизованы в Школу высшей летной подготовки (ШВЛП), которая была перебазирована в г. Бугуруслан Оренбургской области, а в 1950 г. - в г. Ульяновск. В дальнейшем ШВЛП подверглась ряду преобразований, итогом которых стало создание в 1992 г. Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации. В настоящее время - Ульяновский институт гражданской авиации.
16 декабря 1940 года были созданы 41-я отдельная учебная авиаэскадрилья ГВФ с базированием в г. Актюбинске (Казахстан) и 121-я отдельная учебная авиаэскадрилья ГВФ с базированием в г. Гомель (Белоруссия). Результатом ряда реорганизаций и передислокаций в 1951 г. было создано Бугурусланское летное училище гражданской авиации.
16-я Отдельная учебная эскадрилья ГВФ с базированием в г. Первомайске Одесской области была создана 16 декабря 1940 года. В конечном итоге, после преобразований на ее базе в 1948 г. было создано Краснокутское летное училище гражданской авиации (г. Красный Кут Саратовской области).
2 марта 1943 года была создана Исиль-Кульская авиашкола первоначального обучения ГВФ, позднее перебазированная в г. Сасово Рязанской области. В июне 1947 г. было создано Сасовское летное училище гражданской авиации.
В 1955 г. в Ленинграде было основано Высшее авиационное училище ГВФ (в настоящее время - Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации).
1 июля 1960 года было основано Кременчугское летное училище гражданской авиации (г. Кременчуг, Украина), после распада СССР было переименовано в Кременчугский летный колледж Национального авиационного университета.
На базе Кировоградского военного авиационного училища летчиков дальней авиации (60-е высшее авиационное училище летчиков ВВС), расформированного в 1960 году, была создана Кировоградская школа высшей летной подготовки ГВФ (г. Кировоград, Украина), реорганизованная впоследствии в Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации (1978 г.). В настоящее время училище является Кировоградской летной академией Национального авиационного университета Украины.
В 1975 г. в г. Актюбинске (Казахстан) было основано Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации, преобразованное в 1996 г. в Актюбинское высшее военное авиационное училище.
В 1980 г, Ульяновская ШВЛП была упразднена, а на её основе был создан "Ордена Ленина Центр совместного обучения лётного, диспетчерского и технического персонала ГА стран членов СЭВ". Это было основное и единственное учебное заведение в СССР, занимавшееся переподготовкой лётного состава с оного типа ВС на другой. В народе так и продолжали называть Ульяновский Центр - ШВЛП или "Шалопаевка".
Таким образом, в СССР сформировалось 8 учебных заведений, которые готовили пилотов самолётов для гражданской авиации, из них 4 - высших:
  1. Ульяновский институт гражданской авиации был основан в 1935 году в г. Ульяновск (Россия).
  2. Бугурусланское летное училище гражданской авиации было основано в 1940 году в г. Бугуруслан Оренбургской области (Россия).
  3. Краснокутское летное училище гражданской авиации было основано в 1940 году в г. Красный Кут Саратовской области (Россия).
  4. Сасовское летное училище гражданской авиации было основано в 1943 году в г. Сасово Рязанской области (Россия).
  5. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации был основан в 1955 году в г. Ленинград (Санкт-Петербург, Россия).
  6. Кременчугское летное училище гражданской авиации, ныне расформированное, было основано в 1960 году в г. Кременчуг (Украина).
  7. Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации, ныне расформированное, было основано в 1975 в г. Актюбинск (Казахстан).
  8. Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации было основано в 1978 году в г. Кировоград (Украина).
Ежегодный выпуск летных училищ гражданской авиации составлял порядка двух тысяч человек. Выпускник училища, как правило, становился вторым пилотом Ан-2, через несколько лет - командиром этого самолета. Затем пилоты проходили переподготовку на самолеты Ан-24 и Як-40. После получения опыта пилотирования этих самолетов пилотов назначали на самолеты второго и первого класса - Ту-134, Як-42 и Ту-154, Ил-62, Ил-86. Такая система обеспечивала высокую квалификацию пилотов - невозможно было стать командиром воздушного судна, не пройдя все этапы подготовки. Советская система подготовки пилотов по праву считалась одной из ведущих в мире.

Источник: Крикунов К.Н. «Проблемы системы подготовки пилотов гражданской авиации» / Вестник Южно-Уральского государственного университета, 2013, том 5, № 2.

cpl, ЛУГА, лицензия коммерческого пилота, flight education, ЛУЗГА, лётное образование, flight school, лётное училище

Previous post Next post
Up