Направляясь от Яффских ворот в Геенну огненную, праздношатающийся субъект с фотоаппаратом первым делом проходит мимо
Султанова пруда и, естественно, делает несколько снимков. Собственно, пруд и есть участок "адской" долины, отгороженный с юга плотиной. Возможно, его северная стена тоже служила плотиной, формировавшей ещё один пруд выше по руслу. Так,
Йосеф Шварц в 1850-м писал про два разрушенных резервуара:
Кроме этих пяти, есть ещё два разрушенных резервуара к северо-западу от горы Сион, в долине под названием Вади Джурад, которая расположена между высотами Гихона и Вади Рафаат. Северный был сооружён в 693-м году Хиджры (1293-4 н.э.), или 5051, султаном Мухмедом бин Килианом (т.е.
ан-Насир Мухаммед), как я узнал из надписей на стенах резервуара, поэтому он называется Биркат Султан. Тогда как южный был сооружён султаном Солиманом в 943-й год Хиджры (1536-7 н.э.), т.е. 5297, и носит имя Биркат Селиман.
Максимальная длина объекта 179 м, максимальная ширина 81 м. Длина южной плотины 85 м и ширина 16 м. Северная часть южной плотины приходится на стародавнюю каменную стену; южную часть достроили в 19-м и 20-м веках, что позволило провести по плотине хевронскую дорогу в её сперва каретной, а потом автомобильной инкарнациях; до середины 19-го века означенная дорога (по крайней мере, её основной вариант) огибала резервуар с запада и севера (см.
пост Евгения Кобелева). Дополняет картину "нижний акведук" из
Соломоновых прудов, также огибавший наш объект с севера. На дне пруда также были обнаружены остатки канала не с не вполне понятной датировкой и назначением. Пруд ещё служил водным резервуаром в начале османского периода, пока не вышел из строя приблизительно на рубеже 17-18 веков; на рубеже 19-20 он работал рынком скота и каменоломней; после 1948-го оказался на линии прекращения огня между Израилем и Иорданией; а после 1967-го его начали расчищать и с начала 1980-х до сих пор используют для концертов итп.
Ранняя история объекта, как часто бывает, довольно туманна. Уоррен счёл его работой крестоносцев; вроде бы в тот период он упоминается как "немецкое озеро" (Lacus Germani), но кем, когда и в каком контексте - я пока не нашёл. В 1536-м султан Сулейман построил на южной плотине питьевой фонтан ака сабиль и оставил соответствующую надпись (из которой, видимо, Шварц и взял приведённую им дату сооружения резервуара). Османские инженеры
подключили сабиль к нижнему акведуку и, похоже, заодно подключили и резервуар; до этого тот наполнялся исключительно дождевой водой. В конце 19-го века Конрад Шик предположил, что резервуар существовал уже в римский период, и что именно его имел в виду Флавий под именем "змеиный пруд" в
5-й книге Иудейской войны:
Тит между тем принял решение сняться со своим лагерем, расположенным на Скопе, и ближе придвинуться к городу. С этой целью он поставил отборный отряд всадников и пехоты в количестве, признанном им необходимым для защиты против вылазок иудеев, и приказал всему остальному войску выровнять все промежуточное пространство до стены. Тогда все заборы и решетки, которыми жители Иерусалима огораживали свои сады и рощи, были сломаны, плодовые деревья в окружности срублены и имя заполнены все углубления и впадины; скалистые же утесы были устранены железными инструментами. Таким образом они выровняли все пространство между Скопом и памятником Ирода, находившимся близ так называемого Змеиного пруда.
В наши дни Амос Клонер и Шерри Ветстоун предложили отождествить современный амфитеатр с иродианским "многофункциональным развлекательным центром", описанным тем же Флавием в
15-й книге Иудейских древностей:
Таким образом Ирод все более и более уклонялся от соблюдения древних установлений и обычаев и введением иноземных начинаний подтачивал издревле сложившийся и нерушимый строй жизни. Так как все то, что раньше поддерживало в народной массе прежнее благочестие, теперь подвергалось презрению, то мы в результате от этого немало пострадали в позднейшее время. Во-первых, он ввел в честь Цезаря через каждые пять лет повторявшиеся общественные игры и построил в [самом] Иерусалиме театр, равно как на равнине огромнейший амфитеатр, роскошь которых бросалась всем в глаза, но которые отнюдь не соответствовали мировоззрению иудеев, ибо иудеи были непривычны к такого рода зрелищам. Празднование этих игр он производил с большою торжественностью, приглашая с этою целью зрителей из соседних стран и собирая весь [иудейский] народ из них. Также и борцы и всякие другие участники в состязаниях приглашались со всех концов земли, и они являлись в надежде на призы и на славу победы, причем тут участвовали крупнейшие корифеи своего дела. Ирод назначал выдающиеся призы не только участникам в гимнастических состязаниях, но также и знатокам музыки и танцев и тем побуждал лучшие силы вступать в состязания. Равным образом он назначал также большие призы квадригам, парным экипажам и одиночкам; одним словом, все, что где бы то ни было выдавалось роскошью и блеском, он старался превзойти еще большею красотою. Кругом всего театра тянулись надписи в честь Цезаря и были воздвигнуты из червонного золота и серебра изображения трофеев его от тех народов, которых он победил на войне. Не было таких драгоценных и прекрасных одеяний и камней, которые бы не показывались зрителям на этих состязаниях. При театре имелся запас диких зверей, в том числе масса львов и всяких других зверей, отличавшихся чрезмерною силою или особенною редкостью. Этих зверей выпускали на бой как между собою, так и с присужденными к смерти людьми, причем иноземцам в одинаковой мере доставляли удовольствие как роскошь обстановки, так и волнение, вызываемое этими опасными зрелищами, тогда как для туземцев тут было лишь доказательство явного разложения нравов, чистоту которых они так свято соблюдали. Иудеи считали явным безбожием предоставлять диким зверям людей для удовольствия других людей и в столь же высокой степени безбожным вводить в свою личную жизнь чужеземные обычаи. Больше же всего оскорбляли их трофеи, и они не мало печалились, видя в них запрещенные законом изображения вооруженных людей.
Вероятно, тот же "развлекательный центр" упомянут во
2-й книге Иудейской войны при описании беспорядков, произошедших после смерти Ирода:
Бессметные массы людей устремились в столицу из Галилеи, Идумеи, Иерихона и Переи Заиорданской. В числе и решительности жители собственно Иудеи превосходили, впрочем, всех других. Они разделились на три громады и разбили тройной стан: один на северной стороне храма, другой на южной стороне, у ристалища, а третий на западе, близ царского дворца. Таким образом они оцепили римлян со всех сторон и держали их в осадном положении.
Но вернёмся к работам по обустройству объекта после ШДВ. В рамках этих работ в плотине пробили тоннель, что позволило археологам (в лице Гиоры Солара) в 1982-м немного там поковыраться. Ковыряние принесло каменную стену-плотину толщиной 3.8 м, датированную по керамике византийским периодом. Под ней обнажился короткий участок более древней стены из отёсанных каменных блоков длиной до 1.07 м и высотой 51-62 см каждый. Результаты раскопок не позволили с уверенностью датировать эту последнюю стену. Гуревич (см. ссылку в конце поста) на основании сходства с другими объектами предлагает отнести её к периоду правления Хасмонеев и именно их считать ответственными за сооружение резервуара. Вместе с тем, он не согласен с Шиком, что это именно Змеиный пруд Флавия.
Султанов пруд на схеме Шика (via ван Берхем). Здесь в полном соответствии с Шварцем к северу от основного обозначены "остатки маленького резервуара".
Объект с севера на юг:
Северная часть пруда и дома квартала
Емин Моше:
Северная стена:
В центре - подвал неясного назначения:
С юго-запада на северо-восток:
Южная плотина:
На заднем плане видим
Мишкенот шаананим и
мельницу имени Монтефиоре:
Посередине плотины, с северной её стороны, стоит один из
шести иерусалимских сабилей султана Сулеймана:
Повелел построить этот благословенный фонтан наш господин султан, великий принц и великолепный император, властелин над шеями народов, султан турок, арабов и персов, султан Сулейман, сын султана Селим хана, да сделает Аллах вечным его правление и его султанат ! В 10-й ден святого месяца мухаррам 943-го года (29 июня 1536).
Султанов пруд с юго-запада на рисунке Уильяма Бартлетта, 1842:
Пруд с юга и сабиль на фотографиях Августа Зальцманна, 1856:
(
wiki)
(
wiki)
Петер Бергхайм, 1860-е:
(
Archwaybooks.com)
Вид с севера, Феликс Бонфис, 1870-е:
Открытка, 1890-1900:
(
Библиотека Конгресса)
Скоторынок, около 1900-го:
Какая-то османская церемония возле сабиля, около 1901-го:
Плотина с востока, около 1910-го:
Немного воды, около 1970-го:
Поскольку Султанов пруд соседствует с горой Сион и юго-западным углом Старого города, во время Войны за независимость здесь прошла линия фронта. Посему возле северо-восточного угла бессейна можно увидеть мемориальную доску, посвящённую солдатам из батальона Мория (он же 61-й, из бригады
Эциони), погибшим 18 мая 1948-го в ходе
операции Килшон.
После Войны за независимость (?) был соружён тоннель, позволявший добираться из Мишкенот Шаананим на гору Сион вне поля зрения иорданских позиций на городской стене. В 1967-м тоннель, естественно, перестал использоваться. В 2021-м часть его, примыкающую к юго-восточному углу Султанова пруда, восстановили и поставили соответствующую табличку.
Вырезанные в крыше тоннеля различные названия Иерусалима (?) - разумеется, современная фича; в оригинале крыша была присыпана землёй.
Верхний конец тоннеля:
Кроме того, для связи с горой Сион в декабре 1948-го над долиной провели грузовую канатную дорогу. 200-метровый трос позволял переправлять в тележке до 250 кг. Дорога соединяла
школу Гобата на горе (теперь
Американский колледж) и
офтальмологическую больницу Сент Джон внизу (теперь
гостиница Ар Цион). Чтобы не светиться, дорогу использовали только по ночам, а днём трос опускали на дно долины. В межвоенный период она бездействовала, но существование на всякий случай держали в секрете до 1972-го. В настоящее время в гостинице есть
маленький музей, посвящённый канатной дороге. Если/когда я доберусь до этого музея, то скорее всего перенесу этот абзац в отдельный пост. A школа Гобата - вот она:
И в заключение - вид с горы Сион на сабж поста:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности Ссылки:
The Dam Dated to the Hasmonean Rule at The Sultan's Pool, Jerusalem By David GurevichThe Hippo-Stadium /Amphitheater in Jerusalem By Amos Kloner and Sherry WhetstoneMatériaux pour un Corpus Inscriptionum Arabicarum Part 2 Syrie du Sud T.1 Jérusalem «Ville» (1922) By Max Van BerchemBiblical researches in Palestine, and in the adjacent regions A journal of travels in the year 1838 By Edward RobinsonThe survey of Western Palestine - Jerusalem By Charles Warren, C.R. Conder
p 42,
p 376BibleWalks.comKolhair.co.ilZman.co.il