Эйн Геди - Синагога.

Mar 31, 2024 00:09



Как мы уже знаем, первые масштабные раскопки в оазисе Эйн Геди провёл Биньямин Мазар в 1961-5; изучал он в основном холм Тель Горен, и обнаружил там поселение, существовавшее с минус 7-го по плюс 1-й век. Но минуточку, ведь более двухсот лет спустя Евсевий и за ним Иероним отрапортовали, что "Енгадди (Έγγαδδί), колена Иудина, где скрывался Давид в пустыне, что в Авлоне Иерихона; и ныне, есть большое селение Иудеев, Енгадди, прилежащее к Мертвому морю откуда идет опобальзам" ?

На помощь археологам в очередной раз пришёл мирный трактор, а может какая-нибудь другая штуковина для прозаичных земляных работ. В том же 1965-м прокладка водопровода метрах в 300 к востоку от холма привела к обнаружению мозаики, и новая локация перехватила эстафетную палочку. В 1970-2 здесь три сезона копали Дан Бараг, Эхуд Нецер и Иегошуа Порат; в 1996-2002 семь сезонов Изхар Хиршфельд; и в 2010-е Гидон Адас с Орит Перег-Баркат; так на поверхности оказалась обещаная деревня римского и византийского периодов (с -1-го по 6-й век). Согласно Хиршфельду, археологи раскопали 4 дунама, но площадь античной деревни была раз в 10 больше; плотность населения он оценил в 25 человек на дунам и общую численность в 875 или более душ. Средняя деревня того времени, мол, занимала 10-15 дунамов.

От первого культурного слоя (IV), соответствующего началу римского периода, сохранились остатки стен и миква; селение, по словам Флавия, было центром одного из одиннадцати округов-топархий Иудеи (Иудейская война 3 3 4), но во время Великого восстания подвеглось разрушительному набегу засевших в Масаде зелотов-сикариев:

В праздник опресноков, установленный иудеями в память освобождения от египетского рабства и возвращения в свою отечественную страну, они незаметно для тех, которые могли бы воспрепятствовать им, вышли ночью из своей крепости и напали на городок по имени Энгадди. Часть жителей, способная к бою, была рассеяна и прогнана из города еще прежде, чем она могла собраться и вооружиться, осталь­ные же, слишком слабые для бегства, женщины и дети, в числе свыше семисот, были все перебиты; затем они начисто ограбили дома, захва­тили созревший хлеб и возвратились со своей добычей в Масаду. Таким путем они разграбили все деревни вокруг крепости и дальние окрестно­сти...
(Иудейская война 4 7 2)

Из найденного в Пещере писем личного архива женщины по имени Бабата следует, что евреи жили в Эйн Геди перед восстанием Бар Кохбы; а по соседству стоял римский гарнизон, возможно охранявший важную опобальзамоиндустрию. Селение сумело восстановиться и после подавления восстания Бар Кохбы, чему свидетельством следующие культурные слои (III и II), покрывающие 2-6 века. Жило местное население, видимо, довольно неплохо; оно позволило себе синагогу с мозаичным полом, а среди мелких находок имеются украшения и золотые монеты. Весьма вероятно, что основой процветания служили вышеупомянутый опобальзам плюс добыча естественного асфальта из Мёртвого моря. Tему этого самого воспетого Плинием (Естественная история 12.54) опобальзама, афарсемона-который-не-хурма итп подробно раскрыл arktal, так что позволю себе сачкануть...

Конец в виде пожара сначала относили к первой половине 6-го века и связывали с гонениями на евреев в начале правления Юстиниана. Однако под слоем разрушения обнаружились более поздние монеты и керамические светильники, и Хиршфельд перенёс сожжение сабжа на рубеж 6-7 веков; он осторожно предположил, что причиной мог быть набег бедуинов; такие набеги, мол, упоминал Иоанн Мосх и ещё кто-то. Довершают картину остатки домов мамлюкского периода (слой I, 13-14 века).

Вид на античную деревню с подъёма к халколитическому храму:



План:



(Энциклопедия археологических раскопок)

Реконструкция, вид с севера:



В строительстве местной синагоги Бараг различил три фазы. Сначала (рубеж 2-3 веков) она состояла из одного трапециевидного помещения; потом была переделана в конце 3-го или начале 4-го века, и ещё раз в середине 5-го.





(Гахлили)

Из юго-восточного угла:



Мозаика с птицами в центре синагоги:





Север:





Северо-запад:





Юг:





Запад:





Мозаичный пол западного нефа содержит длинную надпись на иврите и арамейском, из пяти частей и 21 строчки. Там и имена патриархов, и знаки зодиака, и месяцы еврейского календаря, и упоминания жертвователей; и - в третьем абзаце - проклятие, в частности раскрывшему некий "секрет города". Обычно предполагают, что речь идёт о технологии изготовления бальзама.

Адам Шет Энош Кейнан Маалэль Йаред
Ханох Метушелах Ламех Ноах Шем Хам Йефет

Овен телец близнецы рак лев дева
весы скорпион телец козерог водолей рыбы
нисан ияр сиван тамуз ав элюль
тишрей мархешван кислев тевет шват
и адар. Авраам, Ицхак и Яаков. Мир.
Ханания, Мишаэль и Азария. Мир Израилю.

Да запомнят их добром: Йосе и Азариан и Хезекиан, сыновья Хилфи.
Всякий, вызывающий раздор между мужчиной и его другом, или
опорочивший своих друзей перед иноверцами, или укравший
совственность его друга, или раскрывший секрет города
иноверцам - тот, чьи глаза видят весь мир
и кто видит скрытое, он обратит своё лицо к тому
человеку и его семени и искоренит его из поднебесного мира,
и народ скажет: амен и амен села.

Рабби Йосе сын Хилфи, Хезекиан сын Хилфи, да запомнят их добром
за то, что они сделали многое во имя милостивого. Мир.

Да запомнят добром всех сыновей города, давших от себя
на ремонт синагоги. Да запомят добром Йонатана кантора,
который пожертвовал на ремонт синагоги. Мир.







Из северо-западного угла:





Рядом:



Миква:





Ещё миква:





Большой дом к северу от синагоги, частично раскопанный ещё в 1970-е и дораскопанный недавно Адасом; в комнате на переднем плане нашли куски асфальта.



Дальше:







Улица:







Этот дом иногда условно называют "домом Хилфи" (или Халфи):







Площадь:



Ещё одна миква:



Всё:







Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности.

Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volumes 2,5)
Ein Gedi: A Large Jewish Village By Yizhar Hirschfeld (PDF)
Hadashot-esi.org.il 1,2,3,4
Ancient Synagogues - Archaeology and Art New Discoveries and Current Research By Rachel Hachlili
The Inscriptions of the En-Gedi Synagogue By Haggai Misgav
Coins from the En-Gedi Synagogue and its Environs By Gabriela Ingrid Bijovsky
Archaeology.org

фотоотчёты, синагоги, мозаики

Previous post Next post
Up