![](https://farm1.staticflickr.com/961/41042059304_8c484004a6_c.jpg)
Кажется, Джон Апдайк писал: "(....) неуместен, как скрипка в джазе". Я уже не вспомню, в каком произведении, это не так важно. Важнее - когда, в какую эпоху.
На основании того, что я сейчас слушаю, скрипка в джазе уместнее некуда. Если бы я вовремя услышал двойной альбом “On the Way”, он бы отправился в мой личный ТОП-2017.
(Вот это мне в себе очень не нравится: отправился бы - не отправился бы, будто ради ради этого я покупаю и слушаю; конечно, нет. При этом у меня есть “ощущение необходимости” выстраивать иерархию. На то существуют причины: отказ от излишеств, не подпускать к себе (на мой слух) бесплодное, безвдохновенное. Как говорила Симона Вейль, когда человек без стимулов выполняет свою работу наилучшим образом - это род святости. Некоторые скажут, что серьёзная поэзия - это род святости, в принципе, любое талантливое некоммерческое искусство. Я так не думаю. Совсем необязательно быть святым, чтобы писать хорошие стихи, как и хорошую музыку. Однако ни хорошие стихи, ни хорошая музыка не являются поводом объявить девальвацию святости, которая, несмотря ни на что, обладает навыком отторжения, сопротивления, она умеет за себя постоять.
Лично мне далеко до святости, очень далеко, но я стараюсь просеивать музыкальные записи (не только их) наилучшим, самым тщательным образом. Просеивание - это работа, пусть и не слишком обременительная. Это работа внутрь себя. Если она кому-нибудь пригодится, хоть кому-нибудь, я буду считать, что у меня есть стимул. Конечно, я могу обойтись и без внешнего стимула, но с ним всё-таки несколько легче).
Джазовые пуристы скажут, что “On the Way” - это не джаз; джазовые журналисты скажут, что это новая импровизационная музыка, которая отстоит от джаза, ему противоречит. Вероятно, правы и те и другие. Обоюдная правота - удачный предлог, чтобы вернуться к сравнению Джона Апдайка, к которому я привязался.
По-моему, в середине 30-х годов прошлого века джаз стал активно вербовать скрипичный звук, его технологичность, интонацию, пластику: Joe Venuti (1903 - 1978), Eddie South (1904 - 1962), Stéphane Grappelli (1908 - 1997), Stuff Smith (1909 - 1967). Это великие музыканты, но, как мне представляется, в ту эпоху джаз мог обойтись и без них, потому что джазовая скрипка тех лет лишь облагораживала, возвышала привычное струнное (ничего себе - лишь). Это чрезвычайно важная миссия, впрочем, без которой джаз не утратил бы фундаментальное, основополагающее и не приобрёл бы нечто такое, что обеспечивало бы его неизбежный прогресс.
Примерно тридцать лет спустя скрипка начала инкорпорироваться в свободный джаз: Leroy Jenkins (1932 - 2007), (факультативно) Ornette Coleman (1930 - 2015). По большому счёту, это всё ещё диковинный инструмент (всё ещё чужеродный), но это очень важный исторический момент: скрипка укореняется в джазе, пусть в нишевом и отчасти игнорируемом широкой аудиторией.
В 70-х - подобие скрипичного прорыва: Jean-Luc Ponty (1942), Michal Urbaniak (1943), Zbigniew Seifert (1946 - 1979), Billy Bang (1947 - 2011), Carlos Zingaro (1948), Ramsey Ameen. В скрипке (электрической, какой угодно) нуждается фьюжн, джаз-рок, фри-джаз, особенно последний. Скрипке всё равно, что фьюжн называют деградацией, коммерциализацией джаза. С этой поры её будет всё больше и больше и она будет всё разнообразнее. Я сомневаюсь в легитимности собственных кажимостей, но именно в те годы формировалось то, что впоследствии обретёт эмблему новой импровизационной музыки.
Мне кажется, что канонизация (кодификация) этой эмблематики в середине (или конце) 80-х годов совпадает с проникновением скрипичного звука в конвенциональную джазовую идиоматику. Скрипка уже не орнамент, не украшательство, не имитация подлинности, одолженная у глубокой и сложной академической музыки, но инструмент, противостоящий стагнации джаза. Более того, чем он сильней и настойчивей боролся с собственными клише, тем ощутимее в нём присутствие скрипки: Regina Carter (1966), Mat Maneri (1969), Jenny Scheinman (1979), Sara Parkins, Mazz Swift, Jessica Pavone, Carla Kihlstedt, Sarah Bernstein, Adam Bałdych (1986), Théo Ceccaldi (1986), Angharad Davies и др.
Скрипку можно считать одним из тех тех инструментов, благодаря которым всепоглощающее/всевмещающее джазовое искусство окрепло и выжило.
Скрипичный звук как одно их тех событий, благодаря которым возникло то, что теперь именуется новой импровизационной музыкой. В том как эволюция джаза, так и сосуществование с его традиционными формами.
Возможно, только кларнет соперничает со скрипкой в новой импровизационной музыке 2000-х.
Сверхъестественны те всесторонне образованные и академически выученные скрипачи, которые способны импровизировать. “Сверъхестественное - свет”.
Marcin Hałat - скрипка; Maciej Garbowski - бас; Krzysztof Gradziuk - ударные.