От
доисторического халколита перейдём к периодам, отражённым в письменных источниках; в нашем случае - в ТАНАХе.
Эйн Геди значится среди городов колена Иегуды, расположенных в пустыне (
Иегошуа 15:61). Далее, мол, Давид скрывался "в неприступных местах Эйн-Гэди" от Шауля, и где-то в этих краях произошла известная история с порчей царского платья:
И было, когда вернулся Шаул из (погони) за Пелиштимлянами, сообщили ему, сказав: вот, Давид в пустыне Эйн-Гэди. И взял Шаул три тысячи отборных мужей из всего Исраэйля, и пошел искать Давида и людей его по скалам, где живут серны. И пришел он к овечьему загону при дороге, а там была пещера; и зашел туда Шаул за нуждой; а Давид и люди его сидели в глубине пещеры. И люди Давида сказали ему: вот тот день, о котором говорил тебе Г-сподь: «Вот, Я предаю врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что захочешь». И встал Давид и тайком отрезал край меила Шаулова... А Шаул поднялся из пещеры и пошел в путь. Поднялся и Давид после этого и вышел из пещеры, и позвал Шаула, сказав: господин мой царь! И когда оглянулся Шаул, поник Давид лицом к земле и поклонился. И сказал Давид Шаулу: зачем слушаешь ты речи людей, говорящих: «Вот, Давид замышляет зло против тебя»? Вот, сегодня видели глаза твои, что ныне предал тебя Г-сподь в руки мои в пещере; и говорили (мне), чтобы я убил тебя, но я пощадил тебя и сказал: «Не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Г-сподень». Взгляни, отец мой, посмотри на край меила твоего в руке моей: если отрезал я край меила твоего, а тебя не убил, то знай и смотри, что нет в руке моей зла и преступления, и не грешил я против тебя, а ты преследуешь душу мою, чтоб отнять ее... И громко заплакал Шаул, И сказал Давиду: ты справедливее меня, ибо ты воздавал мне добром, а я воздавал тебе злом. Ты же доказал сегодня, что поступил со мною милостиво, что Г-сподь предал меня в руку твою, но ты не убил меня. Ведь если находит человек врага своего, то разве отпускает он его добром в путь? И Г-сподь да воздаст тебе добром за этот день, за то, что сделал ты мне. А теперь знаю я, что ты непременно будешь царствовать, и утвердится в руке твоей царство Исраэйлево. А теперь поклянись мне Господом, что ты не истребишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего из дома отца моего. И поклялся Давид Шаулу. И пошел Шаул в дом свой, а Давид и люди его поднялись в свое укрепление.
Заметим, что несмотря на данную клятву, впоследствии Давид всё же
казнил семерых потомков Шауля по просьбе гивонян... Объект также упоминается в
Диврей а-Ямим II 20:2: "И пришли и донесли Йеошафату, говоря: Идет на тебя рать великая из-за Мертвого моря, от Арама, и вот они в Хаццон-Тамаре, он же Эйн-Гэдди"; в
Песни песней 1:14: "Кисть кофэра - друг мой для меня в виноградниках Эйн-Гэди"; и наконец
Йехезкель 47:10 предсказывает здесь хороший клёв:
И сказал он мне: воды эти текут в восточный край, и спустятся они к Араве и войдут в море, к морю (вод) выходящих, - и исцелятся воды. И будет: все живые существа, которые кишат там, куда приходят потоки эти, живы будут, и будет рыбы весьма много, потому что придут туда воды эти и исцелятся, и все живо будет там, куда придет поток этот. И будет: стоять будут возле него рыбаки от Эйн Гэди до Эйн Эглайима, закидывать будут там сети; рыба будет там разного рода, как в море Великом, (и будет ее) весьма много.
Флавий сообщает, что Эйн Геди (Энгадди) находится "у Асфальтового озера в расстоянии трехсот стадий (55 км) от Иерусалима. В этой местности растут отличнейшие финиковые пальмы и получается бальзам." (
Иудейские древности 9 1 2); а также что в его время объект был центром одного из одиннадцати округов-топархий Иудеи (
Иудейская война 3 3 4).
(Давид, Саул и испорченная одежда на картине Виллема де Поортера, 17 век, via
wiki)
На этом я пока остановлюсь и обращусь к имеющемуся на местности; и это будет не широко известная
поздеантичная деревня с синагогой, а предшествовавшее ей поселение на Тель Горен (Тель эль-Джурн) - небольшом холме к северу от
речки Аругот. Впервые археологической разведкой холма занимался Биньямин Мазар в 1949-м. В 1961-5 он же провёл здесь пять сезонов раскопок, и накопал столько же культурных слоёв.
- Поселение конца железного века (примерно с 630-го до нашей эры); было сожжено, возможно Навуходоносором в 582-1.
- Поселение персидского периода (5-4 века до н.э.), в том числе большое здание на северном склоне.
- Эллинистическая цитадель со стенами толщиной от 1.2 до 2 м и прямоугольными башнями на западе и юге. Большая часть находок датируется правлением Александра Яная и его потомков. Предположительно цитадель была разрушена во время разборок между последним хасмонейским царём
Антигоном II, поддержанным парфянами, и проримским Иродом (прим. 40 до н.э.).
- Римская цитадель со стеной толщиной порядка 2 м и башней размером 14 на 7 м в западной части; предположительно дело рук потомков Ирода в -4 - 68 годах. Большое здание на северном склоне, к северу от вышеупомянутого персидского.
- Слой позднего римского и византийского периодов (2-6 века) сводится к временным строениям и сельскохозяйственным террасам.
Холм находится чуть правее дороги, ведущей к туристическому маршруту вдоль речки Аругот; у самого его подножия есть парковка.
От парковки на север идёт чёрный маршрут, по которому можно дойти до халколитического храма:
Слева от тропы горы:
А справа - сегодняшняя цель:
Дальше по часовой стрелке:
Насколько я понимаю, римское здание:
Теперь наверх, примерно с востока:
Современный культурный слой; возможно остатки кибуцных укреплений:
И резервуар:
Северная часть холма:
Вид сверху на уже знакомое римское здание:
Южный склон:
Теперь на запад:
Римская башня:
В башне два помещения побольше:
И ещё два совсем маленьких:
9 апреля 1942-го в этих местах остановилась на привал возвращавшаяся из похода в Масаду группа из 156 воспитанников движения "
А-Шомер а-цаир" в сопровождении четырёх бойцов Пальмаха. У бойцов были гранаты, и одна то ли попала в костёр, то ли взорвалась по какой-то другой причине,
убив 8 человек. Памятник погибшим находится у западного подножия холма.
Примерно к северо-востоку от Тель Горен в кустах прячутся опять же вероятные остатки укреплений:
Именно здесь, восточнее Тель Горен, 26 февраля 1953-го был основан современный посёлок Эйн Геди. Изначально он был
военизированным поселением в рамках программы Нахаль; в январе 1956-го переформатировался в "гражданский" кибуц движения
А-ноар а-овед ве-а-ломед, а в июле 1959-го переехал на нынешнее место, к югу от речки Аругот. Место кибуца заняла первая в Израиле так называемая "
полевая школа", примерный аналог турбазы; в 1967-8 она в свою очередь перебралась на новое место, к северу от речки Давид.
Восстановленный барак:
И всякая фигня:
Фотографии: в wikimedia commons
1,
2.
ГугльМэп местности.
Ссылки:
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 2)
BibleWalks.com