Иерусалим - Акелдама.

Jun 26, 2023 07:12



От Султанова пруда субъект с фотоаппаратом спускается по долине сыном Енномовых, т.е. на иврите Гей Бен-Ином, откуда легко получается Геенна. Арабское название долины - Вади ар-Рабаби; если верить википедии, топоним связан с музыкальным инструментом ребаб, но при чём тут последний - непонятно. Объект впервые упомянут в книге Иегошуа (15:8 и 18:16) в качестве границы между наделами колен Иегуды и Биньямина. Согласно Диврей а-Ямим II 28:3, царь иудейский Ахаз "совершал воскурения в долине Бэн-Иннома, и сжигал сыновей своих в огне, по мерзостным (обычаям) народов, которых прогнал Г-сподь от сынов Йисраэйлевых". Четыре поколения спустя царь Йошиягу в рамках своей религиозной реформы "осквернил... Тофэт, что в Гэй Бэн-Инноме, чтобы никто не проводил ни сына своего, ни дочери своей через огонь Молэху" (Мелахим II 23:10). Наконец, в книге Иеремии среди прочих мрачных пророчеств находим релевантное (7:30-34):

Так как сыны Йеуды делали то, что есть зло в очах Моих, - сказал Г-сподь, поставили мерзости свои (идолов) в доме, названном именем Моим, чтобы осквернить его, и построили жертвенные возвышения Тофэта, что в Гэй Бэн-Инноме, чтобы сжигать в огне сыновей своих и дочерей своих, чего Я не повелевал и что не приходило на ум Мне, за то вот, наступают дни, - говорит Г-сподь, - когда не скажут больше: «Тофэт» и «Гэй Бэн-Инном», а (скажут) Гэй Арэйга (Долина убийства); и будут хоронить в Тофэте из-за недостатка места. И трупы этого народа будут пищею птицам небесным и зверям земным, и некому будет отогнать их. И пресеку Я в городах Йеудеи и на улицах Йерушалаима глас ликования и глас веселья, глас жениха и глас невесты, ибо земля эта станет пустынею.

Неудивительно, что Геенна разжилась эпитетом "огненная" и (во всех трёх городских религиях) обросла аццкими ассоциациями... Anyway, от Султанова пруда долина идёт на юг вдоль западной стены старого города; потом вокруг горы Сион; и на восток, где в итоге "впадает" в Кидрон. И незадолго до встречи с последним справа по курсу показывается место со своими собственными мрачными ассоциациями, но уже восходящими к новому завету.

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня.
(Мф 27:1-9)

Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса; он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама́, то есть земля крови.
(Деяния 1:16-19)

Акелдама, вернее "хакел дама" - это буквально "поле крови" по-арамейски; ивритоговорящий читатель легко обнаружит знакомые корни. Заметим также, что впоследствии на некоторых языках участки для погребения нищих и неопознанных стали именоваться "землёй горшечника" (англ. potter's field, устар. рус. скудельница). Но вернёмся к этому конкретному участку. В начале 4-го века Евсевий сообщил, что Акелдама "и ныне показывается в Элии, к С. от Сиона"; а в конце того же столетия Иероним переправил север на юг, что можно считать первым свидетельством нынешней традиции. Паломник из Пьяченцы (570-е) обнаружил там могилы, кельи отшельников, яблони и виноград:

Leaving Siloam we came to the field which was bought with the price paid for the Lord, and is called Aceldama, ‘the field of blood in which they bury strangers’. Among the tombs are the cells of servants of God, many of them workers of miracles. The whole area covered by the tombs is full of appletrees and vines.

В 680-е в Иерусалиме побывал франкский епископ Аркульф; и на обратном пути, оказавшись волей волн на шотландском островке Айона, пересказал увиденное аббату Адамнану; последний в числе прочего записал про Акелдаму:

Our friend Arculf often made a pilgrimage to this small plot on the southern side of Mount Sion. It has a stone wall. A large number of strangers have been buried there with some care, but there are some others who have been carelessly left unburied, merely having been covered with clothes or skins. They lie rotting on the surface of the soil.

При Карле Великом в Иерусалиме был основан госпиталь для латинских паломников; и если верить бенедиктинскому аббату Друтмару из французского аббатства Корби, похоже, что Акелдама относилась к этому госпиталю. При крестоносцах паломников и соответственно свидетельств становится больше; уже в самом начале 12-го века объект мельком упомянули Зевульф, Ottobonian Guide, Qualtier и Бартольф из Нанжи, а за ними многие другие (цитаты можно найти у Уилкинсона). Несколько более подробное описание оставил Даниил (1106-8):

И тут, под той же горой Сионской, находится село Скудельничье, которое купили на полученные за Христа деньги для погребения странников. Оно по ту сторону ущелья, под Сионской горой, на юг от Сиона. И много пещер высечено на склоне горы в камне, и в тех пещерах теперь гробы устроены, в камне высечены удивительно и чудесно: тут погребаются пришлые странники бесплатно, так; ничего ведь не дают за то святое место, ибо оно выкуплено кровью Христа.

Церковь в Акелдаме впервые фигурирует в анонимном жизнеописании Константина, составленном между 715-м и 1009-м; причём утверждается, что она была построена Еленой; учитывая вышеприведённые свидетельства паломников, даже само наличие дофранкской церкви, не говоря уже об аттрибуции, вызывает большие сомнения. Но к 1143-му она уже должна была появиться, поскольку известно, что патриарх Вильгельм передал госпитальерам "церковь в поле, именуемом Акелдама, где хоронят тела паломников, со всей землёй этого поля, измеренной в присутствии сирийских старцев". В 1153-7 церковь упоминается в документе Храма Гроба Господня; а в 1172-м её же отмечает Теодерих:

In the field of Akeldama, where the [Hinnom] valley divides from [Mount Sion], is the burial place of the pilgrims, in which there is a church of the Holy Mother of God and Virgin Mary, where moreover on the Holy Day of the Palms we buried one of our dead brothers, Adolf by name, a native of Cologne.

По хронике Эрнула (написанной примерно в 1230-е), к моменту падения Иерусалима в 1187-м в Акелдаме имелся погребальный комплекс (Carnier) с именем собственным (?) Caudemar, и туда бросали тела умерших в иерусалимском госпитале. Подробности о комплексе, впрочем, появляются только в 14-м веке. Его кратко описывает Иаков из Вероны (1335), и более детально Николас из Поджибонси (1347-50):

a large wall, a good 20 feet high at the front and level with the hillside above. Climbing above the wall to the east and reaching the top, (one could see that) above it is level with the hillside, covered with earth, 18 feet wide and as much in length. It has a good three windows above it; and when I looked through them I could not see the bottom... There are buried the pilgrims, who are trown through those windows already mentioned. One sees no bones of them, nor skin. This field is uncultivated. At the foot of the wall there are two windows. All the pilgrims who visit that holy field walk around it three times saynig psalms and Paternosters and prayers for the souls of all the Christians who are buried there; and this is called Campo Santo.

В 1619-м голландский паломник Иоганн Коотвик уточнил, что тела опускали через отверстия при помощи верёвок; а также что сооружение было уже практически полным...

По свидетельству Лудольфа Зюдхайма (1336-41), незадолго до его визита доминиканцы приобрели сад возле Акелдамы; а Феликс Фабри (1480-3) добавляет, что в 14-м веке орден основал здесь монастырь, но вынужден был оставить его из-за враждебности местных мусульман. С другой стороны, Агрефений (1370) написал о греческом монастыре св. Онуфрия; быть может, он занял место заброшенного доминиканского ? К 1402-му участок принадлежал армянской церкви, а с 17-го века - грекам. Последние захоронения, согласно Конраду Шику, были зафиксированы в 1829-м; но и это, видимо, не окончательная дата (см. ниже).

Со средних веков земле Акелдамы приписывались чудесные свойства - тела в ней не то быстро разлагались, не то, напротив, подолгу не разлагались, но в любом случае не пахли. Так, Иаков из Вероны провёл эксперимент - после того, как внутрь бросили несколько тел, он просунул голову в отверстие и обнаружил, что из-под сводов не исходит никакой запах; а Лудольф писал, что брошенные в отверстия тела истлевали за три дня. Сильнее углубился в тему русский паломник Василий Поздняков (1558):

В этом селе в каменной горе выкопан погреб, вроде пещеры, и приделаны малые дверцы. В погребе этом находятся две как бы кладовые, и кладут христиан в погребе без гробов на землю. Когда положат христианина праведного или грешного, то лежит тело его 40 дней целое и мягкое, и смрада от него нет. А когда исполнится 40 дней, то за одну ночь тело его превратится в землю, а кости обнажатся. Приходит тогда человек, который живет в этом селе, соберет ту землю на лопату и помещает в одну кладовую, а кости - в другую кладовую. Кости целы и доныне; а земля словно голубая. Когда кто из православных придет помолиться, то не велят никому брать никаких мощей из того села. Если же какой-нибудь человек возьмет потихоньку часть тех мощей, то когда он сядет на корабль в море, тогда этот корабль по морю не может плыть. И начнут турки обыскивать христиан, и если найдут у кого что-то из тех костей, того выбросят в море, а корабль пойдет своим путем. Поэтому и не берут ничего из того села, поскольку не позволено это.
(цитата позаимствована у Дениса Златопольского)

С другой стороны, анонимный соотечественник Позднякова в 1640-м сообщил, что в комплекс ежедневно заливают пуд ладана, а иначе рядом было бы невозможно находиться. В середине 19-го века Эрмете Пьеротти решил провести свой эксперимент и получил отрицательный результат:

Народное суеверие приписывает земле Акелдамы свойство поглощать похороненые в ней тела за сутки; по этой причине ее увозили для использования в христианских захоронениях. Св. Елена перевезла 270 судов (с землей) в Рим. Крестоносцы из Пизы по возвращении из Сирии привезли большое количество этой земли, которую уложили на (кладбище) Кампо-Санто, 1218 г. н.э. Я очень хотел проверить истинность этого поверья, и поэтому похоронили на глубине четырех футов тело, правда, не человека, а ягненка. Через восемь дней я извлек его, и, к несчастью для моего обоняния, обнаружил, что хотя я тщательно выбрал естественный грунт, чистый от мусора, эксперимент не удался; поэтому я вынужден сделать вывод, что почва утратила свои былые достоинства. Я также наполнил ящик землей и поместил в него птиц, мелких четвероногих и рептилий; но во всех случаях плоть разлагалась медленно. Я также посадил в эту землю цветы в своем собственном доме, и нашел, что они прекрасно растут.
(тоже позаимствовано у Дениса Златопольского)

В наше время визитёр возле меня обнаруживает в Акелдаме современный монастырь св. Онуфрия; всё ещё впечатляющие руины средневекового погребального комплекса; и античный некрополь. Какие-либо следы средневековой церкви не найдены...

Итак, вперёд по адской долине, изучать объект ногами:







Просто живописный дом:



Запертые ворота монастыря св. Онуфрия:



Истоки традиции, связывающей Акелдаму с египетским отшельником 4-го века неясны. Впервые она "всплывает" у Рикольдо из Монтекроче в конце 13-го - мол, он видел здесь кельи Онуфрия и других святых отцов. Peter de Pennis (примерно 1350) назвал здешнюю пещеру церковью и добавил, что в ней собирались в своё время апостолы. В 1370-м, как уже говорилось выше, Агрефений сообщил о греческом монастыре св. Онуфрия в Акелдаме. В 1553-м Хуан Перера развил тему пещеры апостолов:

A little higher up the hillside are the spot and the cave in the face of the hill where the Apostles remained hidden for three days after the death of Christ. There is a chapel in this place, but only a few fragments are now visible of the pictures of the Apostles, which once adored the ceiling of the chapel.

Наконец, в 1882-92 усилиями отца Кирилла (Ангелидиса) в Акелдаме снова был основан греческий православный монастырь св. Онуфрия. Кирилл умер в 1903-м и был похоронен в монастыре. "Пещера апостолов" служит теперь часовней. Согласно Принглу, изначально она была погребальной пещерой римского периода; он отмечает остатки средневековых фресок на стенах. Существует также предание, что на территории монастыря находится могила иерусалимского патриарха 5-го века Ювеналия. Монастырь женский. С одной стороны он как будто открыт для посетителей по понедельникам и четвергам, с другой - израильтян, как я понимаю, пускать не склонны.



Обхожу монастырь справа:





Теперь наверх...



...к погребальным пещерам и средневековому погребальному комплексу. Некрополь, согласно Принглу, использовался в 8-6 веках до нашей эры и снова с минус первого до первого века.



Ближайшая пещера:





Дальше:











Средневековый погребальный комплекс, как и писал Николас из Поджибонси, пристроен к склону холма, что позволяет легко зайти на его крышу с южной стороны. Исследованием объекта занимались с 19-го века, в частности первый план составил Конрад Шик; в 1894-м Хеннинг Меландер выкопал внутри комплекса две ямы и обнаружил в них слой извести, под ним слой костей и наконец слой обгоревших костей и пепла. Последним на данный момент комплекс изучал Амит Реэм в 2010-м; при этом найденные останки (в том числе опять же обгоревшие кости) были перезахоронены в монастыре св. Онуфрия. Тогда же среди перезахороненных останков была найдена принадлежавшая русской паломнице книжка с именами для поминовения (т.н. помянник), по всей видимости начала 20-го века; так что, похоже, Шик с 1829-м годом несколько поторопился.

Южная часть строения представляет собой пещеру, использовавшуюся для погребений в период второго храма. Длина "пристройки" 22 м, ширина 10 м; высота (включая глубину) оценивается в 20 м; пещера добавляет к ширине ещё 12 м; в итоге Реэм насчитал объём 4500 кубометров, достаточный для размещения до 12800 тел. Согласно описанию Шика, в западной стене был вход; к настоящему времени он исчез вместе с большей частью стены. Вероятно, он использовался для того или иного обслуживания комплекса. В крыше сооружения видны квадратные отверстия; изначально их было 15 - 9 в ряд вдоль свода, остальные как попало - но некоторые опять же исчезли вместе с частью свода. В какой-то период османские власти использовали комплекс для казни преступников через повешение на прикреплённых к своду металлических кольцах; кольца вроде бы ещё были видны в 20-м веке, а само сооружение было известно местным арабам как "виселица" (аль-мишнака или что-то вроде).

Насколько я понимаю, практически все исследователи датируют комплекс периодом крестовых походов, основываясь на его архитектуре и на свидетельстве Эрнула. Реэм, однако, пишет, что архитектура допускает и более поздний период; что текст Эрнула не свидетельствует однозначно о наличии в Акелдаме специального погребального комплекса (неясно, мол, что могло в в конце 12-го века означать слово Carnier); и что если сооружение было построено при крестоносцах, несколько странно, что его не разрушили и не растащили на стройматериалы айюбиды и мамлюки. Таким образом, заключает он, по крайней мере теоретически можно допустить, что объект был построен в краткий период возвращения франков в 13-м веке; или даже в начале 14-го века, когда мамлюки угомонились, начали налаживать связи с Европой и ввели послабления для паломников. Впрочем, несмотря на вышеизложенное, автор считает, что на данном этапе исследования воображаемый маятник всё ещё указывает на конец 12-го века как на наиболее вероятную датировку.

И возвращаясь к вопросу о "потерянной" церкви. Прингл предположил, что таковая могла стоять на крыше комплекса, занимая её полностью или частично. Намёк на то, что на крыше находилось дополнительное строение, он видит в горизонтальной фаске в верхней части западной стены. Но если там что-то и было, то вскоре после падения франкского Иерусалима это что-то было быстро и основательно разрушено, поскольку Николас описывает вершки строения как покрытую землёй террасу. Реэм опять же не соглашается - строение не кажется ему достаточно основательным, плюс смущает запах. По его мнению, либо церковь или часовня находилась где-нибудь к западу от комплекса, либо имелась в виду "пещера апостолов" на территории монастыря.



(Прингл)

Западная сторона; отсчитав четыре ряда камней сверху, можно заметить фаску, о которой пишет Прингл:



Северо-восток; здесь внешний слой камней не сохранился:



Крыша (осторожно):





Интерьер:









Ниши в основании свода, вероятно, использовались для установки временного деревянного каркаса, поддерживавшего строившийся свод:



Свод:



Чуть ниже по склону можно обнаружить полузасыпанные входы ещё нескольких погребальных пещер:



Среди них, насколько я понимаю, так называемая "гробница плащаницы". Последняя была случайно обнаружена во время экскурсии для студентов, которую проводил археолог Шимон Гибсон в 2000-м. Увы, как это часто случается, археологов опередили грабители... Гробница представляет собой два квадратных помещения с нишами (ака "кухим"). В ней нашли более 20 оссуариев, из которых только один не был разбит; на части оссуариев были имена, написанные на иврите или греческом (Мария, Шимон сын Шулая, Саломея, Финеас). Кроме того, были обнаружены остатки первичного погребения (т.е. кости не были перемещены потом в оссуарий), включавшие части скелета, волосы и материю, по всей видимости от погребального савана; последняя находка и дала название пещере, поскольку саваны (и вообще одежда) попадаются археологам редко. Дальнейшие исследования показали, что объект скорее всего был семейной гробницей 1-го века нашей эры. Покойный обладатель савана оказался взрослым мужчиной, страдавшим от туберкулёза и проказы. Кроме того, были обнаружены останки ещё нескольких человек; по крайней мере некоторые из умерших являлись родственниками; двое детей также болели туберкулёзом.

Вот вход в "гробницу плащаницы", если не ошибаюсь:





(Мэтесон)

Дальше, мимо монастырского забора:



Продолжение некрополя:





В 1994-м Лен и Кэтлин Ритмейеры опубликовали статью, в которой предположили, что одна из местных гробниц - небольшая, но богато украшенная - принадлежала первосвященнику Анне / Анану / Ханану", упомянутому в новом завете (Иоанн 18) и в Иудейских древностях Флавия (18:2:1). Последний в Иудейской войне 5:12:2, описывая построенную Титом стену вокруг Иерусалима, действительно размещает гробницу Анана примерно в этих местах:

От ассирийского стана, где находился его собственный лагерь, он вел стену в нижнюю часть Нового города, отсюда, чрез Кидрон, на Елеонскую гору, огибал гору по южному склону ее до утеса Перистереона и ближайшего к нему холма, подымающегося через долину у Силоамского источника, оттуда он направил ее опять к западу в долину того же источника; затем стена подымалась по направлению к усыпальнице первосвященника Анана и, обняв гору, на которой некогда расположился лагерем Помпей, обратилась к северу, мимо деревни Эребинтона, охватила затем памятник Ирода и примыкала опять к востоку, к лагерю Тита, где она началась.

Участок с гробницей принадлежит монастырю, который сдаёт его местным жителям; а те, в свою очередь, держат здесь скот. В результате состояние объекта оставляет желать лучшего. Зато там можно повстречать этого дружелюбного верблюда:







И пару застенчивых овечек:



Центральное помещение:



Справа:



Слева:



На потолке вырезана розетта с 32 лепестками:



Прямо:





И последняя в этом посте могила:









Взгляд за решётку:



Теперь только сфотографировать ещё раз монастырь, и дальше...



Бонус: Акелдама глазами Жана Зуаллара (1587):




И Уильяма Генри Бартлетта (1853):




Фотографии: в wikimedia commons

ГугльМэп местности

Ссылки:
The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem (Volume 3) Denys Pringle p 222, p 341
The Medieval Burial Structure at Aceldama: Terminological and Chronological Reflections and Some New Insights in Light of the Archaeological and Textual Evidence (Hebrew) By Amit Reem
А. Реэм, Я. Чехановец - Русский помянник из Акелдамы
Molecular Exploration of the First-Century Tomb of the Shroud in Akeldama, Jerusalem By Carney D. Matheson et al
Jerusalem pilgrims before the crusades By John Wilkinson
Jerusalem pilgrimage 1099-1185 By John Wilkinson
Tsaritsyn-tours.com
Zlat.co.il
Biblical researches in Palestine, and in the adjacent regions. A journal of travels in the year 1838 By Edward Robinson (volume 1) p 273,p 354
Jerusalem revisited by William Henry Bartlett
The survey of Western Palestine - Jerusalem By Charles Warren and C.R. Conder p 380,p 417
Отчёт ЖЖ-юзера lorien22
Отчёт ЖЖ-юзера grimnir74

некрополи и кладбища, церкви и монастыри, фотоотчёты

Previous post Next post
Up